На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 218 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vlad
    F-5 очень удачный, дешевый и популярный легкий истребитель, подходит для широкого ряда задач. А вот F-14 крайне дорог...Репутация «невиди...
  • Елена
    вот именно..когда русских гнали из республик, что то никто из них не жалел, что союз развалилсяПо поводу мигрант...
  • Иван Агеев
    И даже не переживаю, что много дур развелось. Не они определяют ход событий.По поводу мигрант...

Ведический праздник в августе — благодарение за урожай

1 (3) (560x390, 93Kb)

Начали собирать урожай на своих полях величиной в шесть соток? Или вам повезло, и у вас поболе землицы будет?

Плодовые кустарники и деревья, иль даже своё колосистое поле-полюшко?

Издавна известно — хочешь получить урожай, надо с Природой в ладу жить.

Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет сладко.

Так и нам с вами неплохо бы вспомнить древний праздник сбора урожая.

Вот ещё одна статья от издательства «Северная сказка» про подлинные народные обычаи, сохранённые в наших заповедных северных краях.

Славянский праздник, названный ныне Спасом

Августовские празднества, известные в народе как «Спас», считаются радостью в честь урожая и подаренных землею плодов.

Вот тут и пригодятся слова нужные, вовремя духу плодородия сказанные.

Конечно, не всё поспевает к середине месяца, особенно у нас на севере, когда посадки делаются в конце мая. Поэтому издавна из одного праздника сделали три, и празднуются они всю вторую половину августа.

Первый из них— медовый Спас 14 августа, второй — Яблочный Спас 19 августа и третий Спас 29 августа, ореховый, по новому стилю.

В старину же праздник, связанный с этими урожаями, зовали «дожинками».

Сразу скажу, что в разных районах нашей необъятной земли-матушки Спасы по-разному называют, но в этой статье — традиции Русского Севера, Архангельской области.

Первый праздник урожая 14 августа

Первый Спас зовут у нас «медовым»,

________________________________

В медовый спас желаем жизни сладкой,

Как мед душистый с пасеки лесной,

В душе – покоя, в помыслах порядка,

Для сердца – радости, и мира над землей.

Пусть будет жизнь твоя, как сахарная вата,

Легка, воздушна, до краев полна

Прохладной мяты, меда аромата

И терпкого искристого вина.

©

потому как «пчеляки» второй раз подрезают ульи с мёдом и, выбрав самый наполненный сот, несут его на обряд помина родителей, который проводится дома.

К этому дню варили всегда медовый квас и, вспоминая предков, угощали всех родственников, соседей и гостей.

Самый старый член семьи выносил соседям мёд в сотах на пробу.

Славили хозяина так:

«Дай бог хозяину многие лета. А и долго ему жить, богов не гневить. Богов не гневить, божьих пчел водить, Ярый воск топить».

В этот же день принято купаться в чистых природных водах и купать всю скотину, которая делается здоровее от этого.

Этот праздник иногда называли «мокрым».

Как видите, все обряды дохристианские, уходящие корнями в далёкие времена.

Второй праздник урожая 19 августа

Второй яблочный Спас

______________________________

В это яблочное лето Закрома полным-полны,

Солнцем радостным согреты, Красны яблоки крупны.

На ладошке у ребенка Солнце яркое лежит.

Улыбаются глазенки, Сок по пальчикам бежит.

Все хрустят сегодня сладко, Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка, Пахнет яблоками Русь.

©

http://pozdravkin.com/jablochnyj-spas-5

известен тем, что с этого времени собирали урожай плодов и овощей.

И именно с этого дня разрешалось их есть, что, верно, удивительно нам, привыкшим к иноземным круглогодичным фруктам.

День этот — самый большой праздник из Спасов.

И что очень красноречиво, в обычаях наших северных праздник этот мало связан с христианскими датами.

В первую очередь — это праздник сбора земных плодов и жатвы.

Когда-то было принято в складчину делать общие столы, которые ломились от гор огурцов, картофеля, репы, пшеницы, брюквы и, конечно, яблок.

Говорят, что в совсем давние времена волхвы совершали обряды над такими столами и призывали родных Богов даровать народу славный урожай и в будущее лето.

Собравшись вокруг столов, люди пробуют урожай, потом отправляются на гороховое поле и до самого вечера лакомятся зелёными стручками, не разделяя своё или чужое.

Детишкам радость, а взрослым — обряд, который надо исполнить в честь этого дня.

2 (553x389, 76Kb)

Третий праздник урожая 29 августа Третий Спас

____________________________________________

посвящён сбору орехов и жатве.

_____________________

Знаменуется тем, что в этот день печётся хлеб из нового урожая. Вот что делали у нас издавна в праздник сбора плодов земных.

При «дожинках» связывали «бороду» из последних оставшихся на убранном поле стеблей.

Подрезали её верхушку поровнее и кричали при этом:

«Рано не вставали, долго не жинали, ура, ура, Сергеева борода»

(Сергей в данном случае — имя хозяина поля, заменялось на соответствующее).

Срезанную «бороду» сверху засыпали землёй, украшали это место цветами, устанавливали маленький снопик.

Хозяева поля приговаривали при этом:

«Тебе, поле, красота, а нам всё лето легота. Нива, нива, бери свою силу назад».

Это и есть заговор, с которым обращались к полю и духу поля, чтобы оно возвратило себе утраченную силу.

Повсеместно бытовало убеждение, что духу растительности — полевику, находящему последний приют в крайнем снопе, при жатве причинялся вред. С помощью заламывания и завязывания, подстригания «бороды» сила этого теперешнего урожая переходила на следующий урожай.

Древний обычай ещё предписывал хозяевам покататься – покувыркаться по земле, приговаривая:

«Жнивка, жнивка, отдай нашу силку на пшеницу, на овёс (перечислялись те плоды, что были здесь собраны)».

На дожин хозяйка приглашала помощников в жатве на пир, пекла духмяные обрядовые шаньги да подавала их политыми растопленным сливочным маслом для полного счастья.

В Лешуконском и Пинежском районе ещё традиционно подавалась кашу. Собственно, и помощь в жатве называлась «кашей»:

«делать кашу», «звать на кашу».

На другой день уже этих хозяев звали «на кашу» в помощь для сборки урожая.

Сохранилось и старинное название этой каши — «саламата».

Делали её из овсяной или пшеничной муки, предварительно прожаренной на сливочном масле. Такую муку заваривали кипятком, добавляли сметану или сливки и распаривали до состояния жидкого киселя в печи с добавлением масла.

Собственно, выражение «заварить кашу» пошло именно от этого способа.

Было принято угощаться от всей души, петь песни, и славить предков да землю-матушку, благодаря за урожай.

Такие обряды были до недавнего времени были известны в Мезенском районе и в селах нижнего течения Северной Двины.

3 (555x390, 93Kb)

Будете праздновать сбор урожая в августе?

Не напрасно народ С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет Самой первой святыней.

Золотые слова Забывать мы не вправе:

„Хлеб всему голова! “ —

В поле, в доме, в державе!

*****

Вот такой трехчастный славянский праздник ждёт нас в августе.

Даже если у вас нет своего поля, и давно уж не носили вы в корзинках собственноручно выращенные яблоки, устройте себе праздник урожая!

Соберитесь друзьями-родственниками вкруг богатого стола с фруктами и овощами, шаньгами да кашей-саламатой.

Поговорите о житье-бытье, поблагодарите предков за то, что имеете.

Да попросите следующего хорошего лета.

Так поставится вешка на вашем земном пути,

отмерится ещё один отрезок жизни, данной вам предками и Богами.

Хорошего лета, дорогие мои!

Ирина Иванова, главный редактор издательства «Северная сказка».

Песня - Гимн Русскому труженику деревни.

Автор - сибирский композитор Николай Кудрин.

 

56af172d1eb84 (400x225, 32Kb)

1238571 (600x450, 575Kb)

XjU2x (481x122, 40Kb)

127623806_0ot46puf9o07 (244x140, 39Kb)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх