На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Симаков
    Для капитана 1 ранга в отставке Вы несколько глуповаты, Александр.  Или для Вас не прошли  бесследно  годы, прожитые ...Началась процедур...
  • Александр Симаков
    У вас в Рязани грибы с глазами. Ты этих грибов объелся?  Ты хоть сам врубился, чего написал?  У запада  нет преимущес...Странные события ...
  • Сергей Храмов
    Высшую меру наказания нужно применять с отсрочкой от 3-10 лет. В зависимости от тяжести преступления , что бы не было...Дискуссия о смерт...

Для чего кошки и собаки присутствуют в классической живописи?

Недавно мы разбирались в приметах, связанных с животными. И, наверное, поняли, что животные включаются в них не случайным образом, а всегда символизируя те или иные качества. Не важно, действительно им присущие или приписываемые. И так поступает не только «народная мудрость».

Маргерит Жерар, «Обед кошки» (фрагмент)

Маргерит Жерар, «Обед кошки» (фрагмент)                       Фото: Источник

Животных в качестве символов веками используют художники, чтобы подчеркнуть те или иные черты своих персонажей. Или намекнуть на что-то, явно в произведении вроде бы не отраженное.

Попробуем познакомиться с некоторыми такими животными-символами, часто фигурирующими в классической живописи?

Например, голубь, всем известный символ Святого Духа. Только голубем символизм животных, разумеется, не ограничивается. А мы коснемся не всех животных, а тех, что ближе всего современному горожанину. Конечно, речь о собаках и кошках.

Изображение собаки обнаруживается, к примеру, в древних Помпеях. Ну тех, для которых наступил «Последний день»… А до того их жители занимались тем, что иногда изображали собак.

Мозаика “Осторожно, злая собака” в Помпеях

Мозаика «Осторожно, злая собака» в Помпеях                        Фото: Источник

Впрочем, «наручные» собачки действительно были весьма популярны. Вероятно, и как любимцы своих владелиц тоже, хотя есть и кое-какие версии, объясняющие «ношение собачек» практической необходимостью. Например, мне встречалась версия (правда, речь там шла не о Европе, а о дальневосточных странах), что такая собачка — последнее «средство самозащиты» знатной дамы. И что такая собачка, выпущенная в лицо злоумышленнику, даст хозяйке возможность выиграть время до прихода на помощь.

Ну, а наиболее реалистично — что животное отвлекало на себя кусачих насекомых, выступая в роли блохоловки. Увы, такова реальность того, не очень гигиеничного, времени.

Или крупный охотничий пес на портрете знатного человека. Он здесь, разумеется, уместен и вполне вписывается в сюжет картины.

Тем не менее старые мастера редко ограничивали свои картины одним-единственным сюжетным планом. Так что в их работах всегда уместно поискать символизм. И собаки как раз и являются одними из популярных символических фигур, авторских уточнений, «подсказывающих», какой смысл художник хотел вложить в картину. Да-да, примерно ту же функцию в наше время выполняют смайлики…

Александр-Франсуа Депорт, «Собака, дерущаяся с кошкой на кухне», 1710 г.

Александр-Франсуа Депорт, «Собака, дерущаяся с кошкой на кухне», 1710 г.              Фото: Источник

В общем, нам стоит поискать за сюжетом скрытые значения. Современники же и так прекрасно понимали авторов.

* С собакой все довольно просто: говоря обобщенно, чаще всего она символизирует высокую нравственность.

В классической живописи, особенно портретной, собаки часто символизируют честь, верность, преданность в разных аспектах, в зависимости от контекста.

Это вернувшийся «Одиссей признан своей собакой» (Теодор ван Тюльден, XVII век)

Теодор ван Тюльден, «Одиссей признан своей собакой»

Теодор ван Тюльден, «Одиссей признан своей собакой»                     Фото: artchive.ru

«Женщина со щенком» Аньоло Бронзино. Красный цвет, символизирующий статусность, а может быть, и чувственность, сочетается с собачкой — символом честности и верности.

А вот в «Портрете четы Арнольфини» собачка явно символизирует супружескую верность.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.                           Фото: artchive.ru

Существует вероятность, что речь идет о преданности и памяти по уже покойной супруге…

И другой тип преданности, хотя это уже английский анималист XIX века Чарльз Бартон Барбер.

Чарльз Бертон Барбер, «Наказанные», 1893 г.

Чарльз Бертон Барбер, «Наказанные», 1893 г.                                      Фото: artchive.ru

А вот у другого англичанина, Артура Уэлсли, две матери, ведущие своих детей спать.

Артур Джон Элсли, «Спокойной ночи»

Артур Джон Элсли, «Спокойной ночи»              Фото: artchive.ru

Так что представления о собаке, как «нечистом» животном, в живописи не очень отразились.

Хотя и этот аспект отчасти отражен. Иногда собака символизирует… похоть. Но к этой теме мы еще вернемся, а пока — вот собака в библейском сюжете, в «Тайной вечере» Паоло Веронезе.

Паоло Веронезе, «Пир в доме Левия» (фрагмент), 1573 г.

Паоло Веронезе, «Пир в доме Левия» (фрагмент), 1573 г.                Фото: Источник

Нетрудно догадаться, кто это отвернулся от Христа, отвлекшись на собаку…

И в рубенсовском «Пире у Симона Фарисея» собака смотрит явно недобро, да и находится на стороне фарисеев!

Питер Пауль Рубенс, «Пир у Симона Фарисея», 1620 г.

Питер Пауль Рубенс, «Пир у Симона Фарисея», 1620 г.                            Фото: artchive.ru

Но конечно, куда чаще роль «негативного» символа отводится не собаке, а кошке. Вот, например… хотя начнем с еще одной собаки. Вот с этой, сопровождающей Венеру Урбинскую и символизирующей верность (скорее всего, в браке) и домашний уют. Предположительно, это свадебный портрет, тут все нормально и никаких «подводных камней» вроде бы не наблюдается.

Вроде бы. В отличие от написанной через три века и не менее знаменитой «Олимпии» Эдуарда Мане. Написанной с явной отсылкой к картине Тициана, но… несколько «наоборот». Здесь тоже присутствует животное, только кошка — черная, прогибающаяся, с приподнятым хвостом.

* В противоположность тициановской уютно спящей собачке, это — очевидный символ блуда, греховности, а без морализаторских оценок — чувственности и сексуальности.

Просто эта ассоциация может быть иметь разную коннотацию.

Как, впрочем, и собака — то она символизирует верность, то сексуальность. Вот и кошка: в одни времена она — символ порочности и греховности, в другие — эротизма без особо негативной окрашенности.

Вот, например, у Федерико Бароччи («Мадонна с кошкой», 1575):

Федерико Бароччи, «Мадонна с котом»

Федерико Бароччи, «Мадонна с котом»                       Фото: wikimedia.org

Такое впечатление, что котик тут символизирует скорее спокойствие и домашний уют. Во-первых, он спокойно спит в той же позе, что и свернувшиеся клубком собачки. Во-вторых, котик белый.

А вот наброски не написанной картины «Мадонна с кошкой» «нашего всего» — Леонардо да Винчи:

Леонардо да Винчи, эскизы

Леонардо да Винчи, эскизы                                 Фото: wikimedia.org

Все это выглядит несколько странно в Европе, где кошка еще в 1233 году упомянута в булле Папы Григория IX как один из образов, в котором «еретикам показывался дьявол».

А как раз в эпоху Ренессанса, в XVI веке, появляется, например, «Исследование о ведьмах» Варфоломея де Спины, где «…демоны появлялись в образе кошек…».

Так что уместнее для того времени были сюжеты типа «Благовещения» Лоренцо Лотто: это сам дьявол убегает в образ кошки…

Лоренцо Лотто, «Благовещение»

Лоренцо Лотто, «Благовещение»                              Фото: artchive.ru

И это не единственный вариант «Благовещения с котиками». И даже не только с котиками.

Вот, например, Бартоломео Капорали, 1480-е годы. 

Бартоломео Капорали, «Благовещение»

Бартоломео Капорали, «Благовещение»                     Фото: wikimedia.org

А вот начало 1400-х годов:

Часовая книга Парижа, 1400-1410 гг.

Часовая книга Парижа, 1400−1410 гг.                            Фото: Источник

Впрочем, как мы уже выяснили, не все было так плохо и однозначно. В конце концов, Европа большая и даже в католических странах отношение и к инквизиции, и к кошкам бывало далеко не однородным.

Ну, а в XIX веке замечательных собак и кошек нам демонстрируют импрессионисты.

Вот Ренуар, вообще, кажется, отличавшийся любовью к изображению животных:

Пьер Огюст Ренуар, «Семья Анрио», 1875 г.

Пьер Огюст Ренуар, «Семья Анрио», 1875 г.                                  Фото: artchive.ru

Пьер Огюст Ренуар, «Молодая девушка с котом», 1879 г.

Пьер Огюст Ренуар, «Молодая девушка с котом», 1879 г.                           Фото: artchive.ru

Вот Клод Моне…

Клод Моне, «Портрет Виктора Жакмона, держащего зонт», 1865 г.

Клод Моне, «Портрет Виктора Жакмона, держащего зонт», 1865 г.          Фото: artchive.ru

Впрочем, импрессионизм — это реалистическая живопись, в которой уже не стоит искать скрытых смыслов, символики и подтекстов… если, конечно, это не картины Эдуарда Мане. О котором нужно говорить отдельно.

И сейчас отношение к кошке в искусстве иное. И как к символу — например, домашнего уюта и дома вообще. И просто как… как к домашнему питомцу. Мы ведь любим котиков. Почти как древние египтяне или царь Алексей Михайлович, чей любимый кот увековечен на гравюре XVII века…

Подлинный портрет кота великого князя Московии

Подлинный портрет кота великого князя Московии                        Фото: Источник

Автор: Александр Смирнов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх