На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 214 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Т.е. всё в порядке вещей для вас?Украина: «могилиз...
  • Людмила Лепаева
    Зачем нам нужны мед институты и учится не нужно и врачи не нужны подошёл к роботу задал вопрос получил историю болезниПять минут хороше...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ Неужели в бывших союзных республиках СССР наконец то стало доходить, что русский язык - это всего лишь универсальн..."Нам срочно нужны...

Война США с Китаем: какие могут быть последствия для России

Противостояние между Вашингтоном и Пекином все больше обостряется, попутно затрагивая интересы России. Во многом от поведения нашей страны зависит, получит ли она от американо-китайского конфликта какие-либо дивиденды или столкнется с серьезным проблемами.

Холодная война

В США многие уверены, что с уходом Трампа напряжение в отношениях с Китаем никуда не исчезнет. Более того, и республиканцы, и демократы полагают, что раскол между Пекином и Вашингтоном будет лишь усиливаться. Даже советники Байдена, несмотря на то что он никогда не был склонен преувеличивать китайскую угрозу, уверены, что пути обратно нет. Нас ждет новая продолжительная схватка с неясным концом, – заявляет бывший эксперт по вопросам Китая в Пентагоне Джозеф Боско, – но американским политикам предстоит поломать голову, как в ней победить.

Очевидно, коронавирусный 2020 год станет точкой отсчета новой холодной войны, развязанной США. Но теперь против другого колосса с Востока – Китая. Некоторые американские эксперты прогнозируют, что «Холодная война 2.0» станет противостоянием блоков: один возглавят Китай и Россия, другой – США, НАТО и ЕС, однако именно Китай будет в роли врага №1, на которого направит свой фокус американская внешняя политика. Как и в холодной войне против СССР, Америка видит в Китае в первую очередь идеологического оппонента, который не хочет подстраиваться под ценности «цивилизованного мира».

Американские политологи предупреждают Белый дом, что если он хочет одержать победу, то действовать нужно безотлагательно, так как через 7-10 лет говорить с Китаем с позиции силы будет значительно сложнее. Однако поспешное и бездумное наращивание конфронтации с Китаем также не сулит ничего хорошего. В общем Вашингтону нужно решать, каким образом давить на Поднебесную. Либо продолжать торгово-санкционную войну, целью которой станет изоляция Китая от «стран развитой демократии», либо втягиваться в «горячее» противостояние с применением военной силы.

Как показывает риторика администрации Трампа, США готовы к любому развитию событий. Госсекретарь Майк Помпео, высказываясь недавно о притязаниях Пекина на ряд спорных территорий в Южно-Китайском море, заявлял, что мир не позволит Китаю вести себя там как морская империя, США будут любыми средствами защищать как законные интересы Филиппин, Малайзии и Вьетнама, так и свободу судоходства в этом регионе. Некоторые эксперты предупреждают, что грань между «горячей» и «холодной» фазой американо-китайской войны может быть очень зыбкой.

Торговая война

Глобальная пандемия коронавируса отбросила отношения между США и Китаем до периода предшествовавшего 1978 году, когда власти Поднебесной начали курс на сближение с Западом. Трамп открыто обвинил Пекин в том, что он ответственен за один из крупнейших в истории кризисов в американской экономике и потребовал возместить ущерб в размере 6 триллионов долларов. В противном случае Вашингтон намерен рассмотреть вопросы ужесточения мер в отношении китайских компаний, также обсуждается и отказ от возвращения американских долгов Китаю.

Нам может показаться, что торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира пойдет России на пользу. В частности, существует мнение, что обе враждующие стороны, чтобы компенсировать экономические потери, будут теснее сотрудничать с Россией. Однако не все так прозаично. Российский товарооборот с США не превышает 30 млрд долларов – это ничтожно мало – и нет оснований предполагать, что Соединенные Штаты, особенно в условиях антироссийских санкций, захотят его увеличивать.

Не стоит ждать, что китайские экспортеры, потеряв американский рынок, ринутся к нам. Китайский экспорт в США уже рухнул на 20% и переориентации бизнес-кругов Поднебесной на Россию не наблюдается. Российский рынок также незначителен для китайской экономки, как и для американской. Чтобы компенсировать потери, пострадавшие китайские компании могут переориентироваться на стремительно растущий внутренний рынок.

Теоретически Россия смогла бы заменить США на поставках газа в Китай, однако трубопровод «Сила Сибири» еще не достроен, кроме того, ряд экспертов полагает, что газовый контракт заключен в первую очередь на выгодных для Китая условиях и для российской компании может оказаться минимально рентабельным.

Первый зампред российского правительства Антон Силуанов считает, что масштабная торговая война между Китаем и США негативно отразится на России. Она лишь приведет к замедлению роста всей мировой экономики, что в свою очередь снизит как цену на энергоносители, так и потребность в экспорте российского сырья. Все это означает падение объема товарооборота, потоков капитала и инвестиций.

Горячая война

Американский политолог Кристофер Лейн полагает, что последние тенденции во взаимоотношениях США и Китая, находящихся в состоянии свободного падения, демонстрируют движение к вооруженному противостоянию. Масла в огонь подливают военные маневры, которые оба государства проводят в Южно-Китайском море. Камнем преткновения здесь является Тайвань, который, судя по заявлению высоких чинов из Пентагона, Америка будет защищать в случае попытки Китая аннексировать остров. Другим поводом к началу военного конфликта, по мнению аналитиков, может стать Корейский полуостров, точнее Северная Корея, по отношению к которой США и Китай занимают разные позиции.

Конечно, шансы перехода противостояния между двумя сверхдержавами в горячую фазу пока оцениваются как низкие, тем не менее США уже собирают коалицию. Туда предположительно войдут Великобритания, Канада, Австралия, возможно, Индия, которая недовольна усилением КНР. Под вопросом участие Японии и Южной Кореи: обе страны не желают втягиваться в войну с таким мощным соседом, по крайней мере, они не будут инициаторами вооруженного конфликта.

Китай, исходя из заявлений его лидеров, всегда готов защищать свои интересы любым подходящим для этого способом. Так, глава КНР Си Цзиньпин в ходе недавней встречи с командованием призвал военных «не бояться смерти и готовиться к победам», а также сосредоточить внимание на подготовке к боевым действиям. Американский журналист Билл Пауэлл считает, что Пекин небезосновательно может рассчитывать на победу в предстоящей войне, несмотря на гораздо более скромные, чем у США, траты на оборону (240 миллиардов долларов против 633 миллиардов).

Военные эксперты полагают, что КНР будет делать акцент на тех современных технологиях, которые позволят получить асимметричные преимущества перед противником. Это могут быть гиперзвуковые ракеты, летящие на рекордно низких высотах, которые почти невозможно засечь радарами. Угроза их применения заставит США ограниченно использовать свой авианосный флот. Бывший офицер австралийской армии и специальный советник в Пентагоне Дэвид Килкуллен заостряет внимание на том, что Китай обогнал США в некоторых критических технологиях и вывел концепцию ведения войны на уровень, где традиционный подход не может быть реализован.

Существует теоретическая возможность, что США попытаются претворить в жизнь концепцию, которая готовилась для СССР: обезоруживающий удар неядерными и ядерными средствами малой мощности по системам командования, ПВО и критической военной инфраструктуре с дальнейшим принуждением к миру. Однако это очень рискованный шаг, таящий крайне тяжелые последствия и для самих Соединенных Штатов, на которые Белый дом вряд ли пойдет.

Кристиан Брозе из Центра стратегической и бюджетной оценки предлагает более эффективную и безопасную модель атаки на Китай. С его слов, нужно во всеуслышание заявлять о революционных прорывах в области кибернетического и искусственного интеллекта в боевых изделиях: противник этого не может проверить, зато может быть напуган. Жаклин Шнайдер, эксперт по безопасности из Стэнфордского института, говорит о другом варианте: направить Китай на ложный путь, например, заставив вкладывать огромные средства в строительство авианосцев, а самим в тоже время развивать более современные и эффективные виды вооружений.

Выбор за Россией

Многие эксперты главным бенефициаром американо-китайского конфликта называют Россию. Во-первых, Соединенные Штаты отвлекутся от навязчивой идеи, «что бы такое найти, в чем еще можно было обвинить Кремль». Во-вторых, на долгие годы будет предан забвению проект широкомасштабного стратегического партнерства США и Китая, который в случае успеха нанес бы по России весьма болезненный удар. Тут-то и возникает сложность для Москвы. Ей придется определиться по какую сторону баррикад встать или же оставаться над схваткой двух гигантов. Существует несколько вариантов развития событий.

Первый вариант – поддержать Китай. У нас с Поднебесной давно установились доверительные отношения, однако мы лишь партнеры, а не союзники. России будет невыгодно ослабление США за счет усиления Китая. Учитывая быстрые темпы роста Китая как технологической и военной державы, мы не будем чувствовать себя в безопасности рядом со столь мощным и непредсказуемым соседом. Нам гораздо выгоднее зависимый Китай, готовый идти по отношению к России на определенные уступки.

Второй вариант – оказать поддержку США. Тем самым у нас появится шанс снятия антироссийских санкций и более тесной интеграции с западным миром. Однако, во-первых, США захотят получить Россию в союзники только на своих условиях, во-вторых, Москве нежелательна и даже опасна конфронтация с Китаем, в-третьих, не в интересах нашей страны нарушать сложившийся в мире баланс сил.

Третий, самый напрашивающийся вариант – занять нейтральную позицию и выступить в роли посредника в улаживании конфликта между США и Китаем. Это лучший для нас путь, так как Россия всегда была сторонницей многополярного мира, где не должно быть двух противоборствующих центров, а всестороннее международное сотрудничество и поддержание безопасности в мире возложено на целый ряд стран, находящихся в равноправном партнерстве. Примером такой стратегии может служить БРИКС.

Впрочем, не исключен и четвертый вариант, который может быть дополнением к третьему. Россия встанет на путь сближения с Европой. В настоящее время Евросоюз находится на пути структурной перестройки, что открывает широкий спектр возможностей для сотрудничества между двумя сторонами. России есть что предложить западному соседу. С одной стороны, Россия как мощная военная и политическая сила может стать неким буфером безопасности для Европы, с другой – выступить в роли торгово-экономического и дипломатического коридора, связывающего Европу с Китаем.

В любом случае Россия обязана использовать усиливающееся американо-китайское противостояние для продвижения собственных интересов. Москва должна попытаться добиться уступок от обеих враждующих сторон, а также укрепить связи с теми крупными игроками, которые остаются в стороне от политических амбиций Вашингтона и Пекина. В первую очередь это Индия, Япония, Южная Корея и Германия. Будет обидно не воспользоваться предоставленными шансами. Но есть уверенность, что руководство нашей страны предпримет правильные действия.

Тарас Репин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх