Из протокола заседания общего собрания акционеров:
«… Запретить начальнику… отдела Ежикову отвечать на телефонные звонки фразой «Здравствуйте, банк «Возрождение», Ежиков» в связи с последующими некорректными вопросами клиентов».
Говорят, что правильно заданный вопрос уже содержит половину ответа. И это вправду так.
Неправильные, некорректные формулировки, манипуляция, заранее вынесенные вердикты в самом вопросе мешают найти ответ на вопрос.
Я к чему это? А к вопросу читательницы. Я же обещала отвечать на вопросы из почты.
«Здравствуйте, Ксения, вы очень доходчивым языком объясняете сложные вопросы экономики. Объясните, пожалуйста, зачем государству нужны такие жадные банки, неужели нет возможности их хоть в какие-то рамки загнать. А то получается, чуть в стране какие проблемы, так решаются они срочно за счет среднего многострадального класса, почему же не снизят сверхприбыли например банкам. Как по мне, они жируют за счет нас».
Как можно ответить на этот вопрос? А впрямую, пожалуй, никак. Для начала вопрос надо привести к корректной формулировке.
Вот «многострадальный средний класс». Туточки надо понять, что такое этот самый средний класс в нашей стране и почему он так страдает.
Статистики в нашей стране считают, что средний класс — это люди, которые легко могут позволить купить себе еду, одежду и бытовую технику. То есть, если вы можете взять стиральную машину без кредита — вы средний класс. Кстати, да, без шуток, не все могут.
Дальше идет куча разных подходов, потому что одно дело, если речь идет об одиноком человеке, живущем в доставшейся от предков квартире, не имеющем долгов и т.д. И совсем другое, если это семья с двумя детьми, ипотекой, кредитом на машину и т.д. Уровень зарплаты у таких людей сильно разнится. И если одиночке для покупки стиралки может оказаться достаточно зарабатывать тысяч 60, то семье от 150 тысяч нужно в бюджет, для такого же уровня потребления. А то и больше. Именно поэтому, кстати, считают по уровню потребления, а не по уровню доходов.
В крупных городах по уровню потребления средний класс, как такая же температура по больнице выглядит так: недвижимость в собственности, возможность получить платные медицинские и образовательные услуги, а также отдых не на грядках, а на курорте и подушка безопасности, позволяющая при экстренной ситуации не работать полгода.
Все остальное — машины, дачи, айфоны и т.д. — тут вопросы необходимости, престижа, да, и региона на самом деле.
От чего же может страдать такой вот средний класс? Может, от голода? Сомневаюсь. От повышения цен на курорты и новые престижные авто? Уже ближе. Такой вот мелкий жемчуг.
Нет, понять людей можно, раздражает. Вон я раньше могла прийти в консульство финское в Питере, получить визу многократную и летать себе по Европе в свое удовольствие. А теперь консульство закрыли, бакс по сотне — жесть. И даже если раздобуду визу — перелеты дорогие, да, еще со стыковками. За что? Или вот машины как рванули. Раньше можно было купить, а теперь не знаешь, как подступиться, да и ассортимент не радует.
Только вот это не страдание. Это изменение жизненной ситуации. Которое всегда бывает. Мы болеем, у нас проблемы с родственниками, ломается машина или еще чего. Это происходит постоянно. Внешняя конъюнктура тоже меняется.
Есть такое философское изречение, что жизнь — это движение вверх по лестнице, которая едет вниз. Если эскалатор движется медленно — нам можно лениво шевелить ногами, чтобы остаться на месте. И не сильно даже напрягаться, чтобы подняться повыше. Если быстро — тут уже приходится шевелиться. Но это не особенность среднего класса. Это в принципе для всех: и для нищебродов, и для олигархов. Подо всеми сейчас лестница убегает, таща людей вниз.
Жизнь — боль. Как ни прискорбно это осознавать. Можно плакать и говорить о многих страданиях, а можно усилия направить на то, чтобы шевелиться быстрее. Хотя тяжело, понимаю. Без шуток.
Многострадального среднего класса не существует. Мы все в одной лодке. И выделять тут, кому хуже, а кому лучше — глупость. Так что решают не за счет среднего класса. За счет всех. От каждого по возможностям. В том числе и от банков.
Теперь про жадные банки.
В нашей стране идет недостаток денежной массы. Грубо говоря, внутри страны слишком мало денег для того, чтобы хватало на все. При этом денежная масса внутри страны растет уже больше 20 лет.
Те, кто жил в 90-е, наверняка помнят шутку, что в России наличных баксов больше, чем в самих США. И это действительно было так. Из-за идиотской политики тех лет для того, чтобы сохраниться и развиться, бизнес ушел в тень. А деньги-то все равно нужны. Вот в результате и пользовались наличными баксами. После прихода Владимира Путина мы долго и упорно вытаскивались из тени, легализовали бизнес, учились платить налоги и зарплаты. Как результат — отличный пример привел один из моих комментаторов под статьей о курсе доллара:
«Да уберите вы один ноль — и получите ситуацию даже лучше, чем в 2000 году, ибо тогда доллар стоил 28 рублей (280 на нынешние), а ср. зарплата была 2200 руб. (22 000). Сейчас ср. зарплата 50 000 — это в два раза больше, чем в 2000-м. Можете и цены сравнить, +- получится то же самое. Можете убрать два нуля — и получите почти СССР, ЖКХ будет дороже, но зато бытовая техника дешевле».
Пример грубый, и тут много перекосов в разные стороны, но в целом ситуация и правда такая. Мы за 20 лет нарастили официально ходящую по стране денежную массу примерно в 10 раз, а доллар утратил свою покупательную способность раза этак в три.
Большинство оставшихся в стране банков, тех, кто со сверхприбылями, — они государственные. Вот, за счет этих самых сверхприбылей в том числе и увеличивается денежная масса. Эти деньги не идут в карман, каким-то странным людям с бездонными аппетитами. Они идут на инвестиции внутри страны.
Банки официально инвестируют свои прибыли в Россию, провоцируя экономический рост и увеличивая денежную массу. На эти самые вложенные сверхприбыли строятся новые трассы. В том числе будет строиться и высокоскоростная дорога между Питером и Москвой. Там еще и китайцы будут, но не целиком. На деньги банков, по сути, строились разные КАД в Москве и Питере. Принося доходы и причиняя удобства тому же среднему классу. На деньги банков восстанавливается или строится новая инфраструктура в больших и малых городах.
Причем зачастую без желания тех же самых банкиров. Буквально недавно банку ВТБ передали в доверительное управление компанию ОСК (Объединенная судостроительная корпорация). И тут же опять волна возмущения, мол, жадные банки.
Да три раза ха. Это не профильные активы для банка. Теперь надо, как-то привлекать инвестиции, в том числе вкладывая свои сверхприбыли, и пытаться вывести корпорацию на прибыль. Оно им надо? Проще просто поиграться акциями или курсом. Но они работают на государство.
Сберу тоже много чего достается. В частности, все эти бешеные изменения банковской среды, онлайн-сервисы и многое другое — это не их желание. Их государство обязало так делать: тратить огромное количество денег именно на развитие банковских онлайн-услуг. И многое-многое другое.
Подвожу итог: банки не жадные, вернее не всегда. И вообще их задача — не просто отнимать деньги у населения. А средний класс не может быть многострадальным по определению. Все в одной лодке сидим. И если за весла садимся все вместе, а не отстраняемся от ситуации, то выплывем.
Думаете, вам жить стало некомфортно? Спросите о комфорте тех, кто на передовой. А их за что? А потому что надо. Иначе никак.
Да, напоминаю, вопросы — на почту. По мотивам самых интересных буду делать статьи.
Ну, и традиционно — всем информационной гигиены.
Свежие комментарии