На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 214 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Грядёт время победоносных ссыкунов?Военные заводы СШ...
  • КУАТ
    - "когда казахи были безграмотные и кроме как пасти баранов ничего не умели." - никогда такого не было. Кстати, а мно...Мудрая речь: Тока...
  • КУАТ
    - "Да и русских в Казахстане больше, потому что ехали целину поднимать (то, что вы, казахи, в жизни бы сами не сделал...Мудрая речь: Тока...

Нация, вырывшая Панамский канал

Кирилл Бенедиктов

Кирилл Бенедиктов
политолог, автор политической биографии Дональда Трампа «Чёрный лебедь»

В пятницу вечером президент Трамп выступил в Пенсаколе, штат Флорида, с полуторачасовой речью.

Эту речь уже успели разобрать на цитаты американские, канадские и немецкие журналисты. Её уже назвали «самой странной из речей Трампа», а агентство Associated Press даже подготовило подборку самых главных ошибок, которые американский президент допустил в этой речи, — но они касаются в основном экономических показателей.

Выступление Дональда Трампа в городе Пенсакола

Главную же ошибку Трампа заметили, кажется, только в России. И это неудивительно: к 45-му американскому президенту у нас по-прежнему относятся скорее сочувственно, однако недружелюбных или высокомерных высказываний в адрес нашей страны прощать не намерены. А Трамп во Флориде позволил себе и то, и другое — правда, косвенно.

Полностью (не вырванный из контекста) этот фрагмент речи Трампа звучит так:

«Из города или деревни, чёрные, коричневые или белые, мы все (вы слышали это и раньше) — люди с одной и той же красной кровью. Мы все отдаём честь одному великому американскому флагу. Мы все созданы одним всемогущим Богом. Мы — нация, которая вырыла Панамский канал, выиграла две мировые войны, отправила человека на Луну и поставила коммунизм на колени. Пока у нас хватает смелости, убеждённости и силы — нет цели, которой мы не смогли бы достичь. До тех пор пока мы следуем нашим ценностям, преданы своему народу и верны нашему Богу, мы не потерпим поражения».

В общем-то хорошие и правильные слова, наверняка воодушевившие верных сторонников Трампа. Вот только примеры, которые американский президент выбрал для придания своей речи большей убедительности... как бы это помягче выразиться… не совсем убедительны.

Меньше всего претензий к Панамскому каналу. Действительно, это выдающееся инженерное сооружение обязано своим появлением администрациям Уильяма Мак-Кинли и Теодора Рузвельта, а также конструкторскому таланту Джона Фрэнка Стивенса. У американцев получилось то, что не вышло у испанцев, первыми колонизировавших Панаму («То, что Бог разъединил, человек соединять не должен», — начертал в своё время Филипп II на первом проекте межокеанского канала), и у запутавшихся в нечистоплотных махинациях французов (слово «Панама» на долгие годы стало символом финансовой аферы). Правда, для успеха этого начинания они были вынуждены организовать «революцию» в Панаме, бывшей до ноября 1903 года частью Колумбии. Американская канонерка «Нэшвилл», стоявшая на траверзе Колона, воспрепятствовала высадке в Панаме правительственных войск Колумбии, а купленный американцами французский инженер Брюно-Варийя «от лица революционной хунты» быстренько подписал с госсекретарём США Хэем договор, согласно которому США получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации <...> и защиты канала», а также становились гарантом независимости Республики Панама, ответственными за её безопасность.

Назовём вещи своими именами. США отторгли от суверенной южноамериканской страны большой и стратегически важный кусок её территории, сделали его своим протекторатом и уже тогда начали строить действительно нужный и сложный в техническом отношении канал.

Но идём дальше. Если верить Трампу, американцы — это нация, выигравшая две мировые войны. Эта фраза вызвала наибольшее возмущение у нас в стране, и это понятно — в миф об американцах как о «победителях нацизма» никто не верил даже в самые мутные 90-е, когда школьников пытались учить истории по учебникам Джорджа Сороса. Однако я, пожалуй, воздержусь от того, чтобы высмеивать американского президента, — со своей точки зрения, он, безусловно, прав.

Первая мировая война, как известно, началась с выстрелов в Сараево 28 июля 1914 года, когда сербский гимназист Гаврило Принцип убил австрийского эрцгерцога Фердинанда и его жену графиню Хотек. С этого дня и до 6 апреля 1917 г., когда США официально вступили в войну на стороне Антанты, сражающиеся стороны потеряли миллионы человек убитыми. Потери американцев за год, который они воевали в Европе, составили 114 тысяч человек.

Они так хорошо сражались? Нет, они просто пришли на всё готовое.

Если посмотреть на события тех лет непредвзято, роль США в Первой мировой войне будет совсем не такой благородной, как это представляет себе Трамп.

На протяжении трёх долгих лет нация, вырывшая Панамский канал, сидела в безопасности за Атлантическим океаном, наблюдала, как в Старом Свете уничтожают друг друга немцы, русские, англичане, французы, австрийцы, итальянцы, и вела выгодную для себя торговлю с воюющими державами.

Уже в январе 1915-го начался широкомасштабный экспорт американского вооружения в Англию (именно это, а не мифическая «жестокость тевтонов» и было главной причиной так называемой подводной войны, которую вели немецкие субмарины против трансатлантических судов). Экспорт пшеницы из США в нейтральные государства Европы вырос в 1915 году более чем в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем. Вывоз свинины — в 3 раза. Обуви — в 10 раз. Автомобилей и запчастей — в 15 раз. Хлопка — больше чем в 20 раз. За полтора года до вступления США в войну внешняя торговля страны достигла самых больших размеров за всю её историю, а положительное сальдо составило более 1 миллиарда долларов США (а тогдашний доллар стоил в десятки раз больше современного).

Под морализаторские речи Вильсона, стремившегося «примирить» враждующие стороны, американские промышленники поставляли стратегические товары и кайзеровской Германии — не напрямую, а через нейтральные страны, прежде всего Швецию. На этом богатели не только американцы, но и шведские спекулянты: они покупали у США хлопок, использовавшийся для производства пороха, а затем по тройной цене перепродавали его в Германию.

Три года неучастия в Первой мировой войне обогатили американский бизнес, накачали могучие мышцы военно-промышленного комплекса страны и подготовили США к триумфальному появлению на европейском театре военных действий.

Причём появились они там только тогда, когда непосредственная угроза нависла над самими Соединёнными Штатами.

Иногда приходится слышать, что последней каплей, переполнившей чашу терпения американцев, было уничтожение немецкой подлодкой британского пассажирского лайнера «Лузитания», на борту которого находились 128 граждан США. Это очередной миф — «Лузитания» была потоплена в мае 1915 года, а США вступили в войну только два года спустя. Более того, в 1916 году Вудро Вильсон второй раз был избран президентом США под лозунгом «Он уберёг нас от войны» — его соперник, республиканец Хьюз, как раз выступал за мобилизацию и вмешательство в конфликт в Европе.

Политическая элита США решилась отказаться от столь выгодной для неё стратегии невмешательства лишь после того, как британская разведка передала американцам расшифрованную её криптографами телеграмму Циммермана — министра иностранных дел кайзеровской Германии. В этой телеграмме, направленной немецкому послу в Вашингтоне, излагался план по привлечению Мексики на сторону Германии в случае вступления США в войну. Мексиканская армия должна была, по замыслу немцев, начать военные действия против США на юге, а в случае победы Германия обещала передать Мексике территории, аннексированные у неё американцами, — Техас, Нью-Мексико, Аризону.

Только после того как опасность — пусть и гипотетическая — нависла над самими США, Вильсон попросил у конгресса санкционировать вступление страны в войну против Германии. Не раньше! И даже тут первой заботой «нации, вырывшей Панамский канал», стало получение финансовой выгоды: через 11 дней после объявления войны Германии Вашингтон предоставил государствам Антанты заём на сумму в $3 млрд. Эти деньги не только вернулись потом в американские банки сторицей, но и помогли США подчинить себе экономики государств Старого Света и спихнуть с пьедестала «сверхдержаву номер один» — Британскую империю.

Что касается Второй мировой войны, тут всё значительно сложнее. Для американцев это война не столько с нацистами, сколько с японцами. И в этом смысле их сложно упрекнуть в том, что они отсиживались в безопасности за океаном.

Но и после вступления США во Вторую мировую войну 11 декабря 1941 года американский бизнес продолжал торговать со странами Оси.

Для этого требовалось лишь получить специальное разрешение на осуществление такого рода деятельности от Государственного казначейства (Министерства финансов), а его, как правило, предоставляли без особых проблем.

В интереснейшей книге историка Чарльза Хайэма «Торговля с врагом» (её легко найти в интернете) приводятся десятки примеров, как флагманы американского бизнеса — Standard Oil, ITT, Ford и многие другие — выгодно торговали с гитлеровской Германией, фашистской Италией и даже с Японией (и это после Пёрл-Харбора!!!). Разумеется, вся эта деятельность была окружена плотной завесой секретности. Иначе очень сложно было бы объяснить (как гражданам США, так и союзникам), почему Standard Oil продаёт в 1942 году (немецкие танки рвутся на Кавказ и к Волге!) горючее нацистам через нейтральную Швейцарию, почему принадлежащий Рокфеллерам Chase Bank заключает миллионные сделки с нацистами в оккупированном немцами Париже, а грузовики, предназначенные для немецких оккупационных войск, собираются на расположенных в оккупированной немцами Франции заводах Форда по прямому указанию из штаб-квартиры автомобильной империи в Дирборне, штат Мичиган.

Да, США в конце концов открыли второй фронт и высадились в Нормандии, но произошло это тогда, когда риски от торговли с врагом перевесили выгоды.

Впрочем, решающим фактором стал страх перед возможным расширением влияния СССР на всю Западную Европу: перед лицом этой опасности торговый профит отошёл на задний план.

Спору нет — воевали американцы во Второй мировой лучше, чем в Первой. Но манера вмешиваться в драку в тот момент, когда силы воюющих сторон истощены настолько, что опасность для США становится минимальной, осталась прежней. Равно как и манера присваивать себе все лавры победителя — но не сразу, а с течением времени, после массированной артподготовки голливудскими блокбастерами, тихой диверсионной работы университетских историков и щедро финансируемой деятельности государственных пропагандистов.

С этой точки зрения — а Трамп, безусловно, её разделяет — США действительно выиграли обе мировые войны. И это так же верно, как и то, что Адольф Гитлер был застрелен в парижском кинотеатре в 1944 году группой евреев-диверсантов во главе с лейтенантом Альдо Рейном по прозвищу Апач. А вы разве этого не знали?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх