21 187 подписчиков

Свежие комментарии

Душа, богиня Психея и астероид: что их объединяет?

Земная женщина Психея удостоилась чести быть принятой в ряды богинь. Её именем назвали загадочное небесное тело, астероид. Слова «психика, психология, психиатрия» происходят от древнегреческого слова Ψυχή — «душа», «дыхание».

Джузеппе Креспи, «Амур и Психея», 1707-1709 гг.

Джузеппе Креспи, «Амур и Психея», 1707-1709 гг.   Фото: ru.wikipedia.org

Как только человек осознал себя индивидуальностью, личностью он начал отделять понятие «тело» от чего-то невидимого, что делает его индивидуумом. Это что-то получило название «душа». Душа человека неуловима, тиха, без неё, как и без дыхания, невозможна жизнь.

Современный норвежский философ в своей книге «История души» написал:

В душе есть нечто удивительное, почти чарующее.

Понятие «душа» встречается в трудах древнегреческого поэта-сказителя, жившего в 8 веке до нашей эры. Прошло почти тысячелетие, прежде чем древнеримский писатель Апулей в начале второго столетия нашей эры в своей работе «Метаморфозы» изложил миф о Психее.

Вначале было слово «Ψυχή» — понятие, которым люди выражали нечто, что делало их личностями, не похожими друг на друга.

В дальнейшем появилась богиня Психея, олицетворяющая человеческую душу, то есть что-то невесомое и трогательное. Богиня часто представлялась человеку как прекрасная и нежная женщина с крыльями бабочки.

Психея богиней не родилась. Она была, как гласит один из мифов, одной из трёх дочерей царя. Психея была так прекрасна, что затмила своей красотой даже богиню красоты и любви Афродиту. Люди боготворили её, и Афродита была оскорблена.

Богиня решила погубить её. Она велела своему сыну Эроту вселить в девушку любовь к самому безобразному мужчине. С того времени все только любовались её красотой, но никто не хотел брать её в жёны, и Психея очень страдала.

Вильям Бугро, «Амур и Психея»

Вильям Бугро, «Амур и Психея»  Фото: ru.wikipedia.org

Тогда царь обратился к оракулу, и тот сказал, чтобы Психею одели в погребальную одежду, отвели на скалу и оставили там. Так и было сделано.

Когда Психея осталась одна, неожиданно подул ветер и перенёс её в сказочно красивый дворец, где обитали духи. В этой обители девушка стала женой невидимого духа, который взял с неё слово не пытаться доведаться, кто он такой.

Психея была счастлива, но сёстры-завистницы поведали ей, что её супруг чудовище, и посоветовали убить его, когда он будет спать. Когда Эрот спал, Психея зажгла светильник. Увидев, что муж необычайно красив, она засмотрелась на него, на плечо супруга упала горячая капля масла, и он проснулся.

Эрот покинул супругу. Психея отправилась искать его. Она обратилась за помощью к матери Эрота. Афродита только и ждала случая, чтобы извести красавицу. Психее пришлось преклоняться перед богиней красоты и выполнять её трудные задания.

Эрот, видя, как женщина старается искупить свою вину, прощает её и отправляется за содействием к верховному богу. Тот позволил ему жениться на Психее. После чего она получила от Зевса бессмертие и стала богиней.

Испытания, которые преодолела Психея, искупая вину, стали символом стойкости и силы воли в борьбе за доказательство своих чувств.

Образ богини Психеи не одно столетие вдохновляет поэтов и писателей, художников и скульпторов, композиторов.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Амур и Психея. Психея выполняет задание Венеры», 1881 г.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Амур и Психея. Психея выполняет задание Венеры», 1881 г. Фото: artchive.ru

У Мандельштама есть такие строки:

Когда Психея-жизнь спускается к теням
В полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
Слепая ласточка бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой…

Известная сказка «Аленький цветочек» перекликается с сюжетом мифа об Эроте и Психее.

Не обошли вниманием Психею и астрономы. Когда в 1852 году итальянский астроном Аннибале де Гаспарис открыл астероид, получивший номер 16, то назвал его в честь богини — астероид Психея.

Аннибале де Гаспарис

Аннибале де Гаспарис Фото: commons.wikimedia.org

Этот астероид привлёк внимание учёных своей необычностью. В списке самых массивных астероидов главного пояса Психея занимает 11 место. Он относится к малоизученному классу астероидов, которые состоят практически из одних металлов.

Установлено, что Психея состоит не только из железа и никеля, но и из других более тяжёлых металлов, а также золота и металлов платиновой группы. По предварительным данным запасы благородных металлов составляют более 100 млрд. тонн.

Уникальное сочетание высокой плотности и небольших размеров делает Психею очень тяжёлой. Астрофизики выдвинули гипотезу, согласно которой астероид № 16 является металлическим ядром или фрагментом ядра протопланеты, которая была разрушена в процессе формирования Солнечной системы. При этом силикатные породы откололись и разлетелись.

На сегодняшний день Психея усиленно изучается как космический объект, на котором возможна в недалёком будущем добыча полезных ископаемых. Кроме того, изучив состав Психеи, учёные смогут яснее представить процесс образования нашей планеты, ведь ядро Земли по предположениям специалистов также состоит из железа и никеля.

НАСА запланировало миссию по изучению астероида № 16 Психея. Космический аппарат «Психея» должен стартовать летом 2022 года и достигнуть астероида в 2026 году.

Антонио Канова, «Амур и Психея»

Антонио Канова, «Амур и Психея» Фото: ru.wikipedia.org

Корабль оснащается новой системой лазерной оптической связи, что позволит значительно увеличить объём данных, которые будут передаваться с поверхности Психеи на Землю.

Главной целью миссии учёные считают обнаружение с помощью магнитометров следов остаточной намагниченности.

Согласно последним данным НАСА, имеющимся в Интернете, подготовка к запуску аппарата «Психея» идёт по плану. Запуск намечен на август 2022 года, и в скором времени нас ожидают интересные новости из космоса.

Автор: Людмила Белан-Черногор