На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 213 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир
    Автор куплен, статья заказная. Пытается убедить русских, что казахи друзьями стали, видать прижало казахов.Мудрая речь: Тока...
  • ВС
    А вот с русским языком и русскими школами в Таджикистане можно и повременить."Нам срочно нужны...
  • Галина Губинец
    Автор оптимист однако. Не всё так гладко обстоит . Одно дело президент сказал, другое  как оно на местах .Мудрая речь: Тока...

Соловки - Крепость веры и духа

СОЛОВКИ

3996605_Iisys (250x250, 33Kb)

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - СИМВОЛ ВЕРЫ

Соловецкий монастырь, Белое море, суровый холодный край… Кажется, что это бесконечно далеко и надо приложить огромные усилия и потратить много времени, чтобы попасть туда.

 

На самом деле все не так уж страшно: находится он всего в трех часах, если лететь из Москвы, или 28 часах, если добираться на перекладных - поездом и катером.

Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь

© РИА Новости. Сергей Пятаков

Соловецкий монастырь, Белое море, суровый холодный край… Кажется, что это бесконечно далеко и надо приложить огромные усилия и потратить много времени, чтобы попасть туда. На самом деле все не так уж страшно: находится он всего в трех часах, если лететь из Москвы, или 28 часах, если добираться на перекладных - поездом и катером. При этом хоть раз в жизни, но побывать на Соловках надо обязательно.

   

 

   

Спросите, почему? Во-первых, здесь имеются интереснейшие артефакты в виде созданных человеком тысячу лет назад лабиринтов и культовых памятников, загадку которых ученые не могут разгадать и поныне. Во-вторых, история поклонных крестов, храмов и монастырей Соловецких островов - это история России с XIII века до наших дней. В-третьих, это уникальный памятник фортификационных и инженерных сооружений. В-четвертых, Соловецкий монастырь - старейший духовный и культурный центр северо-запада России. А 170 исторических и археологических памятников 600-летней истории делают это место уникальным, недаром Соловецкий монастырь одним из первых вошел в число 15 культурных объектов России в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Качаясь на волнах, катер медленно приближается к низкому берегу, и справа по ходу уже видны гавань Благополучия, поклонный крест на маленьком островке, серые каменные монастырские стены с круглыми по углам остроконечными башнями и купола белоснежного Преображенского собора с освященными золотыми крестами маковками.

Соловки представляют собой архипелаг из шести островов на входе в Онежскую губу. Самый крупный из островов - Большой Соловецкий, размерами 10 на 20 километров, сплошь покрытый озерами, лесами, да болотами. Самое высокое место на острове - гора Секирная, 71 метр над уровнем моря. В водах Белого моря, кроме рыбы, обитают нерпа, белуха, морской заяц и гренландский тюлень.

Следы первых поселений на островах и появление лабиринтов, а их здесь насчитывается более 30, ученые определяют третьим тысячелетием до нашей эры. Здесь же находится крупнейший в мире каменный лабиринт диаметром 25 метров. Поди знай, зачем и для чего древние рыбаки и охотники строили эти сооружения. Некоторые ученые считают, что они служили местом совершения магических промысловых обрядов или обрядов, связанных с уходом душ умерших, запутавших в хитросплетениях лабиринта. Так или иначе, загадка соловецких лабиринтов продолжает существовать.

В XII веке на островах появляются первые славяне - промысловики. За ними шли монахи, стремившиеся к аскезе в суровых северных краях. Первое монашеское поселение на островах в пределах Новгородского княжества появилось в 1429 году стараниями двух монахов - Германа и Савватия. Они же поставили на Соловках первый поклонный крест. Иноки, паломники и мореплаватели ставили поклонные и обетовые кресты - символы веры и спасения - в знак благодарности за спасение. До наших дней на Соловках сохранилось около 20 таких свидетельств чуда.

Чуть позже, в 1436 году, монахи Зосима и Герман основали сначала крепкую религиозную общину, затем и Соловецкий монастырь. Строительство монастырей на морских путях, которые вели в Северную Европу, было крайне важно для объединившего Московского княжества. Ведь в то время монастыри представляли собой не только религиозные и культурные, но экономические центры освоения территорий, крепости на пути движения потенциального врага.

Сперва на островах были возведены три деревянные церкви и небольшие постройки из того же материала. В середине XV века Соловецкий монастырь становится духовным центром русского Севера. При игумене Филиппе (1534-1548) по острову начали прокладывать дороги, а озера, коих тут великое множество, соединяли искусственными каналами. Появились пастбища, огромный участок озера отгородили искусственной плотиной, создав Филипповские садки, в которых круглый год содержалась живая рыба. В честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня были построены каменные храмы. В храм Преображения Господня были перенесены мощи основателей монастыря - святых Зосимы и Савватия. В XVI веке монастырь имел хорошо налаженные экономические связи со всеми центрами Руси. Уже тогда считалось, что каждый русский человек обязан побывать в Соловецком монастыре, а паломничество туда во многом заменяло паломничество на Святую землю.

Кстати говоря, став митрополитом Московским и всея Руси, Филипп требовал от царя отмены опричнины и отказал ему в благословении, за что, судя по всему, и был задушен Малютой Скуратовым.

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией, ведь за монастырскими воротами постоянно жили порядка 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян. Массивные стены высотой от 8 до 11 метров и толщиной от 4 до 6 метров с семью башнями и семью воротами были построены в период с 1584 по 1594 годы. В конце XVI - начале XVII веков монастырь выдержал несколько нападений шведов.

Церковная реформа патриарха Никона, стремление к полному единению Русской церкви с Греческой изменили ход истории отечественного православия и привели к расколу, что, естественно, не могло не сказаться и на нашем герое. В монастырь был направлен новопечатный служебник, однако на внутреннем соборе было принято решение не служить по новым книгам. В 1668 году началась восьмилетняя осада, которая закончилась взятием Соловецкого монастыря, правда, благодаря измене одного из монахов, который открыл царским стрельцам потайную дверь в одну из башен монастыря.

В XVIII веке монастырь неоднократно посещал Петр I и в один из приездов основал на Большом Заяцком острове церковь Андрея Первозванного. В 20-е годы XVIII века были у монастыря свои верфи, на которых строились парусные суда, а через 30 лет он имел уже свои пароходы для паломников (аж на 600 пассажиров каждый).

На протяжении всей своей истории монастырь с его толстыми стенами и отдаленностью от материка играл роль надежной тюрьмы для разного рода раскольников и политических противников сначала царского, а потом и сталинского режима. В монастырских башнях и стенах были предусмотрены камеры для содержания заключенных. Размеры их невелики: длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра. В башне Корожня, тюремные кельи были и того скромнее: 1,4 метра в длину, метр в ширину и высоту. В такой камере можно было находиться только в полусогнутом состоянии, а вместо двери - узкое отверстие, через которое узник с трудом мог пролезть внутрь. В камерах отбывали наказание участники крестьянского бунта под предводительством Степана Разина сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев. "Заглядывал" сюда и Пётр Андреевич Толстой - государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I. Последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский провёл 26 лет в камере размером 1 на 2 метра. Были и "рекордсмены" по заключению: так, старовер Семён Шубин томился за решеткой 63 года и, несмотря на ужасные условия заключения, сохранил верность свои религиозным взглядам.

 

В 1920 году монастырь был закрыт, а его имущество было реквизировано. Через три года он был передан для нужд ОГПУ, и в его стенах был устроен концентрационный исправительно-трудовой лагерь, в котором содержалось ежегодно от 3 до 70 тысяч заключенных. Это надо знать и помнить. Через лагерные ужасы с октября 1923 по 1939 год прошло 350 тысяч заключенных, и не менее 7 тысяч человек нашли здесь последний свой приют. Среди заключенных этого периода сплошь узнаваемые фамилии: Борис Николаевич Ширяев, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Владимир Андреевич Артемьев, архиепископ Иларио?н (Владимир Алексеевич Троицкий, позднее причисленный к лику святых), Павел Александрович Флоренский и другие.

В годы войны на островах размещалась школа юнг, выпускниками которой были народный артист СССР Борис Штоколов, лауреат Государственной премии Валентин Пикуль и другие. В декабре 1988 года был воссоздан первый церковный приход, а в 1992-м Соловецкий историко-культурный комплекс вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Началась новая жизнь и монастыря, и островов как туристического центра.

Местные туристические агентства предлагают экскурсии с говорящими названиями, пешеходно-лодочные походы по озёрам и рукотворным каналам Большого Соловецкого острова, экскурсии в монастырский скит на Секирной горе с посещением церкви Вознесения Господня и самого высокого маяка Беломорья. Доступны также Макарьевская пустынь и ботанический сад "Хутор Горка" - один из самых северных ботанических садов в России. На Большом Заяцком острове можно посетить заложенную Петром I Андреевскую церковь и древние каменные лабиринты.

Путешествуя по островам, надо иметь в виду, что погода здесь меняется с молниеносной скоростью - только что светило солнце, и вот уже подул ветер, стало холодно, пошел дождь, который через десять минут может потерять земной интерес, и тогда снова засветит солнце.

На память о Соловецких островах, конечно, навсегда останутся ощущение прикосновения к прекрасному.

3996605_Pravoslavie5_by_MerlinWebDesigner (250x250, 30Kb)

ИЗ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОБИТЕЛИ

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени церковного прославления угодников Божиих на Московском соборе 1547 года находились в монастыре.

В Соловецкую обитель в 1465 году, при игумене Зосиме, были перенесены из селения Сорока мощи преподобного Савватия. Мощи были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Зосима, почивший в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора.

   

 

   

8 / 21 августа 1566 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены во вновь построенный каменный Спасо-Преображенский собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.

Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.

Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.

Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.

В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

В 1925 году мощи святых были вскрыты, но 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.

С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему, прежде всего во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.

 

Об обретении мощей святых в Казанском соборе Санкт-Петербурга

В первую очередь передаются реликвии, имеющие сугубо религиозный характер и пользующиеся особым почитанием верующих. В Православной Церкви к таким иконам относятся мощи святых. Автор этих строк - убежденный сторонник полного и безусловного возвращения Церкви святых мощей, изъятых вовремя кощунственной кампании начала 1920-х годов и позднейших гонений на Церковь. Я был инициатором и участником всех состоявшихся передач Православной Церкви мощей, хранившихся в музее. Как известно, по православной традиции почитаются как полные мощи святых, так и частицы мощей.

В музее истории религии, как и в некоторых других музеях России долгое время хранились мощехранительные иконы и ковчеги с частицами мощей различных святых. Часть этих реликвий сейчас передана Церкви, например, мощехранительная икона влмч. Пантелеймона - в Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря, мощехранительная икона прп. Серафима Саровского - в церковь Владимирской иконы Божией Матери, мощехранительная икона свт. Петра, митрополита Московского - в СПб подворье Оптиной пустыни, мощехранительная икона свт. Патриарха Гермогена - в Троицкий собор на Измайловском проспекте. Но наибольшее значение, конечно, имело возвращение Православной Церкви полных мощей чтимых ею угодников.

Первым таким актом была передача Церкви святых мощей бл. кн. Александра Невского. От хранителя фонда православного искусства я располагал информацией, что они находятся в хранилищах музея, и по моей просьбе хранитель показал мне ковчег с мощами. Это был небольшой кипарисовый ларец с надписью на верхней крышке «Останки святых мощей благоверного князя Александра Невского. Перенесены в сей ковчег 24 июля 1917 г.» Размеры ковчега и надпись на нем соответствовали тому историческому факту, что мощи Александра Невского горели при пожаре во Владимире и уже давно именовались «останками мощей». Ящик имел две медные ручки по бокам, был перевязан веревкой и опечатан сургучной печатью. Когда я попытался выяснить, в какое время и как поступил в музей этот ковчег, оказалось, что никакой документации об этом не имеется. Здесь я впервые столкнулся с фактом, который впоследствии получил подтверждение: к хранению изъятых у Церкви мощей было особое отношение. Иконы и богослужебные предметы, находящиеся в музее (в частности, в Музее истории религии), занесены в музейные описи; как правило, известно время и источник их поступления в музей. Что же, касается мощей, то здесь правилом будет уже отсутствие упоминания о них в музейных описях, как будто их вообще нет. Я думаю, мощей, глубоко почитаемых верующими, боялись, и существовали, очевидно, негласные инструкции соответствующих органов, чтобы как можно меньше людей знало, где они находятся. Скорее всего, мощи св. кн. Александра Невского после изъятия их из Троицкого собора Александра-Невской лавры 15 ноября 1922 года какое-то время находились в органах ОГПУ, а затем были переданы в музей. Правда, это лишь предположение, ибо, повторю, никаких документов пока не обнаружено, а скорее всего, их просто не было сознательно. Я предложил дирекции вернуть Церкви ее великую святыню. И очевидно, Провидение решило, что время для этого уже настало, ибо через короткое время епархия обратилась в музей с просьбой дать информацию, хранятся ли в нем мощи св. Александра Невского. Мы дали положительный ответ и выразили готовность их передать. Одновременно я предложил передать Церкви еще одну ее святыню, которая, как я выяснил, тоже находилась в фондах музея, и которую я осмотрел: святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Что касается их святых мощей, то здесь был редкий случай, когда имелась документация, разъясняющая: откуда и когда они поступили в музей.

В 1946 году в Музей истории религии была передана большая часть фондов упраздненного так называемого Центрального антирелигиозгного музея в Москве (ЦАМ). Оттуда поступили и святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа. В инвентарных книгах ЦАМа, хранящихся в Музее истории религии, отмечено, что мощи происходят из Соловецкого монастыря (акт № 401 от 19.01.1940 г. Ст. 27581, 27582, 27583). Где они были до поступления в ЦАМ, правда, не указано; я думаю - также в органах ОГПУ-НКВД. Мощи были упакованы в три больших бумажных свертка, где находились также кожаные туфли прп. Зосимы, остатки суконной одежды и кожа от туфель прп. Германа. Мощи прп. Германа кроме бумаги были завернуты в воздух и кусок голубой парчи.

В апреле 1989 года мощи святого Александра Невского и мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были одновременно предъявлены церковной комиссии во главе с митрополитом Алексием (ныне почившим Патриархом Московским и всея Руси). В комиссию также входили также представители духовенства Ленинградской епархии. Вскрыв ковчег с мощами Александра Невского, комиссия обнаружила останки обгорелых мощей, часть схимы, в которой был похоронен благоверный князь, два атласных плата, шелковую пелену и две шелковые подушечки. Ковчег и его содержимое полностью соответствовали описаниям, содержащимся в акте об изъятиях мощей в 1922 году, который находился у комиссии. Комиссия также осмотрела мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. У мощей святых угодников был совершен молебен. В июне 1989 года состоялась торжественная передача Русской Православной Церкви мощей святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года - мощей святых прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. После этого я был уверен, что все полные мощи святых, хранившиеся в музее, возвращены Церкви. Однако Богу было угодно спустя некоторое время явить чудо, которым стало открытие мощей святого Серафима Саровского. В отличие от мощей святых Александра Невского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких о существовании в музее никто не подозревал. В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей преподобного Серафима. Произошло это так. В начале ноября 1990 года группа научных сотрудников и реставраторов, в том числе автор этих строк, проводила в одном из хранилищ отбор предметов для передачи Церкви. И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание обратил на себя прямоугольный предмет длиной свыше полутора метров, обшитый грубой тканью. По виду предмет напоминал деталь мебели и, очевидно, поэтому до сих пор он не привлекал внимания. Однако на этот раз проверка велась особенно тщательно, и один из сотрудников моего отдела Е.М. Лучшев предложил посмотреть, что внутри. Отпороли край ткани, и стало ясно: перед нами мощи. Через некоторое время я, в присутствии Е.М. Лучшева, провел их предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью, которая, как известно, делается, чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперстный крест в серебряной оправе. На сложенных на груди руках - поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом было вышито: на одной - «Святый отче Серафиме!», на другой - «моли Бога о нас». Прочитав это, я понял, что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни Русской Православной Церкви ХХ века - втором обретении мощей великого угодника Божия, святого Серафима Саровского. О том, что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавчиках: известно, что Православная церковь на тот момент> среди Серафимов чтит только одного - Саровского. Медный крест на груди известен из жития преподобного Серафима: это крест, которым благословила его мать в начале его подвижнического пути и с которым он не расставался. А в поручах, что обнаружены были на руках преподобного Серафима, и епитрахили он принимал приходящих к нему за благословением и советом посетителей. Но, естественно, окончательное слово в вопросе опознания святых мощей могло принадлежать только Церкви. После моего сообщения дирекция музея поставила в известность о находке Патриарха Алексия II. Через некоторое время в музей прибыла назначенная Патриархом комиссия в составе секретаря Патриарха епископа Тамбовского Евгения (Саровская пустынь раньше находилась в пределах Тамбовской епархии). На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о закрытии мощей прп. Серафима в 1922 году (эти документы имелись у представителей комиссии) комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского, судьба которых долгие годы была неизвестна». Каким образом мощи прп. Серафима оказались в Петербурге в Музее истории религии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно, как уже говорилось - никаких документов об этом нет. Но с большой степенью вероятности представители Церкви и сотрудники музея предполагают, что эти мощи были привезены сюда в 1946 года из ЦАМа. Однако, в отличие от мощей святых Соловецких угодников, - совершенно тайно, без всякого упоминания в описях. Почему так произошло, сказать трудно: возможно, из-за особого почитания преподобного Серафима особенно боялись какой-либо утечки информации о его мощах. В январе 1991 года состоялась торжественная передача Церкви мощей прп. Серафима Саровского - событие, глубоко отозвавшееся в сердцах православных русских верующих. Однако и на этой история с обретением мощей святых под сводами Казанского собора не закончилась. Через некоторое время инженерной группой, обследовавшей состояние перекрытий, были найдены еще одни, на этот раз закопанные мощи. Инженерам об этом сообщила дочь рабочего музея, который закопал их здесь в 1960-х годах, когда во время эпидемии тогдашняя комендант музея велела их куда-нибудь убрать. На этот раз о находке сообщили сначала в епархию, а потом - в дирекцию музея. Мощи, о которых тоже никаких упоминаний в музейных описях не было, решили перевезти сначала в алтарь Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Большая комиссия, в которую входил и я, развернула ткань, в которую было плотно упаковано тело, и перед нами предстали нетленные мощи. После долгой работы церковная комиссия пришла к выводу, что это мощи свт. Иоасафа Белгородского. Я предполагаю, что эти мощи также попали в музей из ЦАМа. Для этого имеется ряд хотя и не прямых, но косвенных доказательств.

 

Не знаю, завершилась ли на этом история обретения мощей в Казанском соборе. Некоторые верующие обращались ко мне и говорили, что, возможно, здесь находятся мощи преподобного Александра Свирского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Так это или не так, я не знаю, но документов об этом в музее нет. Пути Господни неисповедимы, но я уверен, что когда-нибудь мощи всех святых угодников вновь возвратятся к православным верующим.

http://www.liveinternet.ru/users/merlinwebdesigner/post37195...

Картина дня

наверх