Начался в университете новый учебный год. И вспомнилось, как начиналась моя студенческая жизнь))
Тогда вам не тут. Поступать можно было в один ВУЗ, сдавая лично вступительные экзамены. Моя альма матер - Томский Медицинский Институт (ТМИ), ныне Сибирский Медицинский Университет, один из лучших в РФ.
Лето поступления было трудным. Сначала надо было сдать выпускные экзамены в школе после 10ти классов. И сдать хорошо, потому что проходной балл в институт складывался из суммы оценок за вступительные экзамены плюс среднее арифметическое аттестата зрелости. Поэтому... берем кучу учебников и занимаемся до чертиков в глазах.
Мне очень надо было поступить, и именно в Томск. Потому что там закончил первый курс политеха один хороший парень, с которым мы уже год писали друг другу письма. Хорошая мотивация, чего уж там. Отчасти поэтому средний балл аттестата у меня был 4,8.
Выпускной, потом вечер с лучшими друзьями. Такие мы были серьезные)) Море по колено, все дороги открыты. Страна огромная, кто в МОскву, кто в Кемерово, в Томск, Владивосток, Ташкент.. В школе было пять восьмых и всего два девятых класса. Поэтому те, кто шел на аттестат зрелости, заканчивая 10 классов, старались поступать в ВУЗы. Но получалось всего у каждого пятого..
В 70е не было у родителей привычки зависать над детками и стоять над душой. У меня участие родителей в деле поступления ограничивалось покупкой "Справочника абитуриента" и снабжения деньгами. Все остальное - сама, дочка, сама. И это правильно.
Время было дорого, подготовительные курсы в институт начинались через пару дней, поэтому.
..встречай Томск - 1, вокзал, меняТомск - город удивительный. Очень разный, даже в зависимости от времени года. Умный, веселый, беззлобно юморной, с этаким северным колоритом, особой атмосферой независимости. Студентов там примерно четверть населения, если считать с колледжами. Целые улицы общежитий и учебных корпусов ВУЗов - Вершинина, Котовского, Южка.. Целые девятиэтажки лучших умников, прошедших горнило вступительных экзаменов. Веселых, ехидных, всегда готовых помочь.
И огромное количество молодежи. Еще бы.. На каждое место первого курса конкурс от четырех до десяти человек.
С вокзала в деканат, писать заявление, проходить медкомиссию, получать направление в общежитие.. Я родом из небольшого шахтерского города и ... гулкие коридоры Главного корпуса института, высоченные двери, темная старинная мебель, портреты бородатых строгих ученых, широкая мраморная лестница.. Понятно, я не из подвала, но кроме школы и городского драмтеатра ничего не видела. Стукануло сердечко 17летней девчонки.
Подготовительные курсы шли месяц, под конец нам дали прошлогодние билеты на вступительные экзамены. И... я убедилась, что никуда совсем никуда я не смогу поступить... Наступал мандраж. Любимый был в стройотряде, поплакать маме по сотовому было нельзя, не было таких приспособ.
Окончательно я пала духом, когда ввалилась в общагу огромная компания нацкадров из Бурятии, Тувы, с Камчатки и прочих медвежьих углов Союза. Они подготовительными курсами не заморачивались, ибо был у них приоритет и закрепленная квота на обучение. Врачи и провизоры нужны везде, в самых отдаленных районах.
"Ты поедешь в Кызыл или Палану?" - спрашивал нас декан Степан Евгеньевич, когда мы пробовали возмутиться преференциями для нацкадров.
"Конечно, отбиваться будешь всеми лапами. А в столице Корякии людям нужно лечиться и в аптеку ходить." - заключил он. Не поспоришь, но как то обидно было. Так впервые до меня дошло, что интересы личности и государства могут сильно различаться. Ну, раз я русская, надо сдавать на пятерки.
А потом начались экзамены. Отсев шел страшный. Подружка моя уехала после второго экзамена.
Сочинение - 5, биология - 5, химия - 5, физика... "Какой кретин придумал в мед физику сдавать?" - слезы по конопушкам)) Три...
Все пропало, любви не будет, институт не для дурочек, которые не могут сообразить, как какой то гребаный луч преломляется через какую то там поверхность.. Бегу на самолет, к маме. Домой.
Конечно, это был просто сильный стресс, нервное перенапряжение. А тогда меня трясло..
Отец хмурился, мама жалела, старший брат уверял меня, что всё в порядке, вытри сопли. Он же в самом конце августа запихнул меня в машину, отвез в аэропорт и отправил в Томск, посмотреть списки поступивших. Я меланхолично согласилась.
Стою перед главным корпусом и глазам не верю. Моя фамилия в списках студентов первого курса! Раз пять списки перечитывала. В голове звенит, солнце светит, трава зеленая, жизнь прекрасна!
А чуть левее - рукописная бумажка: "Студентам первого курса явиться к 9.00 к главному корпусу для отправки в колхоз. С собой иметь теплую одежду, непромокаемую обувь.." . Ну понятно, не впервой на картошку ехать.
Оглядываю себя. Тааак.. Водолазка, модные брючки клеш от бедра, туфельки, красивый такой плащ цвета беж. В сумке через плечо - немного белья, зубная щетка с пастой, полотенце, тушь для ресниц, губная помада и 25 рублей сиреневой бумажкой.. А явиться надо ЗАВТРА. За неявку отчисление. Есть у меня уважительная причина? Нет ее.
Это сейчас пошел в большой магазин и все купил. А тогда, как пошла я в торговую точку, так и вышла. Не могла я так выглядеть даже на сельхозработах. Нет и ВСЁ!
Единственная связь с домом была - телеграф. Телефона у нас дома не было, рабочих номеров родителей я не знала. Отправила (тогда это называлось отбить) срочную телеграмму родителям, выспалась в общежитии. Впервые с мая месяца - спокойно, с надеждой и радостью.
Явиться для отправки в колхоз к 9.00? Не вопрос! Все в рабочей одежде и я - модная девушка с сумкой через плечо. Дура дурой.. Так на меня и смотрела моя группа №147. Но нас таких трое было. Светка из Еревана, Оля из Ивано-Франковска и я. Светка на танцах протусила и на почте посылку не получила с одеждой. Оля.. примерно то же самое. Три разгильдяйки.
Колхоз нам подобрали не абы какой.. Не пригородная Степановка или Самуськи годились для воспитания абитуры в лучших трудовых традициях. В Степановку сттаршие курсы ездили)))
Логистикой и экономией топлива тогда никто не заморачивался, главное было будущую интеллигенцию из народа окунуть в этот народ по самые уши. А также сплотить нарождающийся коллектив трудом и выявить лидеров.
Поэтому ехали мы толи на на большом катере, толи на маленьком теплоходе (точно, не на яхте) почти целый день в низовья Томи, а потом по Оби. Река широченная, другого берега не видно, серая, небо в тучах, только иногда солнце просверкивало, по берегам темно - зеленая тайга.
Ночью нас встречали автобусы, отвезли на место. Уставшие и примороженные (Сибирь - матушка суровая) зашли в огромную чистую комнату. В глаза сразу бросилось послание от предшественников. На стене огромная надпись "Если хочешь поработать - ляг, поспи, и все пройдет!".
Утром парторг колхоза и агроном задумчиво чесали затылки, соображая, куда девать сорок девчонок и троих парней. Озадаченно смотрели на троих легкомысленных птичек в городских шмотках. С нами проблема решилась сразу. Повариха, которая готовила еду для механизаторов, работавших в поле, сломала ногу. Одна деревенская труженица = трем городским бестолковкам. Почему нет? Спросить, умеем ли готовить, и в голову не пришло. Девкам по 17, как это они могут не уметь?
Рабочую одежду купили в сельпо. Удивительное место было - сельпо в Томской области. Платья из тонкой ткани, модные туфли, которых в городе с фонарями не найдешь, "Библиотека Приключений", копченая колбаса... Странности советского распределения товаров по стране.
И само село было непростое. Люди были какие то высоченные, с сероватыми лицами, женщины мосластые, страхолюдные. Имена непривычные - Инга, Артур, Иза, Валдис. Скорее всего, ссыльные из Прибалтики. Но сибиряки кого только не видели, ко всем ровно относились.
Я, Оля и Светка жили отдельно, при летней кухне. Большое помещение было, с плитой посередине. Вода поступала из колодца, там насос стоял. Какая то хитрая система была проложена через печь, когда она топилась, шла горячая вода. Дрова нам колол пожилой молчаливый и хромой Артур. Он же отгонял местный молодняк, который очень хотел познакомиться. Но на светские мероприятия мы, трое, не попадали никак. Вставать приходилось очень рано, часам к восьми вечера уже с ног падали. А музыка в клубе начинала играть после девяти вечера. Так мы и остались Незнакомками. "Дыша духами и туманами" в компании хромого аборигена.
Светку от готовки отстранили сразу, как только она попыталась помыть макароны. Она и не сопротивлялась, перебирала крупу, мыла пол,и посуду. Мы очень старались. Рано-рано утром нам привозили полпоросенка или телячий окорок, свежие овощи согласно вечернему, нами составленному заказу. Крупы и мука стояли тут же, в закрытых огромных бачках. На десятерых мужиков, занятых физическим трудом, еды надо было много.
Разделкой и нарезкой мяса нас с Ольгой было не удивить, обе росли в своих домах. И варили мы борщи, рассольники, щи, тушили мясо и жарили отбивные, даже голубцы и пельмени лепили. В поле отвозили наши творения другие люди. "Нечего девчонкам делать среди мужиков" - изрек парторг колхоза. Наверное, он был прав.
В самом конце отработки на нас приехали посмотреть те, кого мы кормили)) Обычные большие усталые мужики. Благодарили, расцеловали в щечки и сказали, что никогда так вкусно не обедали)) Привирали, конечно. Но мы честно старались с девчонками.
Сегодня такого уже нет. Может и зря. Мы сдружились, немного поняли, кто чего стоит. На кого можно положиться, а с кем надо быть молчаливым и осторожным.
И вспоминается много лет спустя не усталость в конце дня, а хрустальная, яркая сибирская осень. Рябиновые костры среди молчаливых строгих сосен, кедровые орешки по вечерам и добрые люди в далеком селе.
А потом мы приехали в веселый, чуть дурашливый Томск, надели белые халаты и пошли в аудитории. Учиться.
Об этом может быть позже. Но это не точно)))
Позже, когда свои дети подросли, я удивлялась терпению и степени доверия к нам наших родителей. Мама тогда и ночами не спала, отец волновался. Но мне они ничего не показывали. Верили, что справлюсь.
Может поэтому мы и взрослели вовремя?
Свежие комментарии