На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 188 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр24
    Любой мало-мальски грамотный человек знает, что за город Калуга. А вот, что живёшь рядом с хохлами, то есть ещё посло..."Лошарик" вернулс...
  • авдей НА
    И вот эту сучню вшивые депутаты уже хотят прощать народное достояние когда же наконец будет очищение на нашей грешной..."Везут в СИЗО цел...
  • КУАТ
    И? Они были собственниками всего, всех производственных мощностей. Имели полное законное право вывезти. При СП это уж...Китай на деле пок...

ГМО-провокация: Чиновники помогают США уничтожать наше сельское хозяйство

Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС

Внезапно выяснилось, что российское сельское хозяйство не может обойтись без импорта соевых бобов, подвергшихся генетической коррекции. Царьград настаивает на расследовании причин этой ситуации.

Минсельхоз России окончательно отверг возможность отмены принятых месяц назад смягчений относительно импорта генно-модифицированной сои. Напомним, в апреле правительство как минимум до конца года освободило от государственной регистрации генно-модифицированные (ГМО) соевые бобы и шрот, используемые для кормов животных. Это было первое ослабление контроля над ГМО-продукцией после многолетнего закручивания гаек, и оно явилось полной неожиданностью для российских производителей кормов.

Неудивительно, что губернаторы сельскохозяйственных регионов восприняли нововведение в штыки. Главы Липецкой, Курской, Белгородской, а позднее и Калининградской областей обратились в правительство с просьбой пересмотреть решение. Когда ушёл на больничный Михаил Мишустин, губернаторы стали бомбардировать обращениями заместившего его Андрея Белоусова, но тот предоставил разбираться с этим вопросом Минсельхозу.

Минсельхоз ответил: "Нет, ГМО-корма будут бесконтрольно поставляться в Россию". Давайте посмотрим, что же стоит за этим вызывающим решением.

Обоснование позиций сторон

Губернаторы и российские производители кормов говорят примерно следующее:

Мы производим чистые корма, мы инвестировали в строительство новых заводов в Курской и Амурской областях, и тут нашу отрасль просто убивают дешёвые генно-модифицированные конкуренты. Влияние этой продукции на здоровье до сих пор не изучено, и, может быть, в России так мало заболевают коронавирусом именно из-за малого числа ГМО в пище (этот аргумент с момента написания письма рассыпался в прах). В конце концов, где наше импортозамещение и опора на собственные силы? Сейчас американские корпорации, контролирующие ГМО-рынок, за счёт дешевизны обанкротят наши заводы, и мы навсегда окажемся в зависимости от них.

России не хватает кормов, дефицит ведёт к росту цен, а как следствие, дорожает и мясо. Фото: Андрей Никеричев / АГН "Москва"

Минсельхоз приводит контраргументы:

России не хватает кормов, дефицит ведёт к росту цен, а как следствие, дорожает и мясо, причём население уже почувствовало это на своём кошельке. Вы, уважаемые производители, монополизировали рынок (видимо, имеется в виду группа "Содружество"), между тем нам не хватает кормовой сои, особенно учитывая, что часть её продаётся в Китай, так что без импорта всё равно не обойтись. Мы просто, учитывая критическую ситуацию, упрощаем процедуры, а в итоге жители России, существенно пострадавшей от приостановки экономики, смогут избежать очередного подорожания.

Оба правы, оба хуже

Как видим, по-своему правы обе стороны. Только Минсельхоз решает сиюминутную проблему, возникшую не в последнюю очередь из-за ошибок в регулировании отрасли, а производители говорят о перспективе. И это логично: министру и его окружению надо сохранить работу здесь и сейчас, а предприниматели инвестировали "вдолгую" – иначе в этом бизнесе не бывает.

И самый слабый аргумент – про монополизм. Допустим, он действительно существует, но почему министерство вместо того, чтобы заставить ФАС наконец исполнять свои обязанности (тем более что трудно придумать более стратегическую отрасль, чем корма для животных), предпочитает бороться с нашей монополией допуском на рынок монополии зарубежной, несущей к тому же дополнительные риски?

Надо понимать, что речь идёт не о начале закупки ГМО-кормов – они уже сейчас импортируются, в общей сложности наши заводы перерабатывают до 2 млн т импортированных кормовых бобов в год. Просто государственная регистрация подобных сделок – дело долгое, бюрократически запутанное и, что уж греха таить, коррупциогенное. Но без неё поток соевых бобов станет практически бесконтрольным, и более дорогие, хоть и чистые от ГМО российские аналоги просто перестанут покупать. Что действительно может привести к кризису, а при продолжении либерализации – и к гибели отрасли.

Итак, перед нами выбор: либо допустить подорожание мясо-молочной продукции в самом обозримом будущем, либо залить рынок ГМО-спасением от этого. Оба варианта хуже, и эта альтернатива обнажает ошибки чиновников, допущенные в прошлом. Тут и про монополизацию, и про налоговое регулирование, и про (не)поддержку малых хозяйств.

Шанс на идентичность

Даже верные и искусные тактические решения могут привести к неразрешимым трудностям при отсутствии внятной стратегии. Булгаковский искуситель точно обозначил эту проблему: "Для того чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок". Далее, как обычно у тёмной силы, разумная мысль развивается в лукавом направлении, но изначальный-то посыл весьма точен.

У России нет долгосрочной сельскохозяйственной политики – не считать же таковой планы вырастить в 2024 году 32 миллиона тонн пшеницы двух высших классов. В последние годы отрасль работает по принципу "побольше вырастить и продать за рубеж" без какого-либо плана действий на будущее. У нас, как видим, нет даже единого государственного отношения к ГМО. Российские чиновники самого высокого уровня не раз говорили о том, что наша страна должна быть свободной от этих экспериментов, но в реальности не против закупить миллион-другой тонн "оптимизированной" продукции. А ведь если бы линию полного неприятия такой "оптимизации" удалось выдержать, мы смогли бы приобрести международный имидж поставщика "зелёного", "органического" продовольствия (термины неуклюжие, но суть понятна). Это, в свою очередь, возможность продавать сельскохозяйственную продукцию по ценам, существенно более высоким, чем у ГМО-конкурентов. Понятно, что мы будем проигрывать по урожайности, но с нашими посевными площадями это не столь важно, тем более что мировой спрос на "натуральное" пока что только растёт.

России катастрофически не хватает международных потребительских брендов: реально узнаваемой, уважаемой и востребованной является только наша водка ("Калашников", конечно, тоже, но его редко можно встретить в супермаркетах). А ведь чётко задекларировав отказ от ГМО-технологий в сельском хозяйстве, мы смогли бы – медленно и преодолевая сопротивление – позитивно брендировать сразу всю русскую продукцию в глазах простых потребителей на Западе и Востоке.

Генно-модифицированная, да ещё и иностранная кормовая база ставит крест на подобных начинаниях. Решая сиюминутную проблему подорожания мяса, мы проигрываем стратегически и глобально.

На дороге, пусть опасной и ухабистой, тупики сами по себе не возникают. Они всегда рукотворны.

Если надо спасать людей от обнищания или голода – средства выбирать не приходится, надо "жрать что дают". Но почему мы не видим ни одной отставки с волчьим билетом, ни одного суда над виновными в сложившейся ситуации? И не важно, идёт речь о некомпетентных чиновниках или нечистых на руку бизнесменах. Столь богатая угодьями страна не должна утыкаться в тупик "ешьте иностранное ГМО или голодайте" – это абсурд, который нельзя списать ни на какой коронавирус, ни на какие нефтяные цены.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх