На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Россиянин
    Алексанр, конечно внутрь черепа не заглянешь. Но этот контингент обязательно себя проявит. Потому что, нутро  гнилое....Университет отчис...
  • Россиянин
    НА РАБОТУ НЕ БРАТЬ!!! НИКОМУ. Ну разве что мыть туалеты на вокзалах. Народу много, **** тоже много. Так что убирать н...Университет отчис...
  • Игорь Петров
    Два тезиса Алекса...

Какими были вагоны в нашей стране раньше?

С прокладкой первой полноценной железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) началось и регулярное железнодорожное сообщение. Когда государство и общественность убедились, что у нового вида транспорта — большое будущее, возник вопрос о создании вагонов для перевозки пассажиров и грузов.

Какими были вагоны в нашей стране раньше?

Фото: Depositphotos

Надо сказать, что первые вагоны в нашей стране строились по американским чертежам, но в Петербурге, на Александровском механическом заводе. Чем же отличались американские вагоны?

* Во-первых, они были несколько ниже, чем впоследствии именно российские вагоны.

* Во-вторых, двери в американских вагонах открывались именно как двери, то есть распахивались. Это являлось весьма неудобным.

* В-третьих, американские вагоны изготавливались четырёхосными.

Пассажирский вагон в Mid-Continent Railway Museum, Висконсин

Понятное дело, такая конструкция была тяжёлой и более сложной в обслуживании. Пассажирский вагон в Mid-Continent Railway Museum, Висконсин Фото: Sean Lamb, ru.wikipedia.org

Длина американского вагона была восемь метров без нескольких миллиметров. Из истории железных дорог известно, что всего в России успели по американским чертежам соорудить 1794 вагона, и они использовались в империи до конца ХIХ столетия, причём уже на Дальнем Востоке и в Сибири.

Довольно скоро американские вагоны стали подвергать модернизации:

* их высоту увеличили;

* двери сделали сдвигающимися (то есть они теперь не выходили за габариты вагона);

* вместо четырёх осей ставили всего две.

Пассажирский вагон на станции Бородино. 1911 год

Пассажирский вагон на станции Бородино, 1911 г. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский, Библиотека Конгресса США, ru.wikipedia.org

Помимо этого, почти из всех вагонов убрали тормозные системы. То есть изначально каждый вагон обладал тормозной системой, но практика показала, что это дорого, неудобно и излишне. В итоге только один из десяти вагонов имел собственные тормоза, и этого оказалось достаточно.

Во второй половине ХIХ века в нашей стране начался бурный рост железнодорожного транспорта, и по этой причине вагоны стали изготавливать на разных заводах. В итоге получилось так, что по рельсам в ту пору каталось около сотни разных модификаций вагонов. Разумеется, это являлось весьма неудобным и невыгодным с экономической точки зрения.

И вот в 1875 году правительство страны утверждает единые для всех заводов чертежи «Нормального товарного вагона» (сокращённо — НТВ). Началась пора стандартизации.

За основу нового вагона взяли удачный образец Ковровских механических мастерских.

Нормальный товарный вагон

Нормальный товарный вагон

Новый российский вагон первоначально имел грузоподъёмность 10 тонн. Рама его изготавливалась из железа (а до этого — из дерева), крыша покрывалась просмолённой парусиной. Дверной проём зафиксировали в чертежах на уровне 1830 мм, то есть почти 2 метра.

Совсем скоро крышу стали изготавливать железной, а на вагонах принялись устанавливать буфера по европейскому образцу.

Чуть позже, в связи с началом русско-турецкой войны, на базе НТВ появились и военные вагоны, так называемые теплушки. Там устанавливали доски для нар, печку и два фонаря — в начале и конце вагона.

Экономический рост империи требовал улучшения железнодорожного сообщения. Вследствие этого вагоны НТВ получили грузоподъёмность 12,5 тонн, а в 1905 году — 15 тонн.

Известно, что эти вагоны красили чаще всего в коричневый цвет, угловые стойки — в белый цвет. И надписи тоже были белого цвета на вагоне.

С. В. Иванов, «Переселенка», 1886 г.

С. В. Иванов, «Переселенка», 1886 г. Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Несмотря на то что вагоны в России изготавливало не одно предприятие, их всё равно не хватало. Например, в 1915 году в САСШ (так ранее именовались США) и Канаде правительство прикупило несколько тысяч крытых вагонов, из них часть были четырёхосные.

Тем не менее импортные железнодорожные вагоны не смогли вытеснить отечественные, и на долю вагонов типа НТВ приходилось около 70% всех вагонов в империи. На базе этого удачного проекта выпускались также различные модификации: санитарный вагон, пожарный вагон, ледник, арестантский вагон и даже вагон-лавка.

А. А. Рылов, «Сверхмощный паровоз», 1935 г.

А. А. Рылов, «Сверхмощный паровоз», 1935 г. Фото: artchive.ru

Известно, что вагоны типа НТВ в нашей стране выпускались до 1931 года. Выходит, что этот проект стал весьма удачным для нашего железнодорожного транспорта, если ещё и после Великой Отечественной войны вагоны типа НТВ встречались на просторах нашей страны.

Автор: Максим Мищенко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх