На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 218 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Агеев
    И даже не переживаю, что много дур развелось. Не они определяют ход событий.По поводу мигрант...
  • Eduard
    Посмотрите на типичное "лицо Англии"! Ха,ха,ха!Англией управляет...
  • Василий Васильев
    Забыть? Как забыть какие дивиденды извлекали чиновники из этого дитя "СНГ"? И вдруг забыть, когда "хоботки" еще ТАМ?"Пора забыть про ...

ПОЧЕМУ ИНОСТРАНЦЫ БОЯЛИСЬ ПАРИТЬСЯ В РУССКОЙ БАНЕ

Русские парились в баньке издревле — и для гигиены, и для здоровья, и для удовольствия.
А вот иностранцы не могли понять, что за радость выбегать на снег из 100-градусной парилки, поэтому баньку боялись, а русских уважали.

Монах Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» упоминает о бане в связи с поездкой Святого Апостола Андрея в Новгород (на обратном пути с Киева).
Это I век нашей эры.
«Люди радостно мучают сами себя», — так прокомментировал Святой Андрей увиденное. «Люди заходили в баню нагими и "нагревались" там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками».
Также мы узнаем, что этот обряд происходил ежедневно!

ДОГОВОР О БАНЕ.           
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°                                 
Далее Нестор пишет, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать париться в бане сколько им будет угодно.

Следующий факт, датируемый 945 годом, – суров. Великая княгиня Ольга пригласила прибывших на переговоры древлянских послов в баньку с дороги, но затем закрыла их снаружи и сгубила жарой. Вот такая она, русская банька!
С тех пор иноверцы побаивались баньки.

Ошеломленные экстримом процедур, они писали в своих дневниках:
«Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах. Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь в разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собой заслонку печи, и так парятся, что душа вылезает вон!»
 

КАК ПАРИТЬСЯ В ПЕЧИ?
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Да, действительно был такой способ - те, у кого не было бани, парились прямо в печи.
Так парили зимой детей, больных и пожилых, кто не мог идти по морозу в баню.
Детей подавали в печь матери на лопате. Вспомнили сказку?
Этот способ использовали в Карелии до середины 20 века.

Всё начиналось ещё на стадии строительства.

Печь строилась так, что в ней должен был свободно помещаться взрослый человек и одна-две шайки с водой. Ещё должно было остаться место, чтобы и веником помахать. Поэтому сердце русской избы выходило таким большим, что иной раз могло занимать едва ли не треть всего помещения. «Лоно» печи тоже было особым, его строили округлым, добиваясь идеальной формы.
Чтобы представить себе как выглядела такая печь, можно посмотреть фото.
Но это делало возможным спать на ней сверху, в тепле, когда вся изба потихоньку остывала.
В холодное время года большой размер был существенным достоинством.

Любопытно, что вода, которую, довольно обильно, лили на себя парильщики, утилизировалась практически без внешнего вмешательства. Большая её часть, проходя сквозь солому и, положенные вплотную без раствора кирпичи и слой песка просто стекала в подпол или прямо на земляной пол.

Топилась печь, разумеется, утром. Хозяйка вставала раньше всех, разжигала огонь и готовила еду. Грели чугуны с водой. Когда угли прогорали, оставшуюся золу выметали наружу.
Уже подстывшую печь мыли. Причём необходимости мыть свод не было, из-за высокой температуры, когда горели дрова, вся сажа отваливалась сама, практически без следа.
Так называемый под выстилали соломой для пущего комфорта. В шайки, обязательно деревянные, чтобы не обжечься, наливали воду и заранее приготовленные отвары лечебных трав.
 

СПРАВКА. Некоторые травы, которые на Руси использовались для приготовления банных отваров.

Полынь. Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное напряжение и повышала работоспособность.
***
Зверобой. Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело для избавления от кожных болезней и подагры.
***
Полевая мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное влияние на организм при простуде.
***
Ромашка. Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на здоровье кожи.
***
Липовый цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную систему, способствует крепкому освежающему сну.
***
Хрен. В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.
Аналогично действуют и листья чёрной смородины.
***
Хвоя сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на организм.
***
Зелёные шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после бани у вас ещё много дел.

В некоторых банях температура достигала 100° С, и европейцу было не понять, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы.

 



Ещё один интересный обычай связан с помывкой в русской печи.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Дело в том, что в баню можно было ходить только замужним женщинам. Пращуры искренне верили в «банника» — эдакого варианта домового, которого красным девицам и вдовам следовало всерьёз опасаться. Здесь, возможно, тоже есть своё рациональное зерно. Девицу до свадьбы нужно было дорастить в чистоте и непорочности, а баня обычно стоит в отдалении, и уединении, мало ли что. Уж пусть лучше в печи париться, всё спокойнее.

Совершенно ошеломленный увиденным, немец Адам Олеарий записал: «Во всех городах и селениях у них (в России) множество общественных и частных бань, в которых всегда почти найдешь множество моющихся».
По поводу процесса: «Они, ложась на полках, велят себя бить и тереть тело разгоряченным березовым веником, затем, когда от жару сделаются красными и изнемогают до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой.
Обычно веники делают из берёзы, она обладает отличной теплоёмкостью, почти в два раза больше, чем ель, уступая среди местных видов, пожалуй, только дубу.

А зимой, выскочив из бани, они валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, а потом, остывшими таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани обыкновенно строятся на реках и ручьях, то моющиеся в них из жара прямо бросаются в холодную воду».

Рассказ записанный со слов современника Петра I:
«В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей.
Они с удивлением смотрели, как солдаты выбегая разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут.

Петр, рассмеявшись отвечал. “Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура”.»

Датский посол Юл Юст, в самом начале XVIII века побывавший в России и наблюдавший процедуру омовения в бане, сделал вывод, объяснявший силу, мощь и здоровье незнакомого ему народа: «В России ото всех болезней первый доктор – это русская баня!».

БАНИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
При Владимире Ясно Солнышко действительно имелись бани для «немогущих».
Это были первые на Руси лечебницы. Внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия, в начале 12 века проживавшая на Руси, была настоящей подвижницей и энтузиасткой банного лечения.

Личная гигиена плюс укрепление тела и духа – русскую баньку прописывали всем болящим. Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

При порядочной бане всегда был предбанник, где раздевались, отдыхали, запивали баню прохладным квасом. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы.
Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. Веники использовали в основном березовые. Знатные люди применяли для омовения разгоряченного тела «замечательно приготовленные, перегнанные на всяких хороших травах воды, которые издают прекрасное благоухание».

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани. В 1551 году церковный собор официально запретил мужчинам и женщинам мыться в общественной бане вместе, ибо негоже.

А вот из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане», очевидно, совершая вместе всевозможные банные процедуры и взаимно ухаживая друг за другом, охаживая друг друга вениками.

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл.
В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

А вот другая архивная запись об открытии 11 ноября 1763 года в Петербурге на Малой Морской лечебной бани «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации».

Английский посланник в России граф Карлэйль, вернувшись к себе на родину так написал о русских банях: «Польза их дознана опытом, можно считать средством к предохранению от болезней».


Вот такое чудо-РУССКАЯ печь, создал коллективный гений наших пращуров, и которым и по сию пору кое-где пользуются.



© из книги «Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх