На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 186 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Матускин
    Предлагаю в ответ потребовать от США убрать все военные базы на свою территорию и допустить наших экспертов для прове...Требования США к ...
  • Сергей
    А куда их еще нацеливать!!! ТОЛЬКО на пиндосов и гавносаксонских бритопидарюг!!!Требования США к ...
  • Григорий Давидян
    ЛЮДИ!!! Читайте первоисточники! Не ведитесь на всякий шухер.Странные события ...

Многочисленные поГрефности

Торжествующая некомпетентность или сознательный развал образования, обеспечившего ядерный паритет?

Глава Сбербанка Герман Греф назвал специализированные математические школы «пережитком прошлого» и заявил, что они не нужны. Президент крупнейшей кредитной организации оказался категорическим противником математических школ, в которых детей «пичкают одним монопредметом». По его словам, ребенок должен развиваться «равномерно», а математики и программисты в будущем будут все меньше и меньше востребованы, как это стало с юристами и экономистами.

Почему глава Сбербанка и бывший министр экономического развития РФ, юрист по образованию, взялся за физматшколы и как на самом деле там устроено обучение, в интервью Накануне.RU рассказал заместитель директора – руководитель Центра математического образования физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, народный учитель России Сергей Рукшин.

– Сергей Евгеньевич, как вы расцениваете это заявление Германа Грефа?

Сергей Евгеньевич Рукшин(2012)|Фото: spbvedomosti.ru– Сегодня мне опять вспомнились дедушка Крылов и Николай Васильевич Гоголь… Когда-то, лет 45-50 назад, учитель литературы учила нас, что то, что высмеивали наши великие сатирики, в СССР скоро сойдет на нет, все будут заниматься своим делом, выбранным по душе и по способностям, на общее благо… Я и представить себе не мог, что эти кошмары прошлого, как и сатирические персонажи Салтыкова-Щедрина и Островского, для России не в прошлом – навсегда!

И спасибо Герману Оскаровичу за такую трогательную заботу о поддержании моих воспоминаний о классиках русской литературы. Первым невольно вспомнился Иван Андреевич Крылов.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад…

– Почему Греф вдруг позволил себе высказаться на тему, которая, вроде бы, к его деятельности и его собственному образованию не относится?

– Чем же объяснить такое очевидное свидетельство о непрофессионализме и готовность выставить себя на посмешище тех, что всерьез и профессионально занимается образованием? Почему с таким завидным упорством уже много лет многочисленные реформаторы пытаются влезть с руководящими указаниями в этот калашный ряд? Почему Герман Оскарович Греф пытается взять на себя функции образовательного гуру? Попробуем разобраться…

Многие обыватели любят порассуждать о проблемах образования и науки, и именно о таких персонажах нам напоминал смотритель училищ Лука Лукич Хлопов:

«Да он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал. Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу»… Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек!»

Алексей Кудрин, Герман Греф, Гайдаровский форум(2017)|Фото: ruscur.ru

Неужели специалисты в области образования, создатели успешных образовательных систем, лидеры в области образования не могут сами разобраться в проблеме? Почему именно в образование многие непрофессионалы норовят сунуть нос и непререкаемым образом выносить приговор по любому вопросу? То у них основная проблема российского образования в том, что классы прямоугольные, то виноваты оценки именно по пятибалльной шкале, то, вдруг, оценки вообще ставить не надо… И совершенно не понятно, почему мы на педсовете в школе или на совещании медсестер в больнице не обсуждаем дела Сбербанка или действия Правительства? Кухарка – не кухарка, но, может, и учителя с медсестрами должны управлять Сбербанком? Почему-то приходит на ум и манифест дилетантизма, высмеянный Эльдаром Рязановым в фильме «Берегись автомобиля», помните: «Насколько вечером лучше играла бы Ермолова, если бы днем она работала у шлифовального станка!»

Откуда это самочинное и навязчивое стремление назначить себя смотрящими именно за образованием?

И это заявление Грефа можно воспринимать двояко, как и многие заявления наших либерал-реформаторов образования: либо как торжествующую некомпетентность поколения «успешных менеджеров», либо как сознательное желание развалить такой системообразующий институт нации, как образование.

– Откуда у Грефа могло возникнуть такое желание?

– На международном семинаре в Парк-Сити, в США, в 2004 г. я лично слышал заявление Элен Вулфенсон, жены бывшего главы Всемирного банка: «Россия, по нашему мнению, недостаточно богатая страна, чтобы иметь общедоступное хорошее математическое образование. И мы добьемся адекватного внимания к нашему мнению». Я не любитель конспирологических теорий, но действия наших реформаторов уж больно сильно способствуют реализации этого тезиса. Наше многократно обруганное образование дало стране ядерный паритет с США, мы первыми запустили спутник и человека в космос. Зачем же надо отказываться от того, что принесло успех стране?

– А Герман Греф считает, что создание в СССР математических школ было «не очень хорошим опытом».

– Жаль, что когда кажется, многие не пытаются перекреститься, сплюнуть три раза через плечо, авось наваждение сгинет… Нельзя всерьез комментировать дилетантские высказывания человека, не сведущего в образовании… Это унижает профессию.

Напоминаю, что физматшколы были созданы в начале 60-годов по просьбам главных конструкторов и оборонных министерств, которым нужны были кадры для обеспечения суверенитета страны, развития новых технологий… Эти рассадники вольнодумцев и свободомыслия одобрил Михаил Суслов, выразив опасения, что тяжело будет в них наладить воспитательную работу, но это необходимо в интересах страны.

физматшкола, ученик, доска, математика(2018)|Фото: exergic.in

И их создание многократно себя оправдало. Физматшколы дали стране не только Филдсовских лауреатов, но и многих людей, которые прославились на других поприщах. Один из видных экономистов (в прошлом – замминистра экономики Ясина!) Сергей Васильев – выпускник физматшколы, победитель олимпиад по математике и физике, в физматшколе учился замечательный кинорежиссер (последний стажер Георгия Товстоногова) Дима Астрахан,лауреат золотой медали Плевако, юрист Сергей Попов, чемпион мира по шахматам Александр Халифман, известные врачи… И число таких примеров можно многократно умножить!

Тогда как на фоне реформ образования и науки мы получили ракеты и спутники, которые не взлетают, техногенные катастрофы, которые можно было предотвратить. И это плоды разрушения систем высшего и профессионального образования.

– Герман Греф утверждает, будто в математических школах учеников «пичкают» одним предметом. Как на самом деле устроено обучение в математических школах?

– В 60-70 годы именно физико-математические, а не гуманитарные школы побеждали на олимпиадах по литературе и истории в Ленинграде, интеллектуальных турнирах старшеклассников, эрудит- и политбоях. Думаю, что и в других городах были аналогичные результаты. Я уж не говорю о знаменитом Колмогоровском интернате при МГУ.

В наших математических лагерях для одаренных в области физики и математики школьников проводились вечера поэзии, классической музыки, интеллектуальные игры, экскурсии по крупнейшим художественным музеям мира (с альбомами и слайдами, разумеется). Только не знающий этого невежда может сказать что-то о монокультурном развитии учащихся физматшкол.

Не утруждая себя аргументами и сбором информации о деятельности специализированных школ и итогах их более, чем 50-летнего существования, можно легко обругать их. Так же как дилетант может обругать многотрудную и непростую работу Сбербанка и банковской системы вообще. Давайте оставим профессию профессионалам. И прекратим огульное осуждение той системы образования и ее выпускников, которые создавали то, на чем, в заметной степени держится экономика и суверенитет государства.

Заодно любопытно было бы уточнить, сколько программистов, работающих в банковской системе, были выпускниками физматшкол, профильных классов и участниками олимпиад. Именно потому, что они есть, работает мобильный телефон, мобильный банк, платежные системы. И не надо уподобляться герою другой басни дедушки Крылова и подрывать корни дерева, плодами которого ты кормишься.

– По-вашему, повторят ли математики и программисты судьбу юристов и экономистов, которые перестали быть востребованными?

– Никоим образом. Если Герман Греф не знает, какие теоремы теории чисел используются в его мобильном телефоне, это не значит, что без них можно прожить…

Источник: www.nakanune.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх