На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 217 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Симаков
    Пусть этот старый узбек своих детей и внуков перевоспитает в духе любви и уважения к России, а потом уже можно будет ...По поводу мигрант...
  • Александр Иноземцев
    __________ Вкратце... __________ Российская валюта опередила доллар, евро и юань в расчетах за экспорт. По данным Цен...Baijiahao: привет...
  • Betahon
    Славно и по-хозяйски: резерв должен быть стратегический на долгое время...Ким продолжает от...

Не сбиться бы с курса

Несмотря на усиление санкционного давления, в России снижается число бедных
Иван Полетаев
Не сбиться бы с курса

На днях Росстат сообщил, что число россиян с денежными доходами ниже границы бедности в 2022 году сократилось до 15,3 миллиона человек, то есть на 10,5% населения. Годом ранее этот показатель составлял 16 миллионов человек.

Уровень жизни малоимущим удалось поднять, как уточнили в статистическом ведомстве, за счёт социальных выплат, адресных социальных программ, роста заработных плат, пенсий и иных видов доходов. Для сравнения в пример приводятся данные 1992 года, когда доля малоимущего населения составляла 33,5%, или 2000 года, когда нищих у нас было 29%. За это время число самых бедных сократилось больше, чем в два раза.

Это и вызвало волну возмущения недовольных блогеров, которые открыто насмехались над тем, что у нас «всего» 15 миллионов граждан живут за чертой бедности, а цены на потребительские товары за февраль снизились на 0,02%. Конечно, радоваться тут особо нечему.

Многие россияне по опросам ВЦИОМ считают, что у нас ещё много бедных из-за несправедливого распределения ресурсов, ликвидации предприятий и социального неравенства. Высокая кредитная нагрузка заставляет экономить на одежде и еде.

Очередная победа над бедностью покажется скромной людям старшего поколения, которые помнят, как за 30 лет после ужасающей послевоенной разрухи, к 1975 году СССР вышёл в число мировых лидеров, прочно заняв первое место в мире по уровню социальной обеспеченности граждан жильём, медициной, образованием.

Сторонники рыночных реформ скажут, что не всё было гладко в социалистической экономике. Были ошибки у Сталина, поднявшего страну из руин, немало вреда сельскому хозяйству нанёс Хрущёв. В брежневское время возникали проблемы с производством товаров народного потребления и продовольствием. В СССР зерно закупали за границей, а теперь мы его продаём. Пришедшие к власти младореформаторы ломали отлаженную систему через колено, чтобы социалистический строй никогда уже не возродился, а поколение победителей в Великой Отечественной войне поскорее ушло в мир иной. Всё это уже история, горькие уроки которой мы не должны забывать при строительстве нового справедливого общества.

Ворошить прошлое, осуждать, выносить приговор всегда легче, чем созидать и строить. Говорить сегодня, в решающий момент противостояния Западу, что всё у нас плохо – подыгрывать врагу, который стремится уничтожить нашу страну и вызвать недовольство властью у народа.

Миллионы россиян, по отчётам Росстата, всё ещё живут на гроши даже в сравнении с теми скромными нормами, на которые предлагает ориентироваться власть.

Среди этих людей Росстат не выделяет тех, кто действительно бедствует, а кому помогают хорошо обеспеченные дети, кто сдаёт жильё, торгует на рынке, разводит скот, работает в тени, обходя налоговую. Речь не о том. Даже в относительно спокойном для экономики 2012 году, когда санкций ещё никто не объявлял, число бедняков было на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. Реальные доходы населения, несмотря на санкции и отвлечение средств на СВО и помощь освобождённым от укронацистов регионам, упали в 2022 году только на 1%. С тех пор не раз пересматривался прожиточный минимум, росли социальные выплаты, повышались пенсии, материнский капитал. Выходит, что ни пандемия, ни до крайности обострившееся противостояние с Западом, ни внешнее давление на экономику не смогли повернуть вспять курс на рост благосостояния граждан. Нам далеко до той победы над бедностью, которую одержал за прошедшую пятилетку Китай. Но перемены к лучшему видны невооружённым глазом уже сегодня.

Сколько бы мы ни ругали власть, а жизнь становится лучше. И это всё больше людей отмечают не только в Москве, но и во многих других городах. За тридцать лет в стране немало построено и открыто новых современных производств, школ, медицинских центров.

Для многих россиян машина, бытовая техника уже не роскошь, а дачный домик в деревне не считается дорогим приобретением. За последние десять лет приведены в порядок региональные и федеральные трассы. Всё меньше старых пассажирских поездов и больше новых удобных, комфортных, красивых. Центральные улицы городов стали чище и уютней, тротуары выложены ровной плиткой. Организованы прогулочные зоны, набережные с освещением и подсветкой. Во дворах и парках – игровые комплексы и детские городки, зоны для занятия спортом – турники, тренажёры, ледовые катки со свободным доступом и музыкой. В школах для младших классов в самой глубинке бесплатное горячее питание, о котором пару лет назад даже мечтать не могли. Полки магазинов забиты товаром, правда, низкие зарплаты не позволяют всем всё, что хочешь купить, но товары первой необходимости доступны и самым бедным. Городские обыватели привыкли считать, что их уровень жизни «постоянно падает», растут цены, а не зарплаты, но это почему-то не мешает забивать парковки торговых центров иномарками. Да, многим жизнь кажется далёкой от идеала, но это потому, что человеку всегда хочется большего.

Представление о России на Западе принято составлять по данным Numbeo – крупнейшей в мире базе данных о стоимости и о качестве жизни. Согласно глобальной базе данных Numbeo, уровень благосостояния в нашей стране ужасно низок по сравнению со странами коллективного Запада. Но так ли всё плохо, как утверждают западные эксперты?

Представление о том, где в мире жить хорошо, складывается по простой формуле из шести индексов: качества жизни, стоимости жизни, безопасности, здравоохранения, времени в пути и климата. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Но есть важный момент: индекс стоимости жизни в городах рассчитывался в сравнении с Нью-Йорком, то есть за основу берётся проамериканский образ жизни, с нормами которого сравниваются все остальные города мира. Так вот, по данным Numbeo, Москва по уровню жизни значительно отстаёт от других городов коллективного Запада. Причём вовсе не потому, что средняя зарплата, как утверждают аналитики, после уплаты налогов в Нью-Йорке – 463 472 рубля, а в Москве – 85 132 рубля.

Согласно данным Numbeo, даже в Москве уровень доступных благ в разы меньше, чем в Нью-Йорке. Однако покупательская способность обычного москвича отличается от покупательской способности американца из Нью-Йорка не намного. И это притом что зарплата у этого американца в четыре раза больше московской.

Да, мы очень разные по складу ума и образу жизни. То, что хорошо для них – плохо для нас. Взять хотя бы молоко. В США обычное молоко – это ультрапастеризованный напиток с жирностью 2%. Найти в Москве такое молоко, похожее на мутную воду, невозможно, так как американское молоко запрещено для продажи в Европе и России из-за всяких добавок и гормонов. У нас в стране по меркам США всё молоко органическое. На прилавках наших торговых центров качественное молоко в среднем по 85 рублей за литр, но в некоторых магазинах дешёвой еды можно купить его и за 22 рубля. Цена органического молока в Нью-Йорке – 2,5 доллара. Вы не найдёте у нас обычный батон хлеба за 165 рублей или куриное филе за 1 653 рубля. В США дорогой по нашим меркам хлеб не портится месяцами из-за добавок, которые в России запрещены.

В США нет бесплатных детских садов, но частные садики есть и у нас. Посещение (полный день вместе с питанием) обходится родителям ребёнка обычно в 35 тысяч рублей. Для многих семей, особенно многодетных, сумма кажется неподъёмной, но частные детские сады принимают в качестве оплаты материнский капитал, который выдаётся после рождения первого ребёнка. И тогда из семейного бюджета платить ничего не нужно. Обычный детский садик, финансируемый государством, доступен всем за 3 300 рублей в месяц.

У нас медстраховку бесплатно может получить каждый. В Нью-Йорке за неё надо заплатить 600–800 долларов в месяц. Но это не даёт право на бесплатный приём. За поход к доктору американской клиники с застрахованного пациента возьмут 20–50 долларов. Есть ещё непокрытая сумма, которую клиент должен оплатить самостоятельно, если расходы на медобслуживание не превысили 1 875 долларов. За лечение перелома ноги больница может выставить счёт на 30 тысяч долларов, примерно треть этой суммы, помимо страховки, пациент должен заплатить из своего кармана. Если супруги смогут доказать, что действительно являются малоимущими (доходы не превышают 24 000$ в год на двоих), то семья получает бесплатную страховку по программе Medicaid. Но она не идёт ни в какое сравнение с нашим стандартным ОМС, благодаря которому можно хоть каждый день бесплатно вызывать «Скорую» на дом.

За проживание в студенческом общежитии Нью-Йоркского университета надо заплатить не меньше  4000 долларов, а средняя стоимость обучения составляет 55 000 долларов в год.

Для сравнения, средняя стоимость платного обучения в МГУ с проживанием составляет 387 000 рублей в год, или 5 160 долларов. У нас поступить на бюджет может обычный школьник, который хорошо сдал ЕГЭ и ему не придётся брать образовательный кредит на 20 лет, выплачивая по 2 500-4 500 долларов ежемесячно. В США 65% людей имеют собственное жильё, в России – 87,3%. Что касается налоговой ставки на недвижимость, то при стоимости квартиры в 80 тысяч долларов, годовой берётся налог 1260 рублей (16,8 доллара). В Нью-Йорке за такое жилье пришлось бы перечислять налоговой, как минимум, 792 доллара в год, за пригородную недвижимость – 1 540 долларов.

И так, что бы мы ни взяли, уровень стоимости жизни в Нью-Йорке в разы выше, чем в Москве. Так почему же уважаемый в мире сайт печатает про наши цены откровенную ложь, что крохотная бутылка воды у нас, например, стоит 150 рублей, а за домашний интернет мы якобы платим по 4,5 тысяч рублей?

Ответ прост: уровень жизни москвичей не должен отличаться от уровня благосостояния жителей самого крупного города США, который считается мировым финансовым, политическим, экономическим и культурным центром. Если США не будут превозносить себя в рейтингах, то миф о стране всеобщего счастья лопнет, как воздушный шарик, а Numbeo потеряет свою популярность. 

В России прошлогодняя граница бедности в среднем составляла 13 545 рублей (с 1 января 2023 года прожиточный минимум на душу населения увеличен до 14 375 рублей). Что и говорить, прибавка довольно скромная. На эти деньги в городе прожить очень трудно при росте цен и квартплате. Владимир Путин на первый план ставит вопросы социально-экономического развития, напоминая чиновникам, что к 2030 году они должны снизить число самых бедных до 6,5%. Понятно, что глава государства имеет в виду не игру в цифры, а реальное улучшение жизни всех россиян.

Можно сколько угодно говорить, что сейчас не время для раздачи «вертолётных денег», надо заниматься обороной, высокими технологиями, которые на хлеб вместо масла не намажешь. Но государство и не собирается кормить народ обещаниями. В третьем квартале 2022 года объём соцвыплат в России вырос на 170,4 млрд рублей по сравнению с годом раньше и составил 4,35 трлн рублей. Дальнейшее замедление роста цен, как ожидается, будет связано с быстрой адаптацией экономики к работе в новых условиях и реализацией ряда мер по поддержке бизнеса и населения.

А вот что написано в отчёте европейской организации Children the Save за 2022 год: в благополучном во всех отношениях Евросоюзе за чертой бедности проживает около 20 миллионов детей. Если доходы семьи разделить с родителями и прочей роднёй, то тревожный показатель окажется многократно выше. Но этот факт почему-то опускают те, кто привык унижать Россию и не замечать проблемы с бедностью у себя.

Если бы не социальные выплаты, то у нас было бы гораздо больше бедных, чем теперь. Победить бедность социальными подачками и благотворительными фондами не получится. России нужна активно растущая экономика, которая поможет людям хорошо зарабатывать и содержать семьи. Надёжный заработок, уверенность в завтрашнем дне и стабильность решит многие проблемы, а государству не придётся изобретать новые выплаты и пособия.

Стоит ли надеяться на быструю победу над бедностью в стране, живущей в условиях военного времени? Хорошо, что у государства есть запас прочности. Даже в условиях тысяч санкционных ограничений отечественная экономика подаёт признаки роста и правительство гарантирует исполнение всех социальных обязательств.

Накопленных ресурсов хватит, чтобы и в этом году держать ситуацию под контролем и не допустить сползания основного населения в нищету. А для глубоких реформ, о которых всё время напоминают правительству, сегодня не самое подходящее время. Сохранить бы в это трудное время то, что имеем. Но именно сегодня на полях сражений и в центре принятия решений определяется судьба страны и её народа. Наше будущее зависит от того, удастся ли власти сохранить то, что наработано за время санкционного противостояния, не сбиться с курса, не растерять потенциал для грядущих преобразований, которые и должны по-настоящему победить бедность.

 

Специально для «Столетия»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх