На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 217 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Симаков
    Пусть этот старый узбек своих детей и внуков перевоспитает в духе любви и уважения к России, а потом уже можно будет ...По поводу мигрант...
  • Александр Иноземцев
    __________ Вкратце... __________ Российская валюта опередила доллар, евро и юань в расчетах за экспорт. По данным Цен...Baijiahao: привет...
  • Betahon
    Славно и по-хозяйски: резерв должен быть стратегический на долгое время...Ким продолжает от...

Финская система образования Education in Finland

 

 

Финская система образования Education in Finland

 
На снимке урок в финской школе

«В Финляндии уже в первые годы независимости понимали,
что главным фактором успеха нации является образование» [14]

«В Финляндии профессия учителя – одна из самых творческих и свободных.
 В вузах на специальность «учитель», а особенно «учитель младших классов»,
 самый большой конкурс (до 12 человек на место)» [12]

"Профессия учителя - одна из самых престижных в Финляндии,
 по своей популярности она уступает только профессиям врача
 и пожарного"       проф. Яри Лавонен, Хельсинский ун-т [15]

"Секрет финского успеха - в том, что власть, наука,
 бизнес и образование работают в одной связке. Одно
дополняет другое, и при такой расстановке сил
 образовательная система работает" [27]

"В России привыкли к вертикальному построению,
 ориентированному на централизацию власти,
 финское же общество отличается гораздо большей
 «горизонтальностью». Этому способствует
 и хуторская система"  [65]


"Самые квалифицированные педагоги должны работать
 в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в
 этот период можно многое испортить, испортить всю
 жизнь человека"
 Эскил Франк, вице-ректор педагогической
 высшей школы в Стокгольме [32]

"В Финляндии есть специальные «собаки для чтения»,
 которые внимательно слушают, как читают дети. Это
 помогает младшим школьникам лучше научиться читать,
 считают специалисты" [78]


"Сейчас дети рождаются немного другими,
 они отличаются от тех детей, которые
 рождались 50 лет назад. А педагогическая
 система изменилась мало. Ребенок в 3 года
 приходит в детский сад и попадает в руки
 воспитателей, которые руководствуются установками,
 так сказать, советского времени о том,
 как надо воспитывать детей" [33]

"Главные принципы финской системы образования:
 индивидуальный подход, высокое образование
 учителей, доверие и равноправие. Любое
 образование
 в Финляндии бесплатное, школьные учебники,
 принадлежности, питание, медицинское
обслуживание и транспорт - все это для
 финских ребят предоставляется также бесплатно"
               проф. Яри Лавонен, Хельсинский ун-т [15]

«Образование больше не является простым делом,
 когда ребёнка шлёпают по попе, если он не выучил
 уроки, и гладят по головке, если выучил.
 Оно превратилось в научный метод управления
 развитием ребёнка»
  Теодор Качинский "Манифест" п. 148 [40]

 «Для финских учителей важна  в первую очередь не
заработная  плата, а  статус, власть, независимость,
и уважение»  Mark Phillips, professor
 San Francisco State University [44]

"Интерактивные методы задействуют не только
 сознание ученика, но и его чувства, а также
 волю (действие, практику), то есть включают
 в процесс обучения, “целостного человека”" [50]

"Самое лучшее в системе финского обучения
 – это отношение преподавателей к студентам:
 отношения между преподавателями и студентами
 не скованы формальными рамками и условностями,
 свободны и непринужденны" [53]

"Самый главный секрет педагогики - быть в
контакте с ребенком, человеческое
взаимопонимание" Алексей Карпов [55]

"Способность к оценке психологического
 состояния ребенка, подростка, юноши или
 девушки необходима всем, и в первую очередь,
 родителям и учителям" [63]


"Учительская зарплата  на уровне
 2500 евро. А в классах — не более 20 детей.
 Никого не заставляют учиться, так как оценки
 до седьмого класса не ставят" (в Швеции) [62]

"Педагогическая профессия, к сожалению, не очень
престижна в обществе. Профессия педагога должна
быть элитарной и в дошкольном учреждении, и в школе"
               PhD  Ольга Бурдакова [64]


"В Монако самая высокая продолжительность
 жизни, низкая в мире детская смертность,
 четвертое в мире количество врачей на
 душу населения и огромные инвестиции
 в образование" [58]

"Нововведения подобны новорожденным: на первых
 порах они необычайно нехороши собой"
                           Фрэнсис Бэкон

"Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи
 знания полезны"  Эсхилл

"Ученые и инженеры не менее интересные люди,
чем голливудские звезды и звезды спорта" [59]

"Детям от рождения дана восхитительная
особенность – все делать творчески" [60]

"«Надо научиться ценить в другом человеке
 другого человека и надо обеспечить ему
 это право — быть другим.» (Ю. Лотман 2000) [36]

"Старейшим и самым крупным университетом
Финляндии является Хельсинский университет,
основанный в 1640 году. Университет входит
в десятку лучших европейский ВУЗов.
Крупнейшим университетом также является Аалто.
Школа экономики Университета представляет
собой одну из лучших бизнес-школ в мире" [67]

"На стадии дошкольного возраста нужно изучать
 поведение и мозговую деятельность детей, чтобы
 определить их степень склонности к преступлениям.
 И если ребенок входит в "группу риска" -
 следует принимать меры"
               Невролог Герхард Рот [69]

"Почему образование в Финляндии лучшее в мире?
 Все очень просто: идя против эволюционной
 централизованной модели, принятой в большинстве
 стран западного мира" [68]

"Обучение в интернет-среде (Language
 Accelerator Program - LAP) позволит за 200
 часов выучить через Интернет любой язык.
 Центр управления, расположенный  на
 серверном  облаке, анализирует ошибки,
 совершаемые учеником, подстраивает
 график общения с программой и выдает
 необходимый концентрат знаний. В ходе
 обучения измеряется,какая часть
 пройденного материала находится в
 кратковременной памяти, а какая уже
 усвоена долгосрочной памятью" [70]

"Финские педагоги считают, что с
 проникновением новых технологий в сферу
 образования усиливается необходимость
 проведения глубоких исследований в
 области педагогики, психологии и дидактики.
 Ведутся научные поиски, в ходе которых
 рождаются новые методы образования, такие
 как ассоциативный метод, искусственный
 интеллект, метод прецедента, обучение
 посредством телеконференций и др." [73]

"Технология бумажного обучения уже не
 привлекает людей, многие просто бросают
 учиться. Из-за этого люди не могут получить
 ту квалификацию, на которую способны. Это
 все не позволяет человеку стать успешным
 и приводит к финансовым потерям его самого
 и общества в целом." [74]

"В Финляндии при двух психоневрологических
 больницах работают школы, где обучение
 объединено с терапией и поддержкой семьи" [82]

"Дети — это пираньи, требующие внимания.
 Они жадно пожирают его" Найджел Латта [84]




Посвящается педагогам - великим труженникам,
беззаветным служителям добра и светочам знаний


   Ежегодно ООН публикует данные по Индексу развития человеческого потенциала (Human Development Index). Этот индекс состоит из трех индексов: Образования (Education index), ВВП (GDP Index) и Продолжительности жизни (Life Expectancy Index). По Индексу образования  Финляндия устойчиво занимает первое место. По индексу образовательных достижений учащихся  PISA 3,7 в 2009 г. [39] В 2010 году американский журнал  Newsweek назвал Финляндию лучшей страной в мире по качеству образования.  Евросоюз считает, что образовательная система Финляндии должна стать его ядром.
  В течение последних нескольких десятилетий в Финляндии проводится реформирование всей системы образования (дошкольного, школьного, профессионального и высшего)  по определенным принципам (поэтапно  реформы в системе образования происходят примерно раз в 20 лет).
Особенностями финской системы являются: индивидуализация образования, гуманизация (уважительное отношение к обучающемуся),  принципа развития  (развивающая среда),  высокий уровень  подготовки и оплаты труда педагогов (зарплата 2,5 – 4 тыс. евро в месяц,точнее, учитель начальной школы 3340 евро, учитель средней школы 4156 евро).

Характерные детали финской системы образования:

*  Государственные расходы на высшее образование в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование.
* К 2006 году Финляндия стала лучшей среди 57 стран по естественным наукам. По результатам PISA 2009 года, Финляндия оказалась одновременно второй по наукам, третьей по чтению и шестой по математике. Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.
* Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах (60%) (Первое финское высшее учебное заведение - Королевская академия в Турку, основанная в 1640 г).
* В школах бесплатно все, от учебников и канцтоваров до медицинского обслуживания, питания и, если надо, транспорт.
* Доверие к школе: никаких инспекций, никаких рейтингов школ, работу школы  муниципалитеты оценивают сами.
* Педагогический коллектив возится с одним ребенком-мигрантом, пробуя то одну методику, то другую, пока не сработает.
* Больше половины населения трудоспособного возраста (1,7 млн. человек) получают дополнительное образование.
*  Уровень финских школ и университетов очень высок:  нет плохих и хороших, нет первосортных и второсортных. Все образовательные учреждения одинаково важны, и разница между ними весьма невелика. [72]
* Акцент на определении и устранении трудностей в обучении детей на ранних этапах.
* По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран.
* Соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет  1:15, для гимназий - 1:18. Приоритет - обучение в малых группах.
* Отсутствуют отметки, которые для сравнения одного ученика с другим.  Оценивается прогресс ученика в обучении.
* В университете  не так много лекций, зато много проектной работы, командной.  Ставится задача – не «научить», а научить думать.
* С каждым учеником и родителем 1 раз в год лично беседует директор. Поэтому он всегда в курсе дел в лицее.
* Школы Монтессори, Френе, вальдорфские школы, учреждаются без какого-либо дополнительного согласования, финансируются как коммунальные школы.
* Обучение не перед доской, учитель даёт лишь общее направление, а потом ходит по классу, между учениками.
* Обучение в небольших группах, где дети обучают друг друга. (система LdL Жана-Поля Мартана "Учение через обучение" [52])
* Кроме учителя, за каждым классом закреплен воспитатель (ассистент учителя).[51]
* Ребенок  получает образование одинакового качества независимо от того, живет ли в глухой деревне, или в университетском городке. Разница между самыми слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире (по данным ООН).
* Самые квалифицированные педагоги  работают  в дошкольном секторе и в младшей школе.
*  К преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени. Некоторые имеют звание профессора.
* Обучение первому иностранному языку начинается в третьем классе основной школы, а обучение второму государственному языку (для финноязычных это шведский, для шведоязычных – финский) начинается в седьмом классе, если ученик не начал учить второй государственный язык уже в третьем классе.
* Те, кто не принадлежат ни к какой конфессии, освобождены от обучения религии. Они изучают мировоззренческий учебный предмет, состоящий из обучения этике, науке о религиях, вопросам отношений между людьми.
* Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка.
* Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах".
* В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.
* На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом.  Ценится умение привлекать нужные ресурсы для решения проблемы.
*  В русско-финской школе восточной Финляндии (ее филиалы есть в Лаппеенранте, Иматре и Йоэнсуу) некоторые уроки   ведут два педагога – финскоговорящий и русскоговорящий, не переводя, а дополняя друг друга. [2]
* Профессия учителя одна из самых творческих и свободных. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов. [15]
* Большую роль играют родители, они могут давать свои отзывы о деятельности школы, участвуют в трехсторонних беседах по оценке качества образования своего ребенка (родитель, школа и ученик). [16]
* Финляндия издает книги для детей больше , чем в любой другой стране. [29]
* Дошкольное образование является первым и наиболее важным этапом обучения в течение жизни. Неврологические исследования показали, что 90% роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни, и 85% нервных путей. [29]
* Уровень знаний средний и выше среднего в школах Финляндии составляет 32%,минимальный уровень знаний — 3,6%. [30]
* Каждый четвертый педагог среди учителей начальной школы — мужчина, и 45% мужчин среди учителей в среднем звене. [30]
* В Финляндии считают, что необходимо больше вводить в учебные программы гуманитарные дисциплины и обратить большее внимание на одаренных детей. [30]

Семь принципов финского образования[85]:


1.Равенство
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.

2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:
• обеды;
• экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
• транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
• учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены

3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала.

4. Практичность
 В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни.  Детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
 
5. Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками»


7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

х х х

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
•  Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
•  Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
   Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

х   х  х

    Cудьба любой страны зависит, в основном, от положения дел в  двух областях: системы образования и системы здравоохранения, причем от величины вложений в образование зависит продолжительность жизни населения. [58] Однако эффективность их нельзя обеспечить  простым увеличением затрат на зарплату и оборудование. Только модернизированная система образования на всех уровнях гарантирует успех. Ярким примером этому и служит финская система образования, реформирование которой началось в 1970 году и продолжается и в наше время. Основным фактором успеха финской системы образования является продуманная школьная политика, являющаяся частью концепции общества благосостояния. Теперь происходит переход к обществу знаний и коммуникативному обществу (использование новых интерактивных образовательных технологий, применения симуляторов в обучающих программах [71],   возможностей  компьютеров и Интернета, а также методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности).[32] [49]  Успех финской образовательной системы можно объяснить и тем, что она  соответствует принципам НЕЙРОПЕДАГОГИКИ.[33] [47] Большое внимание уделяется использованию инфотехнологий в учебном процессе, особенно применению цифровых учебников.[74] Финская система образования учитывает особенности детей с особыми образовательными потребностями, доля которых уже составляет порядка 18%. [75]
  Таким образом,главными факторами, позволяющими Финляндии традиционно занимать первое место в рейтинге стран с лучшей системой образования, являются: высокое качество образования, отсутствие платы за обучение(от дошкольного до высшего) и высокий престиж профессии учителя. Она гостеприимно относится к иностранным школьникам и студентам, постоянно модернизируется и берет на вооружение самые эффективные образовательные программы и методы.
   Однако в финской системе школьного образования можно отметить и существенный недостаток - пока нет хороших условий для раскрытия и развития потенциала наиболее способных и талантливых учеников. [77]

ЭПИЛОГ
 
 Система образования в Финляндии характеризуется 24 особенностями[68]:

"1. Дети финнов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет.

2. Они редко делают домашнее задание и не сдают экзаменов, пока не достигнут подросткового возраста.

3. Первые шесть лет учебы в школе знания детей не оцениваются вовсе.

4. Существует только один обязательный стандартизированный тест в Финляндии, который проводится, когда детям исполняется 16 лет.

5. Все дети, умнее или глупее, учатся в одном классе.

6. Финляндия тратит примерно на 30% меньше на ученика, чем США.

7. 30% учеников пользуются дополнительной помощью в первые девять лет обучения.

8. 66% выпускников школы поступают в колледж (что является максимумом в Европе).

9. Разница между самыми сильными и самыми отстающими школьниками минимальная в мире.

10. 93% финнов заканчивают старшую школу (на 17,5% больше, чем в США).

11. 43% учащихся старшей школы ходят в "летнюю школу".

12. Учащиеся начальной школы имеют 75 минут перемен в день по сравнению с 27 минутами в США.

13. Учителя проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию.

14. Число учителей в Финляндии сравнимо с Нью-Йорком, в то время как учеников намного меньше (600 тыс. по сравнению с 1,1 млн).

15. Школьное образование на 100% финансируется государством.

16. Все учителя в Финляндии должны иметь степень магистра, которая полностью субсидируется.

17. Национальный учебный план представляет собой только общие рекомендации.

18. Учителей набирают из топ-10% выпускников университетов.

19. Средняя стартовая зарплата учителя в Финляндии составляет $28 тыс. в год (данные 2008 г.). В США - $36 тыс.

20. Зарплата учителей со стажем 15 лет на 2% превышает среднюю зарплату выпускников тех же университетов (в США составляет всего 62% от средней зарплаты).

21. Не существует никаких специальных доплат учителям.

22. Учителя имеют тот же социальный статус, что и доктора или юристы.

23. Согласно международному исследованию 2001 г. финские дети были в топе, или очень близко к верхним позициям, в науках, чтении и математике.

24. Финляндия опережает страны со сходной демографической ситуацией, например Норвегию, где система образования аналогична США."

     Вывод:
   Финская система образования нацелена развитие у учащихся когнитивных функций, и на создание у учащихся хорошего когнитивного резерва(к когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков). Когнитивный резерв формирует не только личностные качества , но развивает и ключевые структуры мозга (это отвечает принципам нейропедагогики). Фактически финская система образования является персонализированной. Знаменательно и то, что в Финляндии  пошли против эволюционной   централизованной модели, принятой в большинстве стран западного мира. Можно даже утверждать, что эта образовательная  система относится к ЗЕЛЕНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (подобно зеленой экономике, химии и др.). Много общего у финской системы образования с БЕРЕЖЛИВЫМ ОБУЧЕНИЕМ. [79]


Литература

1. Самооценка деятельности повышает качество образования
(http://www.ug.ru/archive/40757)

2. Знания на экспорт (в Финляндии идет реформа образования)
(http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10283931@SV_Articles)

3. Финская научно-образовательная система
 (http://zagranobraz.com/finskaya-nauchno-obrazovatelnaya-sistema/)

4. Особенности образовательной системы Финляндии
(http://alfa-dialog.ru/articles/osobennosti_obrazovatelnoj_sistemyi_finlyandii)

5. Итог по образовательной системе Финляндии
(http://rabers.ru/obrazovanie_za_rubezhom/sistema_o...elnaya_sistema_finlyandii.html)

6. Учиться у финнов?
(http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200701009)

7. Образование мира. Финские школы – лучшие в мире
(http://dmitrykrasnoukhov.kiev.ua/blog/obrazovanie-...inskie-shkoly-luchshie-v-mire/)

8. Самооценка деятельности повышает качество образования
(http://www.ug.ru/archive/40757)

9. Human development indices
 (http://hdr.undp.org/en/media/HDI_2008_EN_Tables.pdf)
 
10.  Система образования Финляндии
(http://dic.edu.ru/information/national_systems/1544/)
*Первая отличительная черта финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: "Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?
* Еще одна характерная черта финской системы школьного обучения - отсутствие экзаменов.
* Отказ от внутренней дифференциации в обучении.
* Гимназисты и ученики профессиональных училищ находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома
* Если в среднем в странах Европы доля лиц с высшим образованием среди населения 15 лет и старше составляет 16%, то в Финляндии она достигает 24%.
* Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования
* Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения - позитивное отношение общественности.
* Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения - удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка - учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.
* Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий - 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.
* особое значение имеет система подготовки учителей. особое значение имеет система подготовки учителей. Реформа подготовки педагогических кадров началась в Финляндии в 1978 г. Ее цель - повышение профессионального уровня учителей и унификация стандартов их обучения. В соответствии с приказом министра образования Финляндии, к преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени.
Таким образом отличительными чертами финской системы образования являются:

1. Сильная внутренняя связь сегментов образования.Детские сады интегрированы в школы, школы - тесно связаны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения "безболезненных переходов" от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов).

2. Приоритетность равенства образовательных возможностей и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика "образование - плавильный котел культур", проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального ("сглаженность" различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение).

3. Повышение "социальной ответственности" вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, и, как следствие, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.

4. Прямым следствием расширения числа контролирующих органов и традиционного директивного стиля управления является сохраняющаяся слабая институциональная автономия финских учебных заведений.

5. Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их немногочисленностью, позволила оперативно, посредством директив ("сверху вниз"), провести реформирование образовательной системы и, в частности, реализовать программу интернационализации высшего образования.

11. Финская система образования
(http://alexander1995.livejournal.com/57474.html)

12. Долой инспекции
(http://www.ng.ru/education/2007-11-16/8_inspections.html)

13. Финская система образования: впечатления
(http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/component/content/article/310-120905)

14. Финское образование
(http://www.greececlub.ru/show/article.php?id=839)

15. Финские учителя в престиже уступают только врачам и пожарным
http://ria.ru/edu_analysis/20101109/294290468.html
Профессия учителя - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых -  высшее образование и магистерская степень.  заведующий кафедрой педагогического образования Хельсинского университета господин Яри Лавонен
Для финского учителя важны научно-исследовательские навыки, социальные и коммуникативные навыки. Важно знать, что школа является частью общества", - рассказал журналистам заведующий кафедрой педагогического образования Хельсинского университета  Яри Лавонен, добавив, что финские учителя должны быть готовы к непрерывному процессу обучения на всю жизнь, к постоянному самообразованию.
Главные принципы финской системы образования: индивидуальный подход, высокое образование учителей, доверие и равноправие. Было политическое решение - о всестороннем воспитании личности ученика.  Уделяют всем чертам личности человека и всем предметам одинаковое значение, то есть одинаково важны и искусство, и физкультура, и естественные науки.
Профессия учителя одна из самых творческих и свободных. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов.

16. Школа: "секретное оружие" скандинавских соседей
(http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/21-04-2011/1073263-fin_school-0/)
Термин outside math, что можно перевести как "математика на природе", придумали шведские педагоги, однако именно в Финляндии этот вид преподавания получил самое широкое распространение.
Финны сейчас являются настоящими звездами глобального образования.
Широко распространена практика, когда с первого по шестой классы школьников учит один и тот же учитель. Таким образом, педагог досконально изучает свой класс и применяет подход, который работает именно с "его" детьми.
Преподаватели работают 190 дней в году, а их зарплата колеблется от 40 до 60 тысяч долларов в год. Яри Лавонен, начальник отдела педагогического образования в Университете Хельсинки. Большую роль играют родители, они могут давать свои отзывы о деятельности школы, участвуют в трехсторонних беседах по оценке качества образования своего ребенка (родитель, школа и ученик).

17. Школа предоставляет равные возможности для всех (эст.) (Postimees: Kool annab vordsed voimalused koigile)
(http://lost.postimees.ee/200305/esileht/siseuudised/160654.php)
С 1970 г. осуществляется принцип - базовое образование для всех. В начальных классах много музыки. Ключ к успеху - психологические и социальные потребности ребенка. "Каждый должен знать, что он любим, а не погоня за  успехом, в соответствии с требованиями конкурентного общества"

18. LEIJOLA, Liisa, THE EDUCATION SYSTEM IN FINLAND – DEVELOPMENT AND
EQUALITY. Helsinki: ETLA, Elinkeinoel;m;n Tutkimuslaitos, The Research Institute of the
Finnish Economy, 2004, 24 p. (Keskusteluaiheita, Discussion Papers, ISSN 0781-6847; No. 909).
(http://www.kilpailukyky.fi/files/985_Dp909.pdf)
 Анализируется система образования в Финляндии
точки зрения равенства, которое  с начала 19 века было
одной из ключевых ценностей и целей политики в области образования в Финляндии.

19. Hannele Niemi. University of Helsinki. Teacher education in Finland: current trends and future scenarios.
 (http://www.programacrece.cl/documentos/Niemi2011.pdf)
Финское педагогического образования является успешным во многих отношениях. Школы не могут измениться, если учителя не имеют навыков. Для успешного обучения учителей необходимо создать новую культуру на системном уровне.

20. ДЕРЯБИН Ю. С. Сравнительная педагогика. ФИНЛЯНДИЯ - ОДИН ИЗ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ. Педагогика. 2004, № 4, c. 75-82
Сейчас это государство занимает лидирующие позиции в мире по уровню функциональной грамотности (93%) и зачислению в средние и высшие учебные заведения (103 на 1 тыс. жителей). Соответствующие показатели для США - 82% и 95. Среднее девятилетнее образование имеют 40,6% финнов, лицейское - 36,1%, высшее - 23,3%. В 2001 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела среди 15-летних школьников 32 стран Европы исследование, целью которого было выяснить, насколько молодежь подготовлена к требованиям XXI в. Юные финны стали одними из лидеров не только по общей грамотности, но и по математике и естественным наукам. Новое исследование ОЭСР под названием "Мир завтра", проведенное в июле 2003 г. на этот раз среди школьников 43 промышленно развитых стран мира, подтвердило эту тенденцию. В течение XX в. финская система образования претерпела значительную эволюцию. С момента принятия в 1921 г. закона о всеобщем и бесплатном образовании (сам принцип был записан еще в конституции 1919 г.) до 70-х гг. основой такого образования были шестилетние (начальные) народные школы. Финские дети приобщаются к знаниям в системе дошкольного обучения . Оно ведется в основном в школах и детских садах, где дети воспитываются в течение года, предшествующего их принятию в первый класс. В соответствии с существующим законом муниципалитеты обязаны организовать его для всех детей шестилетнего возраста на бесплатной основе. 75% маленьких финнов сейчас охвачены дошкольным обучением. Новым знаниям и умениям их обучают с помощью игровых методов; программа рассчитана на 700 учебных часов.
Ведущее место занимает Финско-русская школа в Хельсинки (ФРШ), созданная еще в 1964 г. (многие годы в ее финансировании принимал участие Советский Союз, сейчас она получает деньги из финского государственного бюджета). Со школой сотрудничает финско-русский частный детский сад. Всего их посещают свыше 750 детей. Рабочими языками являются финский и русский. Кроме знаний, получаемых в обычной школе, в ФРШ обучают детей хорошему знанию русского языка и российской культуры. Для 15% учащихся русский является родным.

20а.Виктор Садовничий. Их нужно заразить правильным отношением к учёбе и труду. Аргументы и факты,  № 13, 25  марта  2009, C. 3
(http://www.aif.ru/society/article/25528)
Образование рассматривают, прежде всего, как заботу государства об обществе.  От старой системы образования ушли во Франции, Германии, Финляндии, Китае.

21. Баранников А. В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран). Педагогика,  № 4, Апрель  2009, C. 114-126
(http://dlib.eastview.com/browse/doc/21008255)
Во многих экономически развитых странах в 1990-х гг. и в начале XXI в. осуществлены реформы образования. Накопленный опыт заслуживает внимания руководителей, теоретиков и практиков российской системы образования.

22. Полезно ли раннее развитие ребенка?
 (http://proza.ru/2008/12/05/652)

23. Зеркальные нейроны
(http://proza.ru/2011/12/14/1685)

24. Тайна экономического чуда
 (http://proza.ru/2006/03/20-263)

25. Интеллектуальное топливо
(http://proza.ru/2008/10/11/233)

26. Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии
 (http://proza.ru/2008/01/25/316)

27. По какой методике учить детей в школе. "Российская газета" - Неделя №3969, 2006
(http://www.rg.ru/2006/01/13/finny-shkola.html)
На финских детей сегодня равняется весь мир. Раз в три года авторитетная организация PISA (Programme for International Student Assessment) проводит международное исследование образовательных достижений учащихся. Результаты последнего показали, что финские школьники сегодня самые умные в мире. За ними следуют дети из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао.
Без инспекторов и экзаменов:
 1.В чем финский секрет?
 Базовые принципы финской системы образования: индивидуальный подход в обучении и поддержке учеников, высокое образование учителей, централизованное управление и поддержка на местах. Базовый принцип: важнейших принципах развития учебного процесса в Финляндии - культура, доверие и поддержка важны в повседневной школьной жизни. профессию учителя как одну из самых творческих и свободных в стране и рассказывают о том, что в вузах на специальность "учитель", а особенно "учитель младших классов" самый большой конкурс (доходит до 12 человек на место), то и это правда. Как и то, что для школьников действительно важны и знания, и творчество, и активная жизненная позиция. Мы не контролируем наши школы, у нас нет инспекций. Доверие - важная составляющая нашей работы.
2.Больше полезных знаний:
Образование в Финляндии действительно дает универсальные навыки. Больше полезных знаний (налоги, банки, справки). Учитель - передатчик знаний, не более того. Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. Общего стола нет, каждый ест отдельно.
Секрет финского успеха - в том, что власть, наука, бизнес и образование работают в одной связке. Одно дополняет другое, и при такой расстановке сил образовательная система работает.
3.Кто на слабенького? Если ученик не успевает по какой-то дисциплине, долг школы ему помочь. Существуют специальные педагоги, в обязанности которых входит подтягивать отстающих.  В 1972-м грянули нововведения и все очень сильно изменилось. успех финнов в образовании связан с тем, что школьникам приходится очень много читать. Финские дети сегодня - самые читающие в мире. Второе слагаемое успеха -  высокий имидж в обществе профессии учителя. Из-за этого очень высокий уровень каждого педагога. В других странах такого нет.
4.Учитель будущего. Есть школьный психолог, медсестра и социальный работник. Здесь считают, что здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы. В школе нет насилия у детей. В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог, который помогает ученикам определиться с будущим.
 5.Правильный диагноз: Повышенное внимание, которое уделяется здесь здоровью детей, приводит к выявлению таких болезней, которые у других  проходят незамеченными и педагогами, и родителями: синдром Асбергера -  у ребенка  другой тип мышления, нежели у всех. Дисфазия - трудности в поведении, социальной адаптации и развитии речи.

                                                                               28.Образование в Финляндии ру. ВИКИ. Начальное образование (6-7 лет). Обязательное образование семь лет - до 16—17. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.
Вторая ступень. Профессиональное образование – далее работа. Лицей – далее университет.
Высшее образование. Две параллельные системы высшего образования — университеты и политехнические институты.
Самые популярные специальности политехников — технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику.
Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают ещё и промежуточную между магистром и доктором — лиценциат. Её можно получить через два года после магистра (доктора надо ждать ещё два года).
Обучение.Обучение бесплатное, со студента берут плату за учебные материалы и ежегодные взносы за обязательное членство в студенческих союзах (в среднем 45-90 евро).

29. Образование в Финляндии еn.WIKI
The Education Index, published with the UN's Human Development Index in 2008, based on data from 2006, lists Finland as 0.993, amongst the highest in the world, tied for first with Denmark, Australia and New Zealand.[2]
Уважение к индивидуальности каждого ребенка, и шанс для каждого ребенка, чтобы развиваться как уникальный человек. Финская воспитателей также направлять детей в развитии социальной и интерактивные навыки, поощряя их обратить внимание на чужие нужды и интересы, заботиться о других , а также иметь позитивное отношение к другим людям, другим культурам, а также различных средах. Цель постепенно предоставляя возможности для увеличения независимости является обеспечение всех детей, чтобы заботиться о себе как о "став взрослыми," чтобы быть в состоянии принятия ответственных решений, участвовать продуктивно в обществе как активного гражданина, и заботиться о других которые будут нуждаться в  помощи ».
Дошкольное образование является первым и наиболее важным этапом обучения в течение жизни. Неврологические исследования показали, что 90% роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни, и 85% нервных путей . Основное внимание в детском саду «научиться учиться». Уроки на природе,  материало-ориентированное обучение. Чтение для удовольствия активно поощряется (Финляндия издает книги для детей больше , чем в любой другой стране). Первичный и вторичный учителя должны иметь степень магистра.

30. В чем главные различия в системе образования в Финляндии и в России?
(http://da.fi/718.html)
Реформа образования в Финляндии началась еще в 80-е годы двадцатого столетия. За 20 лет страна достигла существенных успехов, заняв первое место по результатам исследования более чем 50 стран. Основная школа в стране — это девятилетняя, и в ней учатся все дети, в том числе и с ограниченными возможностями (замедленное развитие, физические недостатки и различные заболевания). Им предоставляется возможность не чувствовать себя другими. Все учителя в школах имеют высшее профессиональное образование, случайных людей нет, оплата труда учителя высокая, и престиж их работы в обществе тоже высок. Способные учащиеся помогают слабым ученикам, и это в школах приветствуется. Уровень знаний средний и выше среднего в школах Финляндии составляет 32%, тогда как в России — 15,1%. Минимальный уровень знаний в Финляндии — 3,6%, в России — 17,2%. В Финляндии показатели грамотности высокие, отличный уровень библиотек, хорошо налаженная связь между библиотеками и образовательными учреждениями. Каждый четвертый педагог среди учителей начальной школы — мужчина, и 45% мужчин среди учителей в среднем звене. 60% молодых людей после гимназии получают высшее образование. В Финляндии считают, что необходимо больше вводить в учебные программы гуманитарные дисциплины и обратить большее внимание на одаренных детей.

31. Обучение в Финляндии
(http://www.studyabroad.ru/guide/finland/)
Завершение реформ в сфере высшего образования планируется к 2020 году. В Финляндии насчитывается  16 университетов, в которых проходят обучение более  170,000 студентов. К 2020 году в стране останется не более 15 университетов.  Учеба  в классических университетах  Финляндии ориентирована  сегодня на проведение научно-теоретических исследований. Выпускники университетов – магистры – могут продолжить свои научные исследования с целью получения докторской степени в течение еще 4-х лет. Университетской  столицей страны считается Хельсинки. Все программа обучения состоит из трех основных частей: аудиторные лекционные часы, самостоятельная работа и практические занятия. Лекции составляют одну треть от общего количества времени обучения.

32. Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха
(http://russ.ru/pole/Sekret-finskogo-uspeha)
Финляндия показала очень высокий средний результат, в особенности в области детского чтения.
Социокультурные условия как фактор успеха: давно сформировалась традиция чтения, уже в начале XX века в Финляндии был самый низкий в мире процент безграмотных (3,8% взрослого населения), на успехи в образовании влияют также свойства языка: финская орфография соответствует фонетике языка, дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии самая низкая из всех развитых стран. Но основным фактором успеха вс стали реформы системы образования.
Концепция государства благосостояния- общественно-экономическая модель, принятая в Финляндии после Второй мировой войны. Реформа системы образования стала ядром центрального проекта развития общества. До 60-х годов Финляндия - аграрная страна, 35% населения которой было связано с сельскохозяйственными профессиями. В связи с кризисом перепроизводства сельскохозяйственной продукции было принято политическое решение о ликвидации огромного количества маленьких крестьянских хозяйств. Три основных элемента государственной политики составляют модель государства благосостояния: необходимость экономического роста, социальные права граждан и гарантированное государством благосостояние граждан. Суть модели - в увязке этих элементов друг с другом, в понимании характера их взаимозависимости. Социальное равноправие, производительный труд, материальное благосостояние, демократическое устройство (управление) идеологически связывались в ней между собой. Центральным аспектом модели стало обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование - положение, из которого проистекла вся концепция реформ школьной системы. В финском обществе господствует позитивное отношение (консенсус) к поэтапному переходу всей школьной системы к социально-интегративным школам, интегрирующим в общем потоке слабых и сильных учеников, а также детей с какими-либо нарушениями в развитии. Преимущества интегративной школы в том, что она даёт возможность эффективно развиваться слабым учащимся, гибко адаптироваться к повысившимся требованиям рынка труда, а также способствует социальной интеграции, консолидации в обществе. Все учащиеся, независимо от начальных способностей, благоприятных или неблагоприятных для обучения социальных условий, должны получать к концу 9-го класса одинаково высокий образовательный уровень (принцип равенства).
Финская педагогика как в теории, так и на практике призвана обеспечить политическую идею равенства. Отказ от внимания к врожденным способностям или дарованиям и переход к изучению способностей, влияющих на процесс обучения. В качестве дидактической модели, обеспечивающей этот процесс, была избрана концепция американского педагога Блума ( Bloom ) " mastery learning (для каждого ученика точно формулируется учебная цель). Принцип преодоления трудностей - своевременно определять трудности, с которыми сталкивается ученик, и помогаем ему преодолеть их. На ранних этапах обучения практикуется самооценка. Отметки были устранены. Важен прогресс в обучении (усилить доверие ученика к себе, своим способностям и повысить позитивное отношение к процессу обучения).
Проводилась реформа образования учителей. Учителя должны владеть всей палитрой педагогических методов и подходов.
 Самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в этот период можно многое испортить, испортить всю жизнь человека. Эскил Франк, вице-ректор педагогической высшей школы в Стокгольме
Основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшей школы. Роль учителя в старшем звене не так высока, как в младшей школе.
В Финляндии и Швеции "сильная школа" - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.
Интеграция альтернативных моделей в систему образования (школы Монтессори, Френе, вальдорфские школы Штайнера и другие с международным признанием).
Внутришкольные факторы высоких достижений финской школы (Школьная сестра, по основному образованию медсестра, но имеет дополнительное образование в области профилактической оздоровительной работы, Куратор, по образованию социальный педагог - умение решать межчеловеческие и межгрупповые проблемы,ПСИХОЛОГ - психологическая поддержка необходима. Специальный учитель. Задача этого учителя - поддержка и педагогическая работа с отстающими; Ассистенты - работают почасовиками под руководством учительского состава (без образования); Поддержка особо слабых учеников- сначала приглашают специального учителя, который наблюдает за ним, Одна из возможностей - разработка индивидуального учебного плана (программы) для этого ученика.
Итак, основным фактором успеха финской системы образования является продуманная школьная политика, являющаяся частью концепции общества благосостояния. Гуманизм, как умонастроение и реальная социальная практика, пронизывает всё финское общество. В последние годы оно поставило перед собой новые цели, подтвержденные конституцией, - переход к обществу знаний и коммуникативному обществу (использование новых образовательных технологий, использующих возможности компьютеров и Интернета, а также методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности).

33. Нейропедагогика и современные дети
(http://www.svobodanews.ru/content/article/127023.html)

Сейчас дети рождаются немного другими, они отличаются от тех детей, которые рождались 50 лет назад. А педагогическая система изменилась мало. Ребенок в 3 года приходит в детский сад и попадает в руки воспитателей, которые руководствуются установками, так сказать, советского времени о том, как надо воспитывать детей.

Если воспитатель, куратор или кто-нибудь из воспитателей будет, соблюдая, так скажем, комфортные условия образовательного процесса, помогать педагогу, я думаю, что начальные классы будут более приспособительными.

Начальная школа в этом плане должна быть очень адаптивной, нужно дать возможность ребенку развиваться в свои сроки. То есть первый, второй, третий, четвертый (а сейчас идет разговор о том, чтобы начальную школу сделать до шестого класса) классы - это возможность не потерять свои качества при учебе, а, наоборот, приобрести их.

34. Neuropedagogy
(http://www.neuro-cloud.net/blog/neurocloudorg-blog/19-neuropedagogy)
Кратковременную  память нашего мозга можно сравнить с  системой   памяти ОЗУ компьютера. Для выполнения обычных функций, мы должны иметь возможность временно хранить, быстро и надежно, большие объемы данных, но только небольшое количество этого необходимо сохранить в долгосрочной перспективе. Ученые потратили десятилетия для разработки того, какие части мозга отвечают за эту систему буферной памяти, и как нейронные сети управлять этим. Учитывая огромный объем  информации, полученный от неврологии мы сейчас находимся в точке, от которой  мы можем приступить к новому дизайну педагогики, чтобы извлечь выгоды, используя модели обучения и памяти, разработанные  нейронаукой. Профессор Купер будет обсуждать, что неврология должна сказать о внимании и обучении на уровне нейронов и как мы можем разработать "neuropedagogical" подход для развития
обучения.


1827016_RCitatxPRdalee (199x39, 3Kb)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх