Национальный парк Меса-Верде находится на юго-западе штата Колорадо, на горном плато, возвышающемся над окружающей местностью на 600 метров. Плато покрыто хвойным лесом, где преобладают сосны и можжевеловые. На территории парка обитают более 200 видов птиц: золотой орел, большой сыч, полосатый ястреб, различные виды колибри, а также животные- белохвостый кролик, каменная белка, койот, пума, ящерицы, тарантулы. Но главная достопримечательность - это древние скальные поселений коренных жителей Северной Америки VI—XIII веков, окружающие парк - землянки и руины домов на плато, речные плотины на дне каньонов, площадки для лущения кукурузы и сосновых шишек.
Парк Меса-Верде весьма популярен среди туристов, ежегодно здесь бывает до 700 тысяч посетителей.
До середине 18 века эта область была практически неисследованной.
Первым европейцем, кто поднялся на плато, стал американский геолог и исследователь Джон Стронг Ньюберри (Dr. John S. Newberry) в 1859 году. Экспедиция, в которой он состоял, первой зафиксировала в исследовательских дневниках термин Меса Верде («Зеленое плато»).
В 1891 молодой шведский исследователь Густав Норденшкольд (Gustav Nordenskiold) провел несколько месяцев на плато, где им были найдены, описаны и сфотографированы более 600 объектов. Конгресс утвердил билль о создании Национального Парка Меса Верде только в 1906 году. В 1978 году Парк был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поселенцев Меса Верде называли Анасази. Аnaasází означает на языке Навахо “древние пришельцы”, но в последствии изучения учеными было принято решение использовать имя Пуэбло (Ancestral Pueblo), которое подчеркивает связь с современными Пуэбло – наследниками древней цивилизации(т.е. их потомками) Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико)
Первые индейцы пришли на плато Меса Верде около 600 г. н.э. Они не знали письменности.
Изучение истории этого народа также осложнено практически полным отсутствием артефактов того времени: очень многое, что было важно в повседневной жизни Пуэбло уничтожено или похищено еще до образования Национального парка под защитой государства.
С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника.
Модельная реконструкция Пуэбло-Бонито
Сейчас археологи могут строить предположения, основываясь только на анализе раскопок найденных руин древних городов на равнинах и в стенах каньона.
Равнинные жилища относятся к более ранним постройкам: прежде чем начать строить жилища в стенах каньона (cliff dwellings), индейцы создавали каменные одно или двухэтажные дома на равнине на несколько семей. Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света.
Практически в каждой постройке можно проследить сходные шаблоны: несколько объединенных жилых комнат, небольшие изолированные комнаты для хранения еды для каждой семьи.
В строительстве домов древние Пуэбло использовали песок, который они прессовали в кирпичи размером с буханку хлеба, а пространство между кирпичами заполняли смесью из грязи и воды. Жилые комнаты занимали в среднем 50 квадратных футов и строились из расчета на 2-3 человек. Комнаты для хранения вероятнее всего использовались для хранения пищи.
Особой важностью обладала кива – концентрическая постройка с одним или более входами, обособленным местом для костра и дымоходом для вентиляции помещения. Большинство ученых определяют киву как священное место, где собиралась вся семья за молитвой. Как церемониальная комната, Кива, использовалась для молитв о дожде, удачной охоте и хорошем урожае. Древние Пуэбло верили, что люди пришли из потустороннего мира, поэтому, в центре кивы индейцы создавали небольшое отверстие-углубление – сипапу (sipapu) – символический вход в потусторонний мир.
Самым крупным сейчас считается Far View House, 1100-1300 гг. н.э. Уже невозможно восстановить точную архитектуру постройки: предположительно, это был двухэтажный дом на четыре клана с 40 комнатами на первом этаже. Также на первом этаже расположены четыре небольших кивы (возможно, по одной на каждый клан) и одна кива в диаметре превышающая каждую из “семейных”. Возможно, такая кива использовалась по самым важным событиям, когда собирались вместе все кланы.
С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад
До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II. Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода: период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло (Developmental Pueblo Period).
фотография пуэбло Вильяма Джексона, одного из первых исследователей этих мест.
Мастера-"корзиноделы" были очень искусны в своем ремесле. Они изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах, образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и обрабатывали злаковые культуры и бобы.
За 500 лет до нашей эры древние жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать вместо корзин глиняную посуду. Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики.
Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах.
На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.
Четыре Anasazi
Одним из важнейших растений для анасази была юкка — кустарник, похожий на кактус.
Из ее крупных листьев получали прочные волокна для корзин, веревок, ковриков, сандалий и одежды. Шипы служили швейными иголками, а из цветков варили суп. Плоды, внешне похожие на огурцы, шли в пищу. Сырыми они по вкусу напоминают дыню, а печеными — картофель. В пюре из плодов юкки клали ягоды, делали лепешки, сушили их и запасали на зиму — получалось что-то вроде печенья с изюмом. Из корней варили мыло, как до сих пор делают индейцы хопи в штате Аризона.
Домашней работой обитатели занимались в основном на улице — в небольших, огороженных каменной стенкой двориках, примыкавших к комнатам. Женщины плели корзины и сандалии, пряли, шили узорные одеяла, делали керамическую посуду и расписывали ее черным геометрическим орнаментом.
В глиняных кувшинах на зиму заготавливали кукурузу, бобы, копченое мясо, ягоды, орехи, желуди и высушенные цветы, служившие пряностями. А мужчины делали из камня и кости различные инструменты — ножи, топоры, шила, скребки.
При довольно высоком уровне строительства анасази оставались в каменном веке — металл им был незнаком. Летом огонь они разводили только для приготовления пищи, а зимой костры горели круглосуточно во всех комнатах. До сих пор покрытые копотью стены и потолки напоминают о холодах, в которых люди жили по полгода. Все ненужное — объедки, обноски, рухлядь — попросту выбрасывали из окон на склоны скал. Постепенно на дне каньона накопился обильный культурный слой. Из него-то в основном и собрана богатейшая археологическая коллекция местного музея.
Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.
Период Пуэбло (расцвет культуры этого народа) продолжался между 700 и 1300 годами н.э. Люди, жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в районах пещер плато, назывались "пуэблос". Примерно с начала XII века люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200 г. они стали строить новые деревеньки - "пуэблос" вдоль стен каньона, под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли "жителями скал" (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20 лет.
А на покинутом 700 лет назад плато Меса-Верде сейчас вновь оживленно — там круглый год открыт национальный парк. Несмотря на удаленность от крупных городов, в нем стремятся побывать сотни тысяч человек. Ежегодное число туристов почти в 10 раз превышает общее количество людей, населявших Меса-Верде в течение семи с половиной веков до 1300 года.
Меса-Верде. Дух Анасази
http://www.firstpeople.us/american-indian/pottery-and-basket-pictures-4.html#basket_1
http://sassik.livejournal.com/169065.html
http://ucrazy.ru/other/1414470254-zagadochnyy-naro...oiteli-peschernyh-gorodov.html
Свежие комментарии