На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 213 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    В этом году ШТАТОЖОПА ТРЕСНЕТ на 2-е или 4-е ЖОПКИ, их будет проще ИМЕТЬ ВСЕМ.Малек Дудаков: Пи...
  • Георгий Корнев
    Чё ей грустить. Могилка есть, значит не пропавший безвести. Выплату за мужика получила. Сейчас донаты клянчит (цитата...«Расслабили булки...
  • Виктор Александрович
    Насчет осла - все точноСможет ли мой муж...

Как в России регулировали дорожное движение? С XVII века до наших дней

Однажды император Павел I проявил очередное самодурство, запретив: офицерам — ездить в закрытых экипажах; возницам — кричать; ездить в экипажах цугом (запрягая лошадей «гуськом»). Как и другие указы Павла, этот также вызвал недовольство.

Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века Фото: ru.wikipedia.org

Причем не только среди благородного сословия, но и у части простых горожан. А именно — извозчиков, которым отныне было нельзя не только кричать, но и быстро ездить, да еще и «быть пьяными»! Интересный факт — чтобы обезопасить прохожих, Павел пытался вовсе запретить извозчиков в столице.

По рассказу современника, иные извозчики были очень возмущены нововведениями императора-деспота. Деспотом Павел I, конечно, был. Но был ли подобный указ в новинку? Ведь меры к упорядочению дорожного движения на Руси принимали задолго до Павла.

Одни из первых известных нам — указы Великого князя Ивана III. Правда, касались они ямских трактов — то есть междугородних сообщений, долго использовавшихся лишь для княжеских нужд. Вопрос пробок на междугородных трассах и теперь стоит не столь остро.

А в городах дорог и в старину не всем хватало. И рано или поздно, властям приходилось озаботиться безопасностью и удобством горожан.

Н. Е. Сверчков, «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» Фото: ru.wikipedia.org

Наводить порядок на дорогах начал царь Алексей Михайлович. Начал с малого.

* 1670 год — запрет на въезд в Кремль на лошадях чинам от стольника и ниже. Нет, не потому, что худородным сюда не по чину. Да и стольника, 5-й сверху дворцовый чин, к худородным никак не отнести. Запрет диктовался, в основном, безопасностью «тусовавшихся» в Кремле и вокруг него горожан.

* 1676 год — царь Федор Алексеевич велит снести на Красной площади торговые строения, препятствовавшие движению транспорта. Москва уже давно была «центром мира», притягивая как многочисленных гостей, так и желающих поселиться тут насовсем. Город активно рос вширь, а вот улицы оставались по-прежнему узкими. И начиная с Петра I, почти каждый царь подтверждал, уточнял и расширял дорожные правила и ограничения.

* 1683 год — Пётр I запрещает в Москве: ездить быстро; на невзнузданных лошадях; без возниц.

Последнее требует пояснения. Традиционным для Московии способом была езда в упряжке без вожжей. Возницы сидели верхом на лошадях. Уже при первых Романовых Русь постепенно европеизируется. И в Москве стали ездить по-европейски — «на вожжах с бичами большими». При этом страдали простые обыватели: «едучи по улицам и по переулкам, небрежением людей побиваете».

* 1718 год — Пётр I учреждает полицию в Петербурге;

* 1722 год — в Москве. Помимо прочего, полиции поручено следить за порядком на дорогах. В конце столетия Екатерина II указом «О благочинии» конкретизирует и упорядочит функции полиции.

Но видимо, даже петровские указы в Российской Империи соблюдались не всегда. И императрица Анна Иоанновна в 1730, 1732, 1737 годах также издаёт указы, касающиеся дорожного движения.

Неизвестный художник, «Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна на прогулке» Фото: Источник

Прежде всего, это требование «ездить… со всяким опасением и осторожностью». За нарушение указа полагалась порка: в первый раз — плетьми, во второй — кнутом. За третье нарушение преступнику грозила каторга.

Позже императрица уточнила: «кто дерзнет так резво и несмирно ездить… и плетьми кого бить и санями и лошадью давить», тем грозило наказание вплоть до смертной казни.

В 1730 году в Петербурге появляются первые «посты ДПС» — караулы, наблюдавшие за дорожной обстановкой. Нарушителей предписывалось «приводить в полицию». А через 2 года конкретизировали: нарушителям грозили «жестокое наказание или смертная казнь». По крайней мере, для извозчиков и лакеев. Помещикам грозил крупный штраф. К слову, дела разбирались в Сенате — почти на высшем уровне.

Десятилетие правления Анны — суровое время! Некие элементы гуманизма появятся лишь в последующие царствования: Елизавета не утверждала смертных приговоров, а в правление Екатерины II состоялось лишь две публичных казни.

При Анне не было ни видимости гуманизма, ни игры в просвещенный абсолютизм. Впрочем, Анна понимала, что иногда нужно и расслабиться. Так что императрица разрешила «бегать на резвых лошадях взапуски или в заклад» в пустынных местах, «где мало людей ходит».

А вот ездить зимой по петербургским речкам и каналом возбранялось, дабы не засорять их «от конного помета»…

В. А. Серов, «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 г. Фото: Источник

«Эстафету» принимает императрица Елизавета Петровна. 1742, 1744, 1753, 1756, 1760 годы — новые указы. Требования те же: ездить «смирно», дабы «утеснения и убийства не чинили». Императрица ограничила «звуковые сигналы»: возницам запрещалось ругаться и щелкать кнутами! А плети оставили лишь форейторам и возницам.

Заодно императрица ограничила габариты транспортных средств, запретив «тройки». Наказывать «водителей-нарушителей» предполагалось в духе времени: слуг пороть, помещиков штрафовать, слишком скоростные транспортные средства конфисковывать резвых лошадей отправлять на императорскую конюшню.

Дело не ограничивалось запретами и заботой о безопасности пешеходов. С течением времени правила все больше продумывались и конкретизировались. Пётр I ввёл правило, которому мы следуем до сих пор: экипажам разъезжаться с правой стороны.

При Екатерине II извозчикам впервые выдаются «номерные знаки» — кожаный номер нашивался на одежду. Знаки выдавались за плату, шедшую на полицейские расходы. Тогда же было снова запрещено громко кричать и свистеть; скорость в городе ограничивалась «малой рысью»; перед перекрестком предписывалось снижать скорость и «осматриваться». В очередной же раз устанавливались санкции за неосторожную езду: «взять под стражу и отослать к суду».

Также предписывалось уступать дорогу крестным ходам, похоронным процессиям, воинским частям и пожарным командам. Кстати, о пожарах! Екатерина запретила ставшую модной ночную езду с факелами. Только с фонарями!

В. И. Суриков, «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», 1870 г. Фото: Источник

Но правила касались не только безопасности.

В 1681 году царь Федор Алексеевич впервые регламентирует статус владельца экипажа.

«Думным чинам» (от бояр до думных дьяков) позволялось ездить в карете или санях: по будням на двух лошадях, по праздникам — на четырех, «на сговорах и свадьбах» — на шести. Придворным чинам и дворянам предписывалось ездить зимой в санях с одной лошадью, летом — верхом.

Екатерина II еще детальнее определила, кому и как ездить:

* Чиновникам 1-го и 2-го классов и генералам — на 6—10 лошадях цугом. Здесь — внимание! — впервые появляются «маячки»… простите, форейторы, криками предупреждавшие встречных о приближении высокого чина.

* Чины 3—5-го классов (условно — все те же бывшие думные люди) ездили цугом без форейторов.

* Чинам 6—8-го классов предписывалось ездить четверней.

* Чинам 9—14 классов — парой лошадей.

1800 год. Император Павел впервые запрещает езду по тротуарам!

А далее правила дорожного движения разрабатывались полицией и местными органами управления.

К.Ф. Юон, «Москворецкий мост» Фото: Источник

Так, в 1804 году петербургская полиция выпустила «Наставления старостам, извозчичьим и извозчикам». Здесь в который раз повторялось: «…ездить рысью, тихо»; соблюдая особую осторожность на перекрестках; снижать скорость при большом скоплении людей".

Здесь же законодательно устанавливалось правостороннее движение и требование пропускать пересекающих дорогу пешеходов. Наконец, указывалось соблюдать особую осторожность, «когда переводят… малолетних детей».

Времена настали просвещенные и гуманные, потому нарушителям грозили порка и арест до недели. Также ограничивался возраст извозчиков: от 15 до 65 лет.

А во второй половине XIX века для вступления в ряды извозчиков уже приходилось сдавать экзамен: «вождение», знание правил, знание города. Но видимо, порка пугала не всех. И в 1835 году московский генерал-губернатор отдельно прописывает: «останавливаться по первому требованию полиции».

В 1866 году в столицах вводятся номерные знаки — и техосмотр транспортных средств! Заодно возниц обязывают ночью использовать фонари.

Извозчик на Старомынке, Москва, 1931 г. Фото: ru.wikipedia.org

В последней четверти столетия выходят подробные правила: ограничения скорости; правостороннее движение; правила проезда опасных мест; использование звуковых сигналов и ночного освещения; правила остановки и стоянки; правила перевозки грузов; предписания пешеходам…

В конце XIX — начале XX в. вводятся правила для велосипедистов и затем — автомобилей.

Как в России регулировали дорожное движение? Фото: Источник

И наконец в 1907 году в столицах у дорожных полицейских появляются первые жезлы! Пока еще не полосатые, но современный дизайн жезла регулировщика, как и дальнейшее совершенствование ПДД — это другая история.

Впрочем, сколько правил не вводи, а в России строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. К сожалению, это показывает вся история российских ПДД…

Ю. Брандт, «Кони понесли» Фото: Источник


Автор: Александр Смирнов
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/90512/
© Shkolazhizni.ru

Картина дня

наверх