На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Россиянин
    Алексанр, конечно внутрь черепа не заглянешь. Но этот контингент обязательно себя проявит. Потому что, нутро  гнилое....Университет отчис...
  • Россиянин
    НА РАБОТУ НЕ БРАТЬ!!! НИКОМУ. Ну разве что мыть туалеты на вокзалах. Народу много, **** тоже много. Так что убирать н...Университет отчис...
  • Игорь Петров
    Два тезиса Алекса...

Прочитайте обязательно!!! Рауф Растов комментарии к теме ""Царь в голове и в сердце": Почему свадьба Великого Князя Георгия Михайловича может изменить Россию"

Нам нужно держать курс на восстановление прежней имперской целостности Великой России, установить в ней трёхуровневую систему управления: «Монархия. Аристократия. Демократия» и многоукладную экономику в масштабе всей страны. Полностью структурировать гражданское общество и институциализировать созданные структуры. Закрепить всё это в Конституции Великой России и Конституции гражданского общества Великой России. Первая Конституция – Конституция государства, должна состоять из трёх достаточно пространных текстов: идеОлогии – обоснования Сущего (в государстве), идеАлогии – обоснования Должного (в государстве) и Основного Закона – нормативного закрепления трёхуровневой формы государственного управления и административно-территориального устройства, базовых нормативных положений и принципов системы правового регулирования и правового порядка в стране. Вторая Конституция – Конституция гражданского общества, тоже должна состоять из трёх частей: идеОлогии – обоснования Сущего (в обществе, что-то вроде современного Домостроя), идеАлогии – обоснования Должного (в обществе) и Морального кодекса Великоросса – базовые моральные ценности, нормативы и принципы, установленные как общие для всех структур гражданского общества.

Великая Россия – это особенная цивилизация и посему у нас должен быть свой особый путь, кратко выражаемый в формуле «Монархия, аристократия, демократия». Эта формула в чём-то перекликается со знаменитой триадой графа С. С. Уварова «Православие, самодержавие, народность», в которой он интуитивно подобрался и был достаточно близок к оптимальной формуле общественно-политического обустройства Великой России. Поэтому: наша страна должна обрести название Великая Россия. По традиции в названии страны обозначается форма государственного управления и государственно-территориального устройства, однако уникальность нашей огромной многомерной державы заключается в том, что ни одна из ныне существующих форм ей не подходит, оказываясь для неё слишком узким и одномерным. Великая Россия – это действительно великая и многомерно-сложная страна и при определении формы её государственного устройстве мы не обязаны исходить из измерений общего аршина. Мы можем позволить себе одновременно синтезировать несколько исторически опробованных форм, применяя их на разных уровнях управления. И для восстановления распавшейся связи времён мы вполне можем пренебречь сложившейся традицией обозначать форму государственного управления в названии страны и определить её без какого-либо такого уточнения. Аргументов для обоснования этого величественного названия слишком много, поэтому ограничусь лишь некоторыми из них. Именно с таким названием, совершенно нейтральным относительно какой-либо формы государственного управления, лучшим образом может сопрягаться идея исторической преемственности как относительно Российской Империи, так и относительно СССР, в котором когда-то одной дружной семьёй проживали народы стран ближнего зарубежья. Именно такое название как бы приглашает бывшие республики СССР к воссозданию на обновлённой базе прежней имперской целостности. В рамках этой имперской целостности, благодаря наращиванию территориального, экономического и людского потенциала до необходимых и достаточных критичных значений, все они не только смогут пожинать плоды синергических эффектов системного взаимодействия, но и значительно сэкономить на своих нынешних, вынужденно продублированных расходах на оборону (один только общий зонтик ПВО чего стоит!), расходах на обеспечение космических средств связи и на многих иных «суверенных» инфрастуктурных издержках. В случае возвращения какой-либо бывшей республики в большую семью достаточно нейтральное название Великая Россия не будет затрагивать чувствительные струны национальной самоидентификации её титульной нации. Могу ошибаться, но как мне кажется, белоруса, например, вполне устроит быть великороссом, оставаясь при этом белорусом, чем одновременно быть белорусом и россиянином. И последний аргумент: спросите у военных, какой вариант уставного ответа при награждении они предпочтут - «Служу России!» или «Служу Великой России!».

На каждом уровне применяются свои особенные принципы управления. Уровень «Монархия» - принцип единоначалия. На этом уровне Президент сугубо единоначально принимает управленческие решения для страны с учётом интересов всего общества в целом. Уровень «Аристократия» (аристократия – власть лучших) - принцип демократического централизма. На этом уровне демократизм должен иметь некоторые особенности, которые выражаются в том, что решения выносятся большинством голосов при открытым ответственном голосовании выборщиков. Одним словом «лучшие решают» или «лучшие выбирают лучших», что соответствует смыслу понятия аристократия. Выборщики - это те люди, которых в своё время выдвинуло общество как своих лучших представителей (в профессиональном и нравственном отношении). Централизм выражается в руководстве единого центра управления, дисциплине. Уровень «Демократия» - это уровень непосредственной демократии (а все остальные виды демократии в принципе невозможны) решения выносятся большинством голосов при прямом тайном голосовании. Одно существенное примечание относительно данного уровня. Я могу ошибаться, но как мне представляется, уровень социумов, который был определён для органов местного самоуправления, отделённых от органов государственной власти, - это были недостаточно просчитанные положения Конституции РФ 1993 г. Представляется более предпочтительным такой вариант, когда органы местного самоуправления, отделённые от органов государственной власти, определяются только на уровне микросоциумов. И именно на этом уровне должна царить демократия.

В триаде «Монархия. Аристократия. Демократия» не подразумевается монархический строй для Великой России. Для обозначения предлагаемого смешанного строя у меня пока нет готового термина. Может всё-таки империя? (при этом наполнив этот термин новыми сущностными смыслами). А термин «Монархия» в самой триаде обозначает лишь принцип преемственности власти - я бы определил его как эстафетную передачу власти своему преемнику (в отличие от династийной передачи власти при «чистой» монархии). Поэтому выборы высшего должностного лица страны на этом уровне не предусматриваются. Президент сам должен подготовить своего преемника, натаскивая его на высоких и ответственных должностях. В моём комментарии о властной триаде изложена лишь часть информации. Там не упоминается идея восстановления института генерал-губернаторства, а также идея стольных градов Санкт-Петербурга и Владивостока, идея полномочных филиалов Министерства иностранных дел: Западный – в стольном граде Санкт-Петербурге, а Восточный – в стольном граде Владивостоке. На мой взгляд это способствовало бы интенсификации международных отношений как с западным миром, так и с восточным миром. Здесь следует учитывать, что у Великой России огромная территория и для решения менее ответственных международных вопросов с представителями двух основных цивилизаций не нужно будет гонять нашего Министра иностранных дел на трансконтинентальные расстояния – через всю страну. Одним из обучающих и, одновременно с этим, и испытательных вариантов для будущего преемника могла бы стать его успешная работа, например, на посту генерал-губернатора. Генерал-губернаторства по своему количеству в идеале должны составить не меньше 15-ти. Это может понадобиться для воссоздания прежней имперской целостности Великой России и соответствующей мотивации к этому современной элиты и руководства бывших союзных республик. Каждому руководителю бывшей республики СССР, вернувшего своими усилиями эту республику в лоно империи, нужно в добавок к сохранённой им должности руководителя этой республики, предложить высокий пост генерал-губернатора и титул Великого князя Великой России. Возможно это станет для него достаточной компенсацией утраты своего формального суверенитета. Таким образом, никакого монарха нам не нужно будет выбирать.

Для восстановления распавшейся связи времён и практического воплощения идеи преемственности Великой России относительно Российской Империей и СССР предлагается ввести две действующие институции: Императора (Императрицы) Великой России и Президиума Верховного Совета СССР. Верховную структуру гражданского общества Великой России могло составить возрождённое дворянство, возглавляемое главой Российского Императорского Дома Романовых. Император (Императрица) Великой России – это реально действующая высокая должность, обладатель которого возглавляет все структуры гражданского общества, в том числе возрождённое дворянство и подчинённые ему (ей) заново и полноценно институциализированные структуры казачества (то есть казачеству нужно будет ещё придать более полноценный официально признанный статус). Императору (Императрице) должно быть предоставлено право дарования высших дворянских титулов, вынесение соответствующих Указов, корректирующих ошибочные действия или бездействия чиновников императорского прошлого. Например, всем полномочным Представителям Президента либо генерал-губернаторам (если этот институт будет возрождён) она могла бы иметь даровать титулы Великого Князя. В качестве более современного, можно рассмотреть вариант написание обоих слов с заглавной (прописной) буквы–Генерал-Губернатор. На данный момент все подобные титулы для нас пока ещё являются пустым звуком (пустыми понятиями). Но, поскольку люди самоутверждаются не только своими личными заслугами, но и своей принадлежностью к каким-то сообществам (сословиям), корпорациям и т.д., которая к тому же получит вполне официальное признание, то было бы глупо не использовать такие мощные мотивации, которые побуждают людей к общественной активности, к каким-то высоким свершениям или подвигам. В конечном итоге это будет работать на пользу всему обществу. Ну, а те, кому такие титулы совершенно безразличны, могут быть снисходительными к тем, кому они интересны. Во всяком случае, уж лучше наша Императрица будет одаривать великороссов высокими титулами, чем это будет делать королева какой-то Великобритании, которая к тому же издевательски присваивает кому-то титулы сибирских баронов (Баронов нашей Сибири!). Для Президиума Верховного Совета СССР тоже будет работы непочатый край. Она, прежде всего, будет связана с восстановлением исторической справедливости по присуждению высоких наград или высоких званий СССР, решения по которым в своё время были незаслуженно отклонены и некоторые другие вопросы, связанные с признанием права и т.п. Изучив представленные и архивные документы, Президиум Верховного Совета СССР будет принимать соответствующие решения по присвоению почётных званий, относящихся к периоду СССР и присуждению государственных наград СССР. В случае исправления факта исторической несправедливости, связанного, например, с присвоением почётного звания «Герой Советского Союза», можно было бы присваивать это почётное звание, даже несмотря на последующее присвоение звания «Герой России», причём с сохранением и второго почётного звания - в качестве моральной компенсации.

У Великой России должны быть две Конституции. Одна – Конституция государства, а другая – Конституция гражданского общества. Но и это ещё не всё. В данном случае речь идёт о принципиально ином понимании Конституции. Конституция государства в традиционном смысле слова является синонимом Основного закона. Однако редуцирование понятия Конституция к понятию Основного закона является совершенно недопустимой принципиальной ошибкой. Целостное понятие Конституция государства, рассматриваемое с точки зрения системно-сферно-синергетического подхода, сопряжённого с таким методологическим инструментарием, как принцип дополнительности и интервальности, должно представлять собой не краткий перечень излишне декларативных и как правило не работающих нормативных положений, изложенных в тоненькой брошюре с текстом Конституции (Основного закона). Согласно новым представлениям о Конституции она должна представлять собой функционально-целостную триаду следующих подсистем: идеОлогии (обоснования Сущего), идеАлогии (обоснования Должного) и Основного Закона страны, в котором нормативно закрепляется вся архитектоника государственного территориального устройства и форма государственного управления. Текст такой Конституции, соответственно, должен уже представлять собой триаду достаточно пространных текстов. Подсистема идеОлогия должна представлять собой теоретико-методологический базис национальной идеологии Великой России. А подсистема идеАлогия - свод ценностных ориентиров и идеалов для государственных чиновников и работников различных отраслей экономики Великой России. Сообразуясь с его содержанием все государственные структуры, предприятия и организации должны составить свои уставы и своды правил профессиональной этики для своих работников, в которых отражаются и учитываются их специфические особенности. Таким образом, а также согласно новым представлениям о понятии идеологии (об этом подробно изложено в моих комментариях на других сайтах медиаплатформы «Мир тесен») национальная идеология Великой России должна исчерпывающим образом быть представлена в пределах всего достаточно пространного текста Конституции Великой России. Конституция гражданского общества должна представлять собой аналогичную триаду подсистем: идеОлогия (обоснования Сущего), идеАлогия (обоснования Должного) и Моральный кодекс Великоросса. Подсистема идеОлогия - это что-то вроде современного варианта Домостроя с обоснованием нашего традиционного уклада. А подсистема идеАлогия - свод ценностных ориентиров (традиционных ценностей) и идеалов членов тех или иных сообществ гражданского общества. Сообразуясь с содержанием Морального кодекса Великоросса, все структуры гражданского общества должны составить соответствующие своды правил нравственного поведения для членов своих сообществ с учётом тех специфических требований, которые имманентно обусловлены теми целями, на достижение которых направлена деятельность этого сообщества.

 

Политика президента и деятельность правительства могут стать достаточно эффективными для разрешения назревших проблем нашего общества лишь при наличии двух существенных условий: обретения национальной идеологии России и конструктивной самоорганизации общества. Эти два фактора должны при этом стать дополняющими, то есть одновременно быть существенными составляющими проводимой в стране социально-экономической политики. Из этого следует, что все претензии общества к внутренней политике Президента В. В. Путина заключают в себе изрядную долю парадоксальности, поскольку обретение национальной идеологии, а также необходимого и достаточного уровня самоорганизации являются именно теми задачами, которые должно решить само общество.

Социальный капитал в моём представлении – это определённый уровень конструктивной самоорганизации всех структур гражданского общества, достигнутый в результате целенаправленных усилий самого общества при всемерной поддержке со стороны государства. В процессе социального строительства может быть использован принцип разумного соборного начала. Почти полное отсутствие социального капитала это та зияющая пустота в нашем обществе, которую нужно в срочном порядке устранять. Наработка и наращивание социального капитала – одно из существенных условий эффективной социально-экономической политики. Поэтому в самом ближайшем будущем качество не только человеческого капитала, но и качество социального капитала станут определяющими факторами успешного развития страны.

Кадровая политика в нашей стране должна базироваться на комбинированном принципе. Отбор кадров по профессиональным критериям должен осуществляться административными органами государства с обязательным предварительным отбором этих кадров по нравственным критериям, который должен осуществляться уже исключительно под общественным контролем. Таким образом, первым, кто даёт кадрам «путёвку в жизнь», должно стать само общество, осуществляющее функции контроля за нравственным поведением посредством структур гражданского общества. Всё общество нужно полностью структурировать и, что важно, институализировать все его структуры (придать им официальный общепризнанный статус). Например, такие, как семья, учебные и трудовые коллективы, различные сообщества, клубы, организации, диаспоры и т.д. – всех перечислить прямо сейчас невозможно. Режимы наибольшего благоприятствования (бюджеты с плавающей величиной, различные льготы, организационное содействие и т.д.) для успешной деятельности и функционирования любого сообщества должны зависеть от его общего рейтинга, который суммарно определяется в зависимости от поведения каждого его члена. В свою очередь каждый член любого сообщества тоже должен иметь свой личный рейтинг, который должен определяться с учётом как его положительных, так и отрицательных поступков. Члены каждого социума должны быть связаны отношениями сопоручительства (круговой поруки). По принципу «один - за всех и все - за одного».

Карьерные продвижения любого лица должны зависеть от его личного социального рейтинга, обусловленного нравственным поведением и учитываемого в специально выданном ему общественном (социальном) билете (что-то вроде универсального партбилета). Сегодня такой механизм "нравственного фильтра" можно запустить в порядке самоорганизации силами добровольных волонтёров в рамках созданных структур гражданского общества. Любые кадровые вопросы, особенно связанные с карьерными продвижениями, должны решаться с учётом не только личного рейтинга, но и с учётом общих рейтинговых показателей сообществ, в которых состоит данное лицо. Для этого необходимо составить шкалу рейтинговых баллов за те или иные нравственно значимые деяния (подвиги, поступки, проступки и т.п.). Для каждой должности должно быть определено критическое значение минимально необходимого социального рейтинга, после преодоления которого в сторону понижения любое должностное лицо автоматически и бесспорно теряет право занимать эту должность. То есть утрату своей должности для него станет невозможным оспорить в судебном порядке. Таким образом, каждого индивида должен заботить не только его личный рейтинг, но и общий рейтинг того сообщества, членом которого он является. А каждое сообщество, соответственно, должно заботиться о своём общем рейтинге посредством заботы о личных рейтингах своих членов. Тем самым достигается реально работающая взаимная требовательность внутри каждого сообщества и устраняется диспропорция прав и обязанностей, которая присутствует даже в таком привычном словоупотреблении, как «права человека». Формулировка «права и обязанности человека» является более взвешенной и корректной. Что касается вопросов организации учёта всех поведенческих проявлений и начисления (либо вычета) по ним рейтинговых баллов, то в эпоху информационной цивилизации они не составят проблемы. При этом нужно учитывать то важное обстоятельство, что процессы самоорганизации (как это подсказывает сам термин) во всех структурах гражданского общества будут осуществляться под их же собственным контролем.

Одной из структур гражданского общества могла стать всероссийская детская организация школьников (то есть ученики с 1-го по 11-й класс). Это своеобразный общий аналог октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, а также организаций скаутского движения. Чтобы слепо не копировать чуждые для нас западные названия и самим «не изобретать велосипед», такую организацию можно было бы просто назвать «Организацией тимуровского движения». Членов организации можно подразделить на три ранга: ученики младшего школьного возраста (аналог октябрят) – это тимуровцы третьего ранга, с 5-го по 7-ой класс (аналог пионеров) –тимуровцы второго ранга, И, наконец, ученики с 8-го по 11-й класс (аналог комсомольцев) – тимуровцы первого ранга. Не буду больше распространяться о том, что можно разработать устав, эмблему и прочую атрибутику этого детского движения – для этого найдутся более креативные люди. В интернете была опубликована статья «Первый пионер страны», посвящённая замечательному скульптору и педагогу Иннокентию Николаевичу Жукову – организатору пионерского детского движения. Он продвигал некоторые традиции скаутов, прежде всего исследовательско-разведческие, привлекая пионеров через игру и спортивные игры, настаивая, что именно так можно увлечь детей и чему-то научить их. Он писал, что скаут — не военный разведчик, а «пионер культуры». По Жукову скаут — «альтруист» и даже «рыцарь, который ищет, кому помочь». В скаутизме Жукова привлекали нравственные и патриотические принципы этого движения, внимание к физическому развитию, активное игровое начало. В наше непростое время такие прекрасные педагоги-подвижники и аналогичные детские организации с мощным воспитательным потенциалом более, чем востребованы. В связи с этим хотелось бы надеяться на то, что историческая необходимость снова выдвинет на поприще педагогики очередного гения в качестве воспитателя и организатора нового детского движения. Что в обозримом будущем успешное разрешение многих проблем нашего жизнеустройства, связанных с воспитанием нового поколения, развёртывание положительных векторов в развитии и становлении личности в таком ответственном возрасте и, в целом, само благополучие судеб юного поколения будут в значительной мере предопределяться творческим подвижничеством и организационными талантами нового народного гения и его последователей.

Некоторые структуры гражданского общества могут составить родительские сообщества с различными тематическими уклонами. Их необходимость связана с тем, что в воспитательном процессе не должно быть каких-либо временных разрывов – он должен быть постоянным и непрерывным, не допускающим образования бесконтрольных пустот в воспитательской среде, прежде всего, из соображений профилактики асоциального образа жизни детей. А сегодня основной потенциально опасной асоциальной средой сегодня является двор (улица). Это та социальная среда, которая относительно удалена как от родителей, так и от школы – ведущих субъектов воспитания. Если мы допустим образование каких-то очагов вакуума в воспитательном процессе, то этот вакуум, как правило, тотчас заполнит влияние асоциальной среды. Ведь природа не любит пустоты. Родители, как представители общества, должны активно соучаствовать в воспитательном процессе, в том числе со стороны общего контроля за поведением не только своих, но и чужих детей во дворе (на улице). Но на данный момент родители слишком разобщены и каждый из них предпочитает позицию «моя хата с краю». Даже у вполне нормальных родителей есть один общий суммарный недостаток. Это социальная разобщённость, неорганизованность, отсутствие чувства локтя и каких-либо чётко осознанных представлений о солидарных отношениях и отношениях взаимной требовательности. Все эти качества могут быть приобретены лишь путём практического натаскивания каждого родителя в этих родительских сообществах. Только в таких коллективах, деятельность которых изначально выстраивается на определённой идеологической базе, тот или иной родитель сможет почувствовать силу коллективного взаимодействия и эффекты взаимопомощи. Поэтому задачами таких родительских сообществ должны стать не только формирование коллективного родительского «Я», но и, самое главное, чтобы это коллективное «Я» почувствовало в себе самом силу своей организованности. А значит и чувство защищённости и уверенности в успехе у каждого родителя – члена родительского сообщества. Нам нельзя оставлять без какого-либо контроля самую потенциально опасную социальную среду – двор (улицу). В одиночку наладить должный контроль и оказывать какое-либо действенное влияние на эту среду просто невозможно. Но, если объединить усилия организованных родителей, то им эта задача станет вполне по плечу. Поэтому нам нужны соответствующие структуры гражданского общество в виде родительских сообществ с различными тематическими уклонами. Нужны именно достаточно организованные сообщества. А для достижения этих целей нужен конструктивный диалог в обществе, нам нужна конструктивная самоорганизация всех структур гражданского общества, нам нужна общая и объединяющая всех нас национальная идеология. Необходимость родительских сообществ прежде всего заключается в том, чтобы в стихию потенциально наиболее опасной среды – двора (улицы) привнести какие-то организационные начала, как-то упорядочить коллективный контроль родителей за этой социальной средой (в идеале – сделать его непрерывным), опережающим образом реагировать на зарождающиеся проблемы, пока они ещё находятся в зачаточном состоянии. Всё это станет возможным только в том случае, когда родительские сообщества представят нам родителей нового типа – с активной жизненной и воспитательской позицией, достаточно организованных, с острым чувством локтя и чувством высокой и взаимной родительской требовательности в любых практических ситуациях, так или иначе связанных с проблемами должного воспитания молодого поколения.

Пользуясь случаем, хотел бы предложить ознакомиться с биографией генерал-губернатора Восточной Сибири (с 1871 г. по 1874 г.) Синельникова Николая Петровича, позднее ставшего сенатором. Благодаря его особым заслугам перед Отечеством сенатора Н.П. Синельникова называют выдающимся государственным деятелем и причисляют к великим россиянам. И это был на самом деле такой государственный деятель, который настолько отдавался служению своему отечеству, что никогда не потребовалась бы какая-либо ревизия его деятельности. С 1852 года по 1859 год он последовательно был губернатором Владимирской, Волынской, Московской и Воронежской губерний. Отличился своей энергичностью и невероятной трудоспособностью (работал до 18 часов в сутки), справедливостью, честностью и неподкупностью, несмотря на особое расположение и личное покровительство царя, который был крестным четверых (!) детей Синельникова. Проявил себя и как великолепный организатор, умудрявшийся в короткое время кардинально преобразовывать положение дел во вверенных ему губерниях. Общественные сады, театры, мосты, памятники и т.п. устраивались им в каждом городе. В сжатые сроки им было организовано сооружение огромной защитной дамбы от наводнений в Иркутске с насаждениями на ней. Прилагал много усилий и для облегчения положения крепостных крестьян и к обузданию своевольства помещиков, борьбе с «тёмными поборами», производимыми сибирским чиновничеством, улучшением крестьянского землевладения и земледелия, устройством сельских школ, улучшением быта ссыльнокаторжных, которых он первый разрешил посылать на частные прииски на правах вольных рабочих, устройством в Иркутске воспитательного дома, благородного собрания, общественного сада, театра и пр. Про него люди говорили «Он был честный солдат, хотя и генерал». Поэтому я горжусь тем, что когда-то принимал участие в исследовании архивных материалов и что благодаря последующим творческим усилиям двоюродного брата моей жены Варнека Владимира Алексеевича удалось вытащить из исторического полузабытья такую уникальную личность. И на каком-то этапе мне даже довелось найти могилу Н. П. Синельникова. В интернете можно найти статью В. А. Варнека «Генерал-губернатор Восточной Сибири» и статью Валентины Рекуновой «Генерал-солдат», в которых описываются достижения этого действительно выдающегося государственного деятеля и приводятся некоторые подробности его биографии. Если информация об этом уникальном человеке получит достаточно широкое распространение и станет общедоступной, то наше общество получило бы представление об эталонном образе губернатора. И, может быть, в каком-то обозримом будущем станет возможным учреждение специального губернаторского ордена имени Н,П, Синельникова. Таким орденом в нашей стране можно было бы награждать тех губернаторов, которые таким же образом, как Н.П. Синельников, посвятили себя самоотверженному служению своему отечеству, проявили неординарные организаторские способности и добились выдающихся результатов на своей ответственной должности. Очень интересная и содержательная статья «Н. П. Синельников» размещена на сайте https://краеведприангарья.рф/n-p-sinelnikov 

Другая статья «Вслед за генералом, «пароходом и человеком»» размещена на сайте https://dlib.eastview.com/browse/doc/20213350#/ и на сайте https://www.vsp.ru/2009/06/13/vsled-za-generalom-parohodom-i...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх