Бог танца, великий сын Кавказа, он любил повторять: "У меня пара крыльев - Чечня и Россия".
А стал гражданином всего света, посвятив свою судьбу служению красоте и бескорыстной помощи народу.
И огромное значение в его становлении сыграла его мачеха, которую сам танцор всегда считал своей второй, своей еврейской мамой.
Против воли отца
Махмуд Эсамбаев был рожден в чеченской семье в горном ауле Старые Атаги Грозненского района 15 июля 1924 года.
С детства мальчика приглашали на все праздники, и там он с удовольствием плясал наравне со взрослыми.
Тяга к танцам у народов Кавказа передается с молоком матери, и не умеющих танцевать там считают несостоявшимися людьми.
С семи лет мальчик восхищал окружающих своим талантом, пластикой и задором.
Тогда никто не мог предположить, что скоро юный танцор станет известным всему миру.
В тот период по Северному Кавказу путешествовали бродячие цирковые труппы.
В 8 лет Махмуд присоединился к одному из этих цирков и начал разъезжать по области.
Отец Эсамбаева гневался, - он полагал, что хореография - это развлечение, а никак не мужское занятие,
которым можно прокормить семью.
Но уже тогда будущий король танца, наперекор воле отца, решил стать настоящим артистом.
Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь.
В 1934 году Чечню посетила актриса Любовь Орлова, которая, увидев танец талантливого юноши,
предсказала ему звездное будущее, чем еще больше укрепила его решение в выборе профессии.
В 1939 году он решает поступить в училище хореографии Грозного и
вскоре становится солистом Чеченского танцевального колектива.
Не мачеха, а мама
Немалую роль в становлении Махмуда Эсамбаева сыграла его мачеха.
Вторым браком отец танцора сочетался с одесситкой Софьей Михайловной,
которая не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем.
Даже когда отец начал кочевать от одной женщины к другой (а всего у отца было 11 браков),
Махмуд остался со своей еврейской мамой.
С появлением в семье мудрой и заботливой женщины фортуна повернулась к танцору лицом.
Двенадцать лет Эсамбаев был ведущим солистом балета в Киргизском театре, солируя в "Лебедином озере",
"Спящей красавице"и других спектаклях. На премьерах в первом ряду сидел его отец и мысленно просил прощения у сына,
что когда-то не поддержал его выбор. А мама его на деньги, отложенные ею по копеечке на "черный день",
покупала белые розы к премьерам сына, чтобы сделать его жизнь еще светлее.
Именно в тот период Эсамбаева удостоили звания Народного артиста Киргизской ССР.
А позже он стал "народным" еще в семи республиках.
Фронтовые бригады
Когда началась Великая Отечественная, Махмуд одним из первых отправился на фронт в составе ансамбля,
чтобы поднимать моральный дух советских бойцов.
Его фронтовая эстрадная бригада блистала в госпиталях, на производстве оборонительных сооружений и на передовой.
Во время выступления Эсамбаев получил ранение ноги.
Для любого человека вердикт хирурга был бы окончанием карьеры, но не для Махмуда.
Его сила воли и настойчивая работа над собой помогли не только справиться с недугом, но и вернуться на сцену.
Вскоре танцору выпали предложения несколько ролей одновременно в Пятигорском театре оперы и балета.
А позже Эсамбаев был удостоен награды Ордена Отечественной войны 2-й степени.
После фестиваля
В 1957 году в столице состоялся Всемирный молодежный фестиваль,
который принес танцору лидерство в двух номинациях и первые медали.
Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра.
Тогда великая Галина Уланова сказала, что такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие.
После фестиваля новая звезда балета решает расширить репертуар и начинает профессионально заниматься танцами народов мира.
Он понимает, что такой танец необходимо прочувствовать, а только потом исполнить его технически.
Душу народа вложить в несколько минут движений. И на этом поприще талант маэстро засверкал новыми гранями.
Не единожды Махмуд Эсамбаев с успехом выступал за границей.
Он первым в СССР основал собственный коллектив с сольной программой "Танцы народов мира".
Возглавлял Международное общество лидеров эстрадного искусства, был почетным академиком Международной Академии танца.
Благодаря ему в Грозном были возведены новый цирк и театр драмы.
В 50-летний юбилей Махмуд Алисултанович был награжден званием Народного артиста СССР,
а через десять лет - Героя Социалистического Труда.
К 70-летию он получил орден Дружбы, а затем - звезда "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Однако не количеством наград ознаменована доля патриарха хореографии,
а любовью и признанием благодарных зрителей, жизнь которых он делал красивой и возвышенной,
а от этого становился счастливее сам...
А о своей второй маме в воспоминаниях он писал:
«Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце.
Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».
В этом видео несколько самых ярких образов, которые были созданы Махмудом Эсамбаевым на сцене.
Танцует Махмуд Эсамбаев (1976)
Производство: Главная редакция музыкальных программ ЦТ СССР
Величайшая знаменитость СССР солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет 20 века, Махмуд Алисултанович Эсамбаев был не только мастером по настоящему мужскому народному танцу, но и великим мудрым и всеми уважаемым человеком, который через свое искусство приобщал людей к разуму и гуманизму.
Он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же знаменитой, как и другой предмет его гордости - осиная до старости талия. Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война.
В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений и в военных госпиталях. Во время одного из таких выступлений Эсамбаев был ранен в ногу после того, как вблизи сцены, где перед солдатами выступал Махмуд, разорвался снаряд. Осколок попал ему в ногу.
Эсамбаев дотанцевал и уже за кулисами упал, потеряв сознание. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям дочери Эсамбаева Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду:
«Ногу я вам спас, а вот танцевать вы не сможете».
Но доктор ошибся – сила воли у юноши была железная, и он совершенно не представлял свою жизнь без танца. Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его единственная любовь супруга Нина Аркадьевна, с которой он познакомился, когда ему было 17 лет. Она всегда была рядом с ним – и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни.
Эсамбаев — создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и многих других.
Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов...
Свежие комментарии