На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 218 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Агеев
    И даже не переживаю, что много дур развелось. Не они определяют ход событий.По поводу мигрант...
  • Eduard
    Посмотрите на типичное "лицо Англии"! Ха,ха,ха!Англией управляет...
  • Василий Васильев
    Забыть? Как забыть какие дивиденды извлекали чиновники из этого дитя "СНГ"? И вдруг забыть, когда "хоботки" еще ТАМ?"Пора забыть про ...

А.С. Пушкин как православный христианин: о чем не расскажут учебники

"Пушкин - это наше всё". Кто не знает этих слов Аполлона Григорьева? Только в разное время и у разных людей в эти слова закладывается самый разный смысл, вплоть до полной противоположности.

Первое подозрение о том, что нам не всю правду рассказывали в школе про Пушкина, у меня появилось в студенческие годы, во время экскурсионной поездки в Пушкинские Горы. Меня заставил надолго задуматься рассказ молодой девушки-экскурсовода, которая с упоением рассказывала, что Пушкина "убил проклятый царизм", что его даже похоронить не дали с почетом и отпевали не в той церкви, куда он всегда ходил с семьей, а на задворках, на Конюшенной площади.

Всю обратную дорогу я мучительно думала: где же могла быть та самая, ближайшая к дому Пушкиных церковь, куда поэт ходил с семьей? Ведь от Мойки 12 до Конюшенной площади было две или три  минуты неспешного шага, а каждый дом в том уголке исторического центра города  имел свою историю.

Тогда, в конце 70-х годов ХХ века, я не знала, какой именно на Конюшенной площади был храм (после Октябрьской революции церковь была закрыта. В 1923 году в ней был размещён клуб конной милиции, а через несколько лет — отделение института Гидропроект. В алтаре, в лучших традициях богоборцев, был устроен туалет. Русской православной церкви храм был возвращен в 1990 году). 

Не знала я тогда, что молодая девушка-экскурсовод несла  свирепую чушь про тайное отпевание на задворках не по своей инициативе, основанной на том, что она не была в Ленинграде и не знала, что и где находится. Она излагала официально утвержденную ложь, автором которой был любимый богоборцами Герцен, один из первых лондонских сидельцев.

Я уже писала об этом на КОНТе в 2015 году в статье "Пушкин против демократии-2"    https://cont.ws/@prikhojanka/1...

Статья была продолжением публикации "Пушкин против демократии"   https://cont.ws/@prikhojanka/144429

Тогда я отчетливо столкнулась с полным провалом в познаниях большинства моих сограждан относительно личности Пушкина, его поэзии и его миропонимания, которое, как это и полагается миропониманию любого мыслящего человека, проходит определенные стадии. И с полным, упорным нежеланием этот провал заполнить познанием.

Эту цитату приписывают также и Черчиллю. Исхожу из того, что  Франсуа Гизо жил раньше. Кстати, по рассказам, умирая, он читал наизусть стихи Корнеля и тексты Святого Писания.

Нежелание применить этот широко распространенный тезис к жизни и творчеству А.С. Пушкина многие его исследователи объясняют нелюбопытством.  «Нелюбопытство» доходит до грандиозной глупости, когда из Александра Сергеевича лепят русофоба и атеиста.

Но всем «нелюбопытным» Пушкин ответил сам: «Я далек от восхищения всем, что я вижу вокруг себя; как писатель, я огорчен, как человек с предрассудками, я оскорблен; но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог».

Богатство личности Пушкина, не всеми осознаваемая глубина его творчества нередко приводят к тому, что его трактуют весьма и весьма избирательно, нередко в своих сиюминутных устремлениях выдергивая отдельные цитаты из контекста.

Поэтому в советское время про молодость Пушкина и лицейское вольнодумное братство рассказывали много, а вот про зрелые размышления и поздние стихи поэта не рассказывали ничего.

Однако тем, кто действительно интересуется личностью и творчеством поэта, важно увидеть тот факт, что есть один Пушкин - тот, каким его воспитала семья, лицей и ближайшее окружение, и есть другой Пушкин - тот, каковым он сделал себя сам, в результате проникновения в глубины истории, духовной жизни и мировосприятия России.

В семье Пушкиных, как и во многих других подобных семьях того времени, отмечает И. М. Андреев, господствовало ироническое отношение к религии, к церкви, к духовенству. В библиотеке отца А. С. Пушкина было много книг французских авторов. Особое влияние на Пушкина оказали Вольтер и Парни. Годы, проведенные в Царскосельском лицее, где господствовал дух либерализма, только усилили результаты домашнего воспитания.

Молодость Пушкина - это период «вольных стихов» (ода «Вольность», «Деревня», эпиграммы на царя Александра Павловича). Следствием была ссылка на юг России. На юге у него завязываются знакомства с некоторыми членами тайного общества. В 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина: тот писал Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями». За такие высказывания поэту грозила не просто отставка. Пушкина отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловском Псковской губернии.

В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. Именно в этом уединении, в Михайловском,  Пушкин вполне преодолел ту самую «болезнь века», которая в следующем столетии превратилась в повсеместную заразу, в моровое поветрие, а сейчас стала разрушительным тараном самой человеческой личности.

Здесь он впервые вошел в живое, непосредственное общение с церковью через братию Святогорского монастыря и окрестное духовенство. Над Пушкиным тяготело обвинение в безбожии, и духовное наблюдение за ним было поручено настоятелю Святогорского монастыря, который был хранителем заветов старого русского благочестия. «Наблюдая воочию эту тесную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение „Истории“ Карамзина и летописей, где развертывались пред ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин... не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша церковь» (Анастасий (Грибановский; 1873—1965). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви , с.80)

Именно в Михайловском Пушкин пишет драму "Борис Годунов", которую сам Пушкин считал наиболее зрелым плодом своего творчества. Особое место в поэме занимает образ Пимена. В этом образе поэт дал самый законченный, самый правдивый тип православного русского подвижника, какой только был когда-нибудь в русской художественной литературе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх