Начали собирать урожай на своих полях величиной в шесть соток? Или вам повезло, и у вас поболе землицы будет?
Плодовые кустарники и деревья, иль даже своё колосистое поле-полюшко?
Издавна известно — хочешь получить урожай, надо с Природой в ладу жить.
Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет сладко.
Так и нам с вами неплохо бы вспомнить древний праздник сбора урожая.
Вот ещё одна статья от издательства «Северная сказка» про подлинные народные обычаи, сохранённые в наших заповедных северных краях.
Славянский праздник, названный ныне Спасом
Августовские празднества, известные в народе как «Спас», считаются радостью в честь урожая и подаренных землею плодов.
Вот тут и пригодятся слова нужные, вовремя духу плодородия сказанные.
Конечно, не всё поспевает к середине месяца, особенно у нас на севере, когда посадки делаются в конце мая. Поэтому издавна из одного праздника сделали три, и празднуются они всю вторую половину августа.
Первый из них— медовый Спас 14 августа, второй — Яблочный Спас 19 августа и третий Спас 29 августа, ореховый, по новому стилю.
В старину же праздник, связанный с этими урожаями, зовали «дожинками».
Сразу скажу, что в разных районах нашей необъятной земли-матушки Спасы по-разному называют, но в этой статье — традиции Русского Севера, Архангельской области.
Первый праздник урожая 14 августа
Первый Спас зовут у нас «медовым»,
________________________________
В медовый спас желаем жизни сладкой,
Как мед душистый с пасеки лесной,
В душе – покоя, в помыслах порядка,
Для сердца – радости, и мира над землей.
Пусть будет жизнь твоя, как сахарная вата,
Легка, воздушна, до краев полна
Прохладной мяты, меда аромата
И терпкого искристого вина.
©
потому как «пчеляки» второй раз подрезают ульи с мёдом и, выбрав самый наполненный сот, несут его на обряд помина родителей, который проводится дома.
К этому дню варили всегда медовый квас и, вспоминая предков, угощали всех родственников, соседей и гостей.
Самый старый член семьи выносил соседям мёд в сотах на пробу.
Славили хозяина так:
«Дай бог хозяину многие лета. А и долго ему жить, богов не гневить. Богов не гневить, божьих пчел водить, Ярый воск топить».
В этот же день принято купаться в чистых природных водах и купать всю скотину, которая делается здоровее от этого.
Этот праздник иногда называли «мокрым».
Как видите, все обряды дохристианские, уходящие корнями в далёкие времена.
Второй праздник урожая 19 августа
Второй яблочный Спас
______________________________
В это яблочное лето Закрома полным-полны,
Солнцем радостным согреты, Красны яблоки крупны.
На ладошке у ребенка Солнце яркое лежит.
Улыбаются глазенки, Сок по пальчикам бежит.
Все хрустят сегодня сладко, Унеслась далеко грусть,
Возит яблоки лошадка, Пахнет яблоками Русь.
©
http://pozdravkin.com/jablochnyj-spas-5
известен тем, что с этого времени собирали урожай плодов и овощей.
И именно с этого дня разрешалось их есть, что, верно, удивительно нам, привыкшим к иноземным круглогодичным фруктам.
День этот — самый большой праздник из Спасов.
И что очень красноречиво, в обычаях наших северных праздник этот мало связан с христианскими датами.
В первую очередь — это праздник сбора земных плодов и жатвы.
Когда-то было принято в складчину делать общие столы, которые ломились от гор огурцов, картофеля, репы, пшеницы, брюквы и, конечно, яблок.
Говорят, что в совсем давние времена волхвы совершали обряды над такими столами и призывали родных Богов даровать народу славный урожай и в будущее лето.
Собравшись вокруг столов, люди пробуют урожай, потом отправляются на гороховое поле и до самого вечера лакомятся зелёными стручками, не разделяя своё или чужое.
Детишкам радость, а взрослым — обряд, который надо исполнить в честь этого дня.
Третий праздник урожая 29 августа Третий Спас
____________________________________________
посвящён сбору орехов и жатве.
_____________________
Знаменуется тем, что в этот день печётся хлеб из нового урожая. Вот что делали у нас издавна в праздник сбора плодов земных.
При «дожинках» связывали «бороду» из последних оставшихся на убранном поле стеблей.
Подрезали её верхушку поровнее и кричали при этом:
«Рано не вставали, долго не жинали, ура, ура, Сергеева борода»
(Сергей в данном случае — имя хозяина поля, заменялось на соответствующее).
Срезанную «бороду» сверху засыпали землёй, украшали это место цветами, устанавливали маленький снопик.
Хозяева поля приговаривали при этом:
«Тебе, поле, красота, а нам всё лето легота. Нива, нива, бери свою силу назад».
Это и есть заговор, с которым обращались к полю и духу поля, чтобы оно возвратило себе утраченную силу.
Повсеместно бытовало убеждение, что духу растительности — полевику, находящему последний приют в крайнем снопе, при жатве причинялся вред. С помощью заламывания и завязывания, подстригания «бороды» сила этого теперешнего урожая переходила на следующий урожай.
Древний обычай ещё предписывал хозяевам покататься – покувыркаться по земле, приговаривая:
«Жнивка, жнивка, отдай нашу силку на пшеницу, на овёс (перечислялись те плоды, что были здесь собраны)».
На дожин хозяйка приглашала помощников в жатве на пир, пекла духмяные обрядовые шаньги да подавала их политыми растопленным сливочным маслом для полного счастья.
В Лешуконском и Пинежском районе ещё традиционно подавалась кашу. Собственно, и помощь в жатве называлась «кашей»:
«делать кашу», «звать на кашу».
На другой день уже этих хозяев звали «на кашу» в помощь для сборки урожая.
Сохранилось и старинное название этой каши — «саламата».
Делали её из овсяной или пшеничной муки, предварительно прожаренной на сливочном масле. Такую муку заваривали кипятком, добавляли сметану или сливки и распаривали до состояния жидкого киселя в печи с добавлением масла.
Собственно, выражение «заварить кашу» пошло именно от этого способа.
Было принято угощаться от всей души, петь песни, и славить предков да землю-матушку, благодаря за урожай.
Такие обряды были до недавнего времени были известны в Мезенском районе и в селах нижнего течения Северной Двины.
Будете праздновать сбор урожая в августе?
Не напрасно народ С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет Самой первой святыней.
Золотые слова Забывать мы не вправе:
„Хлеб всему голова! “ —
В поле, в доме, в державе!
*****
Вот такой трехчастный славянский праздник ждёт нас в августе.
Даже если у вас нет своего поля, и давно уж не носили вы в корзинках собственноручно выращенные яблоки, устройте себе праздник урожая!
Соберитесь друзьями-родственниками вкруг богатого стола с фруктами и овощами, шаньгами да кашей-саламатой.
Поговорите о житье-бытье, поблагодарите предков за то, что имеете.
Да попросите следующего хорошего лета.
Так поставится вешка на вашем земном пути,
отмерится ещё один отрезок жизни, данной вам предками и Богами.
Хорошего лета, дорогие мои!
Ирина Иванова, главный редактор издательства «Северная сказка».
Песня - Гимн Русскому труженику деревни.
Автор - сибирский композитор Николай Кудрин.
Свежие комментарии