На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 218 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей
    Разрыв отношений с США с полной высылкой всех дипл.работников США и конфискацией всей дип.собственности! Конфискация ...Переговоров не бу...
  • Аркадий Шацкий
    Над Израилем сразу в сигналы ЖПС ввели искажения, и до сих пор не работает. Но там не РЭБ, поправки в сигнал спутнико...Предупреждение дл...
  • Аркадий Шацкий
    Вместо товар-деньги-товар сейчас перешли на деньги-товар-деньги, в этой схеме денег может быть неограниченно много.После доллара. Ч....

Фредди Меркьюри эталон русской школы? За пост министра просвещения идёт закулисная борьба

Фредди Меркьюри эталон русской школы? За пост министра просвещения идёт закулисная борьба

Фото: Антон Кардашов / АГН «Москва»

От исхода закулисной борьбы за Министерство просвещения зависит судьба президентской ставки на возрождение демографии и национальный суверенитет.

Перемена правительства это всегда время больших ожиданий и надежд, особенно в России, где властная вертикаль выстроена очень чётко, а большие перестановки во власти происходят крайне редко. Сочетающаяся с конституционной реформой большая перетряска Кабмина породила и амбициозные расчёты не только на смену персоналий во главе тех или иных ведомств, но и на изменение их политики и даже больше того – философии важнейших отраслей управления.

Особенно опасная ситуация сложилась вокруг Министерства просвещения. Российские либералы, как оппозиционные, так и провластные, вот уже три с лишним года не находят себе места в связи с тем, что кресло министра образования, а затем просвещения занимает Ольга Васильева. Консервативный педагог, твёрдо ориентированный на идею школы как на инструмент воспитания уважения к национальным и православным традициям, она неудобна слишком многим.

Фактически с самого начала работы в министерстве Ольга Юрьевна оказалась в своего рода осаде. Она вынуждена была не столько реализовывать свою программу, сколько обороняться – тут и кадровый голод, и практический саботаж, и разделение в 2018 году самого ведомства, которому под вывеской Минпроса оставили только школы. И тем не менее удалось сделать немало – усилена была роль федерального центра в образовании в регионах (прежде всего, в нацреспубликах, где вопрос преподавания, к примеру, русского языка стоит особенно остро), убраны были многие последствия «либеральной вольницы» в сфере учебников и программ, появились федеральные стандарты, ориентированные на русскую историю и русскую литературу, а не на воспитание «общечеловеков».

С того момента, как министром просвещения стала Ольга Васильева, появились стандарты подготовки на русском языке, а не просто воспитание «общечеловеков». Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Каждый шаг Васильевой давался «кровью», и зачастую министерство вытанцовывало фигуру «шаг вперед – два шага назад». Но само наличие ясного видения целей, основательная философия и твёрдые ценности помогали делать столь нужную работу по созданию на длящихся уже три десятилетия постсоветских руинах новой национальной школы.

К сожалению, базовой философии Минпроса придерживаются в политической элите отнюдь не все. Слишком многим кажется, что образование – это не народное просвещение, а «оказание услуг населению», причём чем более «инновационными» (без всякого адекватного понимания содержания) будут эти услуги, тем лучше. Инновационность становится самоцелью.

К чему это приводит, я не так давно увидел в одной наиновейшей школе, где прекрасно оборудованный лингафонный кабинет для занятий английским языком был украшен прекрасного качества настенными росписями, центральным элементом которых был… не Шекспир, не Йейтс и даже не Гарри Поттер. А нарисованный в человеческий рост лидер группы Queen Фредди Меркьюри, погибший от приобретённого в результате гомосексуальной практики СПИДа автор изысканных песен о том, что Beelzebub has a devil put aside for me. Благонамеренные люди сделали красиво и наверняка очень гордились своей работой.

К сожалению, одержимость «инновационностью» стала для многих самоцелью того же порядка, что «борьба с насилием в семье» и другие столь же прогрессивные вещи. О том, какую конечную цель мы при этом ставим, уже и не задумываются.

Знаменем этой возводимой в фетиш инновационности, возможно и без всякой своей вины, стала Елена Шмелева, руководитель образовательного центра «Сириус», которую прочат в министры уже не первый раз. Наверняка «Сириус» замечательное место, в котором созданы все условия для того, чтобы максимально полно раскрывались таланты одарённых детей и Елена Владимировна замечательно умеет этим процессом управлять.

Как сделать так, чтобы дети, даже самые неодарённые, все-таки получили определённую сумму знаний и определённый формат воспитания? Фото: Komsomolskaya Pravda  / Globallookpress

Но, увы, школьная педагогика в масштабах всей страны – это не развитие одарённых детей, и не внедрение инноваций. Это до некоторой степени прямо противоположная работа. Как сделать так, чтобы дети, даже самые неодарённые, все-таки получили определённую сумму знаний и определённый формат воспитания? Как наладить большой и сложный образовательный процесс, который является, прежде всего, системной бюрократической работой. Здесь нужен большой либо административный, либо педагогический опыт, а ещё лучше - серьёзный опыт школьного работника (удивительно, но полноценного опыта «шкраба» среди обсуждаемых в кулуарах кандидатов на пост министра вообще ни у кого нет). 

Поэтому планы группировки, выдавливающей с министерского поста Ольгу Васильеву, используя даже срежиссированное недовольство фракции «Единой России» (из консервативной эта партия, как показал казус с СБН, буквально на глазах превращается в площадку для опасного либерального лоббизма), по большому счёту нереализуемы и опасны для долгосрочного развития страны. Экспериментировать с одарённым министром одарённых детей на миллионах школьников всё-таки слишком рискованно, тем более что Шмелева рискует оказаться в ещё большей изоляции в образовательно-административной среде, чем Васильева, у неё там ещё меньше веса, связей и понимания реальных организационных проблем. Да, она очень эффективный менеджер, но нужен ли именно этот навык сегодняшней, потерявшей своё главное предназначение школе - вот вопрос. 

Дети должны знать историю нашей страны. Фото: Carsten Koall / Globallookpress 

Поэтому закономерно, что в условиях либерально консервативного пата всё больше растут котировки главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. Это опытный чиновник Минобраза, который стоял у истоков центральной реформы нашей образовательной эпохи, введения ЕГЭ, соответственно, отношение к нему варьируется в зависимости от того, как кто относится к этому «киту» современной российской школы.

Несомненным плюсом Кравцова является то, что он точно знает «как это работает», и набил за без малого два десятилетия в министерстве руку на управлении процессами. Как и Васильева, Кравцов считается сторонником унитарной школы, демонтажа того регионального хаоса, который рискует отразиться и на единстве нации. Наконец, показательно то, что чиновник осознает важность православной традиционной составляющей в российском образовании. В этом смысле запомнилась его речь перед выпускниками Московской духовной академии летом 2019 года:

Признание образования Московской духовной академии нужно нашему обществу и нашему государству. Вы, выпускники духовной академии, несёте нравственные основы обществу. Вы — нравственный фундамент нашего государства

Недостатком Кравцова эксперты считают его достаточно «технический» подход к школе. Если у Васильевой есть целостное видение будущего школы, то Кравцов, прежде всего, хороший администратор: какие поставят перед ним задачи, такие он и будет решать. Но если в самих задачах не будут достаточно чётко прописаны стратегические цели образовательной политики, машина будет идти без сбоев, но на холостом ходу. В этом смысле идеальной для будущего Минпроса была бы связка Васильевой как идеолога и Кравцова как технолога, но как эту связку организационно реализовать, пока непонятно.

В любом случае, российской школе сегодня лучше иметь над собой грамотного администратора без больших идей, чем замечательных людей с ошибочными идеями, находящихся под слишком мощным давлением либеральных политических групп, ставящих, как показали последние годы, цели, в принципе несовместимые с выживанием нации.

 

Придание российскому образованию либерального квазиинновационного уклона прямо противоречило бы тем целям, которые были сформулированы президентом в его послании и программе конституционной реформы. Фото: Игорь Иванько / АГН «Москва»

Придание российскому образованию либерального квазиинновационного уклона прямо противоречило бы тем целям, которые были сформулированы президентом в его послании и программе конституционной реформы: укрепление международного суверенитета России и демографическое возрождение страны. Ни той, ни другой задачи на платформе «образование как услуга» и «саморазвитие вместо воспитания» не решить. Российская школа только тогда сможет стать серьёзным фактором сохранения демографического потенциала страны, если она будет воспитывать человека традиции, думающего о ближних и обществе, связанного с национальной историей и культурой, а не ищущего «самореализации» инопланетянина.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх