На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Этот вопрос задайте президенту Казахстана ТокаевуРубль доллару не ...
  • Юрий Шведчиков
    У Светланы, вроде бы Фамилия-Петрова, а думает как Петроffа..ВС России заблоки...
  • Marina Meister
    Петрова откуда такая прям рабская преданость пиндосам?ВС России заблоки...

Занимательно об этологии человека и других высших животных. Учебное пособие

Этология – самая недооценённая из наук на сегодняшний день. Её нет в широком поле освещения биологических наук, да и вообще, как бы, нет.
Но и, в отличие от тщательно разрекламированной психологии, этология – наука с безупречной доказательной базой. Все сведения, изложенные в этом учебном пособии, можно экспериментально проверить группой исследователей или одиночными энтузиастами.


В ходе повествования будут рассматриваться различные этологические поведенческие реакции человека и других высших животных, выводы из которых вдумчивый читатель сделает самостоятельно.


1.Введение.


Этология – наука о поведении высших животных. К высшим животным, а также птицам и рыбам, относятся те виды живых существ, у которых наличествует дифференцированный головной мозг, с развитой корой и легкоразличимыми отделами. Структура головного мозга у всех высших организмов схожа, не взирая даже на такие существенные отличия, которые есть между птицами, рыбами и млекопитающими. Естественно, к высшим животным относится и человек.
Поведенческие реакции на раздражитель подлежат классификации, анализу, и, как следствие, прогнозу относительно поведения субъекта или социума.

2.Типы нервной деятельности.

Типы нервной деятельности  являются основой этологических исследований.

Тип нервной деятельности определяет поведенческую реакцию индивида на раздражитель.
Отследив поведенческую реакцию индивида на раздражитель, можно определить его тип нервной деятельности.

Это простое определение является как предметом всех этологических исследований, так и выводом из них. Попробуем же разобраться, о чём идёт речь.

2.1. Устройство нервной системы.

Что такое «нервная деятельность»? Это, собственно, абсолютно все процессы, происходящие в организме. Дыхание, сердцебиение, рефлексы, двигательная активность и даже перистальтика кишечника контролируются нервной системой. Нервную систему высших животных «возглавляет» головной мозг. Вторая по важности часть – спинной мозг. От спинного мозга расходятся по всему телу крупные нервы. От них, в свою очередь, нервы поменьше и совсем уж тонкие нервные окончания.

Любой сигнал – нервный импульс – поступающий в головной мозг, обрабатывается, и мозг принимает решение о дальнейших действиях организма.

Вы видите красивый цветок – сигнал через зрительные нервы поступает в головной мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, «узнаёт» цветок – это роза. Её запах приятен и безопасен для вас, и мозг принимает решение, что цветок можно понюхать. Все эти процессы происходят практически мгновенно, вы их зачастую никак не отслеживаете. Поэтому, вам кажется, что желание понюхать розу пришло совершенно спонтанно.

Другой пример. Вы идёте по улице и вдруг ощущаете знакомый запах. Сигнал от обонятельных нервов поступает в головной мозг. Мозг, «сверяясь с каталогом» известных ему запахов, приходит к выводу, что пахнет жареным шашлыком. После чего «направляет запрос» в пищеварительную систему, чтобы узнать, насколько давно вы ели, и достаточный ли у организма запас незаменимых аминокислот, содержащихся в мясе. Если пищеварительная система «считает», что питательных веществ в организме недостаточно, или не хватает именно сложных белков, то вы подумаете: «Ой, как шашлыка захотелось!». Хотя, строго говоря, шашлыка захотелось вашему головному мозгу и пищеварительной системе, а не вам, как личности.

Ещё пример. Вы катались на велосипеде и упали, ударившись коленом. Головной мозг получил болевой сигнал от нервных окончаний колена. Но из-за того, что теперь эти нервные окончания повреждены, мозгу не хватает информации о степени и опасности травмы. Мозг требует, чтобы вы осмотрели колено, дополнив информацию о травме визуальными наблюдениями. Вы смотрите на травмированное колено - мозг приходит к выводу, что ничего страшного не произошло, это просто царапина и небольшой ушиб. Мозг приказывает вам отряхнуть колено от прилипших песчинок (он знает о том, что инородные предметы даже в небольшой ранке могут быть опасны) и ехать дальше осторожнее.

Все нервные реакции человека в описанных примерах принято называть «инстинктивными». Инстинктивное поведение – это когда головной мозг управляет вашим телом, желаниями и поступками, не спрашивая ваше сознание.

Головной мозг – эдакий «суперкомпьютер», который знает о вашем организме абсолютно всё и управляет вашим телом, так, как считает нужным на основании получаемой им информации. Он непрерывно посылает «запросы» ко всем вашим органам и системам органов, контролируя состояние вашего организма. Вот пищеварительная система «отчиталась» мозгу о том, что предыдущая порция пищи благополучно переварена. Мозг «принял к сведению» – и вам захотелось есть. Лимфатическая система «сообщила», что из-за жаркой погоды сегодня расход жидкости выше нормы – мозг проанализировал информацию – и вам захотелось пить. Почки «похвастались усердной работой» по успешной переработке первичной мочи во вторичную – мозг принял решение, что  вам пора посетить туалет. Наконец, когда мозг устаёт от этой непрерывной работы, и нуждается в отдыхе – вам хочется спать. Но даже во время отдыха, головной мозг не «отключается» полностью. Он продолжает контролировать состояние вашего тела, переворачивая его во сне с бока на бок, чтобы не было пролежней, и заставляя вас поправлять одеяло, чтобы вы не переохладились.
Если по какой-​то причине головной мозг не работает (допустим, находится в коме после тяжёлой травмы), то эти полезные функции отключаются. Остаются самые важные – дыхание и сердцебиение. Их обеспечивает, в случае необходимости, «первый заместитель» головного мозга – спинной мозг. В грудном отделе позвоночника у спинного мозга на этот случай есть дублирующий центр «управления» с минимальным набором функций.

При нормальном же положении вещей, головной мозг полностью контролирует жизнедеятельность организма, от рождения и до смерти, формируя инстинктивное поведение.
Инстинкты (они же рефлексы, в данном случае это равнозначные понятия) бывают врождёнными и приобретёнными. То есть, разделяются на знания головного мозга об окружающем мире, которыми он обладал изначально на момент рождения, и теми, что он приобрёл в процессе жизни.

Какими инстинктами располагает головной мозг на момент рождения? Естественно, базовыми: инстинкт поиска пищи (у млекопитающих – сосательный рефлекс), двигательные функции и основные функции жизнедеятельности.

Но не всё так просто. Каким-​то, до сих пор неизвестным науке образом, головной мозг травоядных животных, высших птиц и рыб обладает врождённым инстинктом следования за матерью с первых минут рождения. У многоплодных млекопитающих (собак, кошек и т.п.) отмечается следующий врождённый поведенческий акт: не смотря на то, что потомство рождается слепым и глухим, оно умеет спать и видеть сны. В периоде быстрого сна новорожденные щенки и котята демонстрируют характерное для своего вида активное поведение – щенки лают и преследуют добычу, котята шипят и стерегут добычу в засаде. Новорожденные младенцы человека тоже способны на подобное поведение в фазе быстрого сна – они гримасничают, смеются и плачут, хмурятся и пугаются. Если учесть, что у новорожденных не было никакой возможности ознакомиться с характерным поведением своего вида путём импринтинга (о чём пойдёт речь в следующих разделах), то врождённые функции головного мозга предстают с совершенно другой стороны, которая ещё ждёт своих исследователей.

2.2. Функционирование нервной системы.

Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы и нервные окончания являют собой целостную общую нервную систему, которая представлена особым видом ткани организма – нервной тканью. Мельчайшая деталь этой ткани – нервная клетка, нейрон. Это абсолютно уникальная клетка, все возможности которой до сих пор не изучены полностью. Она является проводником и реципиентом нервного импульса – электрического тока, который вырабатывается организмом. По сути, организм высших животных являет собой высокодифференцированную электрическую сеть с главной распределительной станцией – головным мозгом.

Нервный импульс, поступающий от каждого мельчайшего нервного окончания организма, доходит до более крупного нервного узла, где либо передаётся дальше, либо затухает. Далеко не каждый импульс передаётся непосредственно в головной мозг. Ярким примером этого является коленный рефлекс у человека, когда реакция организма на постукивания молоточком невропатолога вызывает у индивида немалое удивление. Однако же, обратный импульс, исходящий от головного мозга, способен дойти до любого мелкого нервного окончания.

Передача нервного импульса между нейронами осуществляется через отростки нервных клеток – нейриты. Их количество и качество, собственно, и определяет скорость и «отсутствие потерь» при передаче сигнала. По этому принципу и разделяется тип устройства нервной системы того или другого организма, который в этологии называется «тип нервной деятельности».

2.3. Формирование типа нервной деятельности.

Начало формирования будущего типа нервной деятельности происходит на стадии третьего зародышевого листа. То есть, на самых ранних стадиях развития эмбриона.

В этот период зародыш высших животных, птиц и рыб дифференцируется на три разных типа клеток -  энтодерму, мезодерму и эктодерму, из которых в дальнейшем образуются все органы и части тела. Из эктодермы разовьются кожные покровы, и, что самое главное, нервная система. Так как деление зародыша на зародышевые листки происходит неравномерно, то на каждый из них может прийтись большее или меньшее количество клеток. Чем обусловлен этот процесс – сказать трудно, но, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, некая «программа» развития организма заложена ещё на стадии зиготы, одноклеточного организма с полным, для его вида, набором хромосом.

Чем большее количество клеток пришлось на эктодерму, тем сильнее в дальнейшем будет тип нервной деятельности полученного организма. Это обусловлено тем, что объём головного и спинного мозга, а также нервных волокон всего организма колеблется в рамках вида и пола совершенно незначительно. Таким образом, скорость и качество передачи нервного импульса напрямую связаны с  количеством нейронов, нейритов и расстоянием между ними. Чем больше нервных клеток на единицу нервной ткани – тем выше скорость передачи сигнала.

Этому факту можно привести следующую аналогию. Допустим, мы передаём электричество по проводам определённого, одинакового сечения, но сделанным из разных металлов. Скорость передачи будет зависеть от электрической проводимости того или другого металла, то есть будет обусловлена количеством свободных электронов в его структуре, что полностью соответствует вопросу количества нейронов и нейритов в нервной системе высших животных.

Представим, что мы воспользовались  проводами из четырёх разных металлов – серебра, меди, золота и алюминия.  Самая высокая электропроводность будет у серебра: 6,3×107, чуть меньше у меди – 5,96×107. А вот золото и алюминий обладают куда меньшей электропроводностью: 4,1×107 и 3,7×107 соответственно.

Пример с электрическими проводами наиболее наглядно иллюстрирует разницу между четырьмя типами нервной деятельности в этологии – сангвиником, холериком, флегматиком и меланхоликом. Два из них, по аналогии, обладают высокой «электропроводностью» – сангвиник и холерик – и называются сильными типами нервной деятельности, остальные два – флегматик и меланхолик – «проводят электричество» куда хуже, и считаются слабыми типами нервной деятельности.

И если в случае проводов и электропроводности металлов мы можем пытаться экспериментировать со сплавами в различных пропорциях, то нервная система высших животных таких «вольностей» не допускает, и формируется только каким-​то одним из четырёх способов.

2.4. Возбуждение и торможение. Рефлекторная дуга.

Типы нервной деятельности, как уже говорилось, различаются по реакции на раздражитель. Что такое «раздражитель»? Это, собственно, любое внешнее воздействие на организм - как положительное, так и отрицательное.

Допустим, вы поранили палец. Сигнал «тревоги» передался от нервных окончаний пальца в мозг. Этот сигнал называется «возбуждение» - внешнее воздействие на нервные окончания, передающийся в головной или спинной мозг, где произойдёт его обработка. «Аналитический центр» мозга сигнал принял и расшифровал; в результате – принял решение палец от опасной поверхности отдёрнуть, осмотреть, подуть на него или облизать. Теперь следует донести это решение до всех, задействованных в нём, органов и групп органов. Множественные сигналы от мозга переместились ко всем «адресатам»: нервным окончаниям пальца; глазным нервам (для осмотра); нервам гортани (для минимального мгновенного лечения); и проблема решена. Обратный сигнал от мозга называется «торможение». Сигналы возбуждения и торможения образуют «рефлекторную дугу» - замкнутый конечный цикл реакции на внешний раздражитель.

Рассмотрим более сложный пример. Вы шли по улице и услышали музыку. Сигнал «возбуждение» передался от слуховых нервов в головной мозг. Головной мозг «сверился с картотекой» известных ему музыкальных произведений, и принял решение о том, нравится вам эта музыка или нет. На каком основании мозг принимает решение о ваших музыкальных вкусах, мы поговорим подробнее в разделах «Импринтинговое поведение» и «Социальное формирование». Если музыка вам нравится, у вас улучшится настроение из-за выделения некоторого количества дофамина, а если не нравится – выделятся гормоны стресса, и ухудшится настроение.

Рефлекторная дуга, возникшая из-за совершенно незначительного раздражителя в виде звучащей на улице музыки, наглядно продемонстрирует регуляторную функцию головного мозга и ваш тип нервной деятельности.

Как это взаимосвязано? Дело в том, что типы нервной деятельности, как мы помним, разнятся по скорости передачи нервного импульса. Причём, предпочтение со стороны центральной нервной системы всегда отдаётся сигналу «возбуждение». Это более чем объяснимо: сигнал «возбуждение» имеет решающее значение для жизнедеятельности, в отличие от сигнала «торможение». Если мозг вовремя не получит сигнал опасности, дальнейшие его действия уже могут не иметь никакого значения.

Таким образом, скорость передачи сигналов «возбуждение» и «торможение» может быть как одинаковой, так и разной. По этому признаку типы нервной деятельности делятся на «уравновешенные» и «неуравновешенные».

Уравновешенные типы нервной деятельности имеют одинаковую скорость передачи прямого и обратного нервного импульса – сангвиник и флегматик.

Неуравновешенныехолерик и меланхолик – имеют разную скорость передачи сигналов «возбуждение» и «торможение», разную длину плеча рефлекторной дуги, что напрямую влияет на поведение.

2.5.Характеристика типов нервной деятельности.

Как уже отмечалось выше, типов нервной деятельности всего четыре: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Они разнятся между собой как по «силе», так и по «уравновешенности». Что именно скрывается за этими понятиями, мы кратко рассмотрели выше.

Наглядно характеристику типов нервной деятельности можно представить следующей таблицей:

Как уже говорилось, определить тип нервной деятельности можно по реакции на раздражитель. Она зависит от скорости передачи сигналов «возбуждение-​торможение».

Сангвиникбыстрое возбуждение, быстрое торможение – самый сильный тип нервной деятельности; максимальная скорость передачи прямого и обратного нервного импульса.

Реакция на раздражитель: мгновенная, адекватная ситуации, с быстрым затуханием импульса.

Визуально наблюдается: любопытство; исследование источника раздражителя; потеря интереса к раздражителю при отсутствии в нём опасности.

Холерикбыстрое возбуждение, медленное торможение – сильный тип нервной деятельности; запаздывает передача обратного нервного импульса.

Реакция на раздражитель: быстрая, адекватная ситуации, с длительной реакцией на импульс.

Визуально наблюдается: после определения источника раздражителя – агрессия, направленная на него.

Флегматикмедленное возбуждение, медленное торможение – слабый тип нервной деятельности; с одинаково медленной передачей нервного импульса в обе стороны.

Реакция на раздражитель: медленная; при незначительном раздражителе – реакции нет.

Визуально наблюдается: сильное запаздывание в реакции на раздражитель или полное её отсутствие.

Меланхоликмедленное возбуждение, быстрое торможение – самый слабый тип нервной деятельности; передача прямого импульса запаздывает, передача обратного может прерываться.

Реакция на раздражитель: медленная, неадекватная ситуации.

Визуально наблюдается: испуг, паника, истерика.

Для наиболее точного определения типа нервной деятельности, крайне желательно неоднократно отследить нервную реакцию индивида на разные виды раздражителей.

Характерно, что на ранних этапах развития этологии, например в трудах  И.П. Павлова, флегматик был ошибочно отнесён к сильным типам нервной деятельности. Однако, так как этология – наука с безукоризненной доказательностью, дальнейшими исследованиями отечественных и зарубежных учёных было достоверно установлено, что на счёт флегматика заблуждались.

Исследования показали, что тип нервной деятельности неразрывно связан с показателями общего клинического здоровья, репродуктивной способностью и резистентностью организма.

В отечественном животноводстве и практике искусственного осеменения скота было установлено, что для племенного разведения необходимо отбирать исключительно сангвиников и холериков – показатели количества потомства и оплодотворительная способность у них кратно выше, чем у флегматиков и меланхоликов. Те же данные были получены и при исследованиях клинического здоровья молодняка обоих полов. Они достоверно указывают, что флегматики относятся к слабым типам нервной деятельности, и их участие в племенной работе нежелательно в связи с низкой рентабельностью.

Однако, в практике разведения крупного рогатого скота и лошадей, иногда допускают самцов-​производителей флегматиков. Из-за того, что быки и жеребцы намного крупнее и сильнее человека, то показатель уравновешенности типа нервной деятельности имеет огромное значение. Иначе говоря, агрессивное поведение недопустимо, так как несёт опасность для техников-​осеменителей. Несмотря на куда более высокую оплодотворительную способность холериков, предпочтение отдаётся флегматикам из-за покладистого нрава.

Теми же критериями часто руководствуются в племенном собаководстве относительно собак крупных пород – холерики дисквалифицируются из-за излишней агрессии.

И если, как мы видим из представленных примеров, критерием выбора может быть сила или уравновешенность, в зависимости от вида животных, то по остальным двум типам нервной деятельности никаких разночтений нет. Меланхолики всегда выбраковываются из разведения, не проходят бонитировку и не допускаются в основное поголовье. Сангвиники же являются наиболее желательным типом нервной деятельности во всех видах домашних и сельскохозяйственных животных, так как имеют превосходящие остальных показатели как поведения, так и продуктивности.

Почему же в таком случае не составлять поголовья животных из одних только сангвиников, и не селекционировать только их?

И тут мы переходим к следующему важнейшему фактору в этом вопросе.

2.6.Наследуемость типов нервной деятельности и их численно-​пропорциональное распределение по популяции.

Тип нервной деятельности не наследуется, вследствие чего не поддаётся селекции. Попытки получить поголовье тех или иных домашних многоплодных животных с преобладающим каким-​либо типом нервной деятельности велись целенаправленно в нашей стране примерно с середины двадцатого века. Тогда речь шла, кроме всего прочего, о служебных и пастушьих породах собак.

Справедливо считалось, что для восточно-​европейской овчарки наиболее желательным типом нервной деятельности является сангвиник, а для кавказской овчарки – флегматик. Велась плановая селекционная работа, в разведение пускали только желательные типы нервной деятельности. Так как собаки – короткоживущие многоплодные животные, то результаты селекции должны были себя проявить буквально через два десятилетия, как это происходит при закреплении каких-​либо желательных признаков экстерьера.

Но никаких успехов селекция по типу нервной деятельности не принесла до сих пор, хотя в разведение по-​прежнему пускают исключительно желательные типы нервной деятельности в обеих породах. Результаты говорят сами за себя – мало того, что в потомстве присутствуют все четыре типа нервной деятельности, так ещё и в тех же пропорциях относительно друг друга, что и у всех других видов высших животных, такой селекции не подвергавшихся! Этот пример наглядно демонстрирует, что тип нервной деятельности – не генетически-​наследуемый признак.

Особенно показательно, что такая селекция велась именно на собаках, где оценить результаты селекции по типу нервной деятельности можно через сравнительно небольшой промежуток времени. Потому, что у долгоживущих одноплодных животных, к которым относятся, в том числе, и люди, на это могут уходить столетия и тысячелетия.

Ещё задолго до появления науки этологии, естествоиспытатели разных времён и стран догадывались о существовании именно четырёх (ни больше, ни меньше!) принципиально отличающихся типов нервной деятельности. Они называли это по-​разному – и «темпераментом», и «характером», и даже «жизненными соками». Предпринимались многочисленные попытки описать каждый тип нервной деятельности, и селекционировать животных и людей по этому признаку.

Например, кастовая система Индии, вероятно, задумывалась именно как генетическое разделение людей по признаку типа нервной деятельности с целью закрепления его в потомстве. Если ознакомиться с описанием «профессий» четырёх изначальных каст, то они удивительным образом совпадают с современным пониманием типов нервной деятельности человека.

В странах Ближнего Востока пытались веками таким образом селекционировать арабскую породу лошадей, чтобы получить в ней только «горячую кровь», то есть представителей исключительно сильных типов нервной деятельности.

Однако все эти попытки ни к чему не привели, к тому же породили множество ошибок и заблуждений относительно нервной деятельности высших животных.

Только развитие колоссальной исследовательской базы племенного скотоводства и собаководства в двадцатом веке смогло, наконец-​таки, расставить всё по своим местам в этом вопросе. К тому же, открытие универсального показателя типа нервной деятельности – реакции на раздражитель – исключило ошибки в его определении.

Доказанная корреляция между типом нервной деятельности, показателями здоровья и плодовитости заставляет совершенно иначе взглянуть на важность этологических исследований.

Отдельно следует отметить, что тип нервной деятельности никак не связан с интеллектом. У многих пород собак повышенный интеллект является породным признаком, и закреплён генетически при помощи селекции. С этим признаком никаких проблем наследования не возникало ни у собак, ни у других домашних и сельскохозяйственных животных, где селекция шла в направлении повышения когнитивных способностей. Но наличие и пропорциональное распределение между собой в поголовье всех четырёх типов нервной деятельности генетике и селекции оказались неподвластны.

В каких же именно пропорциях распределяются типы нервной деятельности в популяции? Это было совершенно точно установлено на многоплодных животных - собаках и свиньях, и подтверждено на крупных поголовьях молодняка одноплодных животных – кров и лошадей – при бонитировках.

Из 10 особей одной возрастной группы в поголовье будет:

2 сангвиника;

3 холерика;

4 флегматика;

1 меланхолик.

Следует полагать, что эта же пропорция сохраняется и у людей, хотя достоверно такие исследования ещё никто не проводил.

Также не проводились исследования на диких высших животных. Потому, что для достоверного исследования на типы нервной деятельности и их количество в поголовье требуется соблюсти некоторые условия, а именно:

- исследуемые объекты должны быть одной возрастной группы, то есть быть примерно одного возраста;

- рядом и в пределах видимости исследуемых объектов не должно быть представителей других возрастных групп их поголовья, иначе реакция исследуемых объектов может быть искажена импринтинговым поведением и социальными рефлексами;

- раздражитель должен быть применён ко всем исследуемым объектам одновременно.

Эти условия можно довольно легко соблюсти с домашними и сельскохозяйственными животными, и практически невозможно с дикими.

Например, исследования на тип нервной деятельности у служебных собак происходит следующим образом:

В помещение, где содержится сука с помётом щенков 1,5-2 месячного возраста, входит хозяин собаки. При этом человек, который будет проводить исследования (будущий хозяин одного из щенков) ждёт снаружи неподалёку. Хозяин выводит суку за ошейник из помещения. Она, увидев незнакомого человека в непосредственной близости от щенков, начинает проявлять агрессию – рычать или лаять. Щенки это слышат, и настораживаются. После чего хозяин уводит суку подальше, чтобы она своим поведением не мешала щенкам проявить естественную реакцию на раздражитель. И в помещение со щенками входит чужой, неизвестный им человек. Человек должен зайти, остановиться, не пытаться как-​либо взаимодействовать со щенками и не приближаться к ним впритык. Сначала все щенки будут рычать, скулить и лаять. Но уже через, примерно, минуту последует дифференцированная реакция: сангвиники прекратят лаять, начнут осторожно приближаться к человеку и обнюхивать его обувь; холерики продолжат лаять и попытаются агрессивно наступать; флегматики потеряют интерес к человеку, и займутся поисками пищи или сном; меланхолик забьётся в самый дальний угол помещения, и будет оттуда истерично выть…

Всё, исследования на тип нервной деятельности завершены. Будущему хозяину щенка осталось выбрать из представителей желательного типа нервной деятельности того, кто подходит ему по полу и экстерьеру.

У других видов животных проводят групповые исследования на тип нервной деятельности схожим образом, с учётом видовой принадлежности: котят приносят в неизвестное им пустое помещение, и оставляют наедине с неизвестным человеком; жеребят и телят пугают светошумовыми эффектами и щелчками кнута, и так далее.

Если групповые исследования  провести нет возможности, то установить тип нервной деятельности одиночного объекта тоже можно. Но это потребует разные типы раздражителей, и займёт куда больше времени наблюдений.

Завершая обзор наследуемости типов нервной деятельности и их пропорциям в популяции, хотелось бы отметить следующее – до сих пор нет никаких доказанных способов повлиять на будущий тип нервной деятельности потомства высших животных. От чего зависит тип нервной деятельности эмбриона, и какие на это повлияли факторы, только предстоит выяснить исследователям науки этологии.

Однако есть интересное наблюдение на монозиготных и дизиготных близнецах у людей: один из близнецов обязательно флегматик, а второй – одного из сильных типов нервной деятельности. Но этот факт скорее добавляет загадок в вопрос распределения типов нервной деятельности по популяции, чем уменьшает их число. Отметим, что масштабных достоверных исследований по этому поводу не проводилось ни среди людей, ни среди других высших одноплодных животных.

2.7.Прямые и косвенные проявления типа нервной деятельности у людей.

Тип нервной деятельности человека является таким же неотъемлемым врождённым признаком, как генотип, пол и группа крови.  Его невозможно изменить и как-​либо корректировать.

Тип нервной деятельности формирует инстинктивное, неосознанное поведение. Инстинктивное поведение зачастую никак связано с вашей личностью, интеллектом, образовательным и культурным уровнем. Однако именно инстинктивное поведение наглядно демонстрирует устройство и функционирование вашей нервной системы. Абсолютное большинство ваших решений, поступков и желаний подсказывает вам тип нервной деятельности, импринтинговое поведение и ваш тип социального формирования. Об импринтинговом поведении и социальном формировании мы поговорим в следующих разделах, а пока внесём окончательную ясность в вопрос важности определения типа нервной деятельности.

К сожалению, очень сложно определить свой тип нервной деятельности самостоятельно. Любые «психологические» тесты по этому поводу являются просто мошенничеством и научным подлогом. Этология – наука о наблюдении за живым объектом, и только наблюдатель может делать выводы о поведении этого объекта. Своё собственное поведение мы зачастую оцениваем совершенно неправильно и необъективно. Для развития у себя этологических навыков будет значительно полезнее понаблюдать за другими людьми, и попытаться определить их тип нервной деятельности по реакции на различные раздражители. Но не торопитесь с выводами – этологические наблюдения не терпят спешки. Только когда вы с лёгкостью сможете предсказывать реакцию на каждый вид раздражителей своих знакомых, ставших объектами вашего наблюдения, стоит с осторожностью подойти к вопросу собственного типа нервной деятельности. Да и то, есть немалые шансы ошибиться. Вероятность ошибки снизится, если этологической практикой вы займётесь с одним или несколькими товарищами, наблюдая и анализируя реакции на раздражитель друг у друга. Наблюдение за вашим инстинктивным поведением со стороны даст наиболее точную оценку вашего типа нервной деятельности.

Любой из четырёх типов нервной деятельности у людей, как у самых высокоразвитых высших животных, широко представлен в каждой расе и народе. Так как, в отличие от остальных животных, мы обладаем разумом и членораздельной осмысленной речью, проявление типов нервной деятельности у нас полнее и многограннее. Каждый тип нервной деятельности человека органично вписан в наш социум, и цивилизацию в целом. У людей нельзя выделить какой-​либо желательный тип нервной деятельности, как это происходит в животноводстве. К сожалению, или, наоборот, к счастью, все типы нервной деятельности человека обладают как своими достоинствами, так и недостатками относительно роли в социуме. Выяснив тип нервной деятельности конкретного человека можно подобрать ему наиболее подходящую социальную роль и профессию, чем значительно снизить уровень стресса и депрессивных расстройств в обществе.

Прежде, чем приступить к описанию и характеристике типов нервной деятельности человека, ещё раз вспомним, что они подразделяются на сильные и слабые, а также на уравновешенные и неуравновешенные. Сильные конкурируют между собой и защищают слабых, но в то же время стремятся доминировать над ними. Слабые охотно подчиняются, и ищут защиту у сильных. Уравновешенные легче и проще сходятся с уравновешенными же, а неуравновешенные между собой. Это «взаимопритяжение» типов нервной деятельности отмечено у всех видов высших животных, в том числе и у людей. Причём, оно не зависит от пола и возраста особей, и затрагивает все сферы жизни популяции.

Как и у прочих высших животных, тип нервной деятельности у людей можно определить ещё в раннем детстве. Уже к двум-​трём годам, даже до развития полноценной речи, тип нервной деятельности заметен совершенно отчётливо. Учитывая, что характерные поведенческие реакции у человека несколько отличаются в детском и во взрослом возрасте, в описаниях типов нервной деятельности будут представлены оба варианта.

Сангвиник.

Реакция на незначительный раздражитель – застывшая улыбка, зачастую одной половиной рта, эдакая ухмылка. Так как это реакция на абсолютно любой раздражитель, то часто эта ухмылка категорически не соответствует ситуации. Например, когда сангвиника за что-​то ругают, а он в ответ улыбается, окружающие могут подумать, что он не воспринимает критику всерьёз. Однако, это не так. Сангвиник может даже не замечать свою неуместную улыбку, так как в этот момент он напряжённо размышляет над услышанным, а ухмылка – просто инстинктивная реакция нервной системы на раздражитель. Сангвинику приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы не улыбаться в неподходящих ситуациях.

Реакция на значительный раздражитель – сангвиник быстрее всех успокоится, если речь идёт о групповых наблюдениях, и начнёт описывать окружающим произошедшее событие в юмористическом свете. Со стороны может показаться, что он просто шутник и весельчак, но юмор сангвиника в ответ на раздражитель имеет совсем другую природу. Как самый сильный тип нервной деятельности, он инстинктивно убеждает окружающих, что опасность миновала, и вверенной ему части популяции на данный момент ничего не угрожает.

Общая характеристика. Как ни странно, но самый сильный тип нервной деятельности крайне неохотно прибегает к именно силовому воздействию на окружающих. Сангвиник – прирождённый манипулятор и стратег. Его инстинктивное поведение всегда направлено на подчинение окружающих своей воле. В отношении другого сильного типа нервной деятельности – холерика, сангвиник может демонстрировать кажущуюся слабость или некомпетентность в чём-​либо, заставляя холерика перестать видеть в нём опасного конкурента. В отношении со слабыми типами нервной деятельности, или даже просто младшей по возрасту частью наблюдаемого социума, сангвиник наоборот будет демонстрировать участие к ним и защиту их интересов. Если в наблюдаемом социуме только один сангвиник, то через некоторое время окажется так, что остальные члены этого социума служат исключительно интересам сангвиника, даже не подозревая об этом. Если сангвиников несколько, то они всеми средствами будут добиваться единоличного управления этим социумом до тех пор, пока его не покинут те сангвиники, чьи успехи в подчинении окружающих скромнее. Или же социум распадётся на части, равные количеству сангвиников. Речь, повторимся, идёт об исключительно инстинктивном поведении, которое сангвиники зачастую даже не осознают.

Поведение в детском возрасте. Маленький сангвиник – постоянная «головная боль» родителей. Начиная с самого раннего возраста, сангвиник неустанно исследует жизнь и окружающее его пространство. Его не останавливают никакие запреты, он всегда находит способ осуществить задуманное. Его интересы и предпочтения постоянно меняются, так как изученный предмет или игра теряют для него всякую ценность. Иногда сангвиник может сохранять привязанность к какой-​нибудь игрушке или занятию в течение длительного времени, однако это никак не исключает постоянный поиск новых впечатлений.

Ребёнок-​сангвиник изобретателен, креативен, и, при помощи этих качеств, прекрасно манипулирует другими детьми и даже взрослыми более слабых типов нервной деятельности. Он может придумывать какие-​то собственные слова, игры и истории, вынуждая окружающих повторять за ним. Если ему кажется, что взрослые недостаточно подчинены вниманию к его персоне, он может безосновательно жаловаться на здоровье, обращение со стороны других взрослых и детей, плохое питание и прочее в том же духе. Так как он, в силу возраста, не способен представить себе последствия своих жалоб, а всего лишь хочет больше внимания к себе, абсолютно бессмысленно объяснять ему, что он плохо поступает – инстинктивное поведение не изменится. Нужно просто перепроверять всю подобную информацию от маленького сангвиника, и постараться найти ему новое интересное занятие, которое отвлечёт его от манипуляций окружающими. Также, ребёнку-​сангвинику недоступно понятие «авторитета старших», он всех считает, как минимум, равными себе.

Достоинства типа нервной деятельности. Ярко выраженные организаторские способности, умение мыслить стратегически и заниматься множеством дел одновременно, креативный подход к решению любой задачи, изобретательность.

Недостатки типа нервной деятельности. Частая смена интересов и приоритетов, отсутствие усидчивости, абсолютная неспособность заниматься кропотливой и монотонной работой, невнимательность к деталям, отсутствие длительной концентрации внимания, крайняя нетерпеливость и склонность к импульсивным решениям и поступкам.

Социальное применение: руководитель, стратег, идеолог.

 

Холерик.

Реакция на незначительный раздражитель – адекватная или умеренно-​агрессивная. Если в произошедшем не было ничего, лично затрагивающего холерика, его реакцию можно назвать быстрой и соответствующей ситуации. Однако если незначительный для окружающих раздражитель по каким-​то причинам пришёлся холерику не по нраву, последует чрезмерно агрессивная реакция. Холерик будет ругаться, и сыпать оскорблениями в адрес раздражителя и его виновников.

Реакция на значительный раздражитель – холерик продемонстрирует ярко выраженную агрессию, которая будет идти по нарастающей амплитуде. Если по определённым социальным причинам у холерика нет возможности проявить агрессию немедленно, то, как только он окажется в другом окружении, весь гнев и раздражение немедленно выльются на случайно попавших в поле зрения холерика. Сколько бы ни прошло времени, этот же значительный раздражитель вызывает у холерика всё ту же бурную реакцию, если что-​либо будет ему об этом напоминать.

Общая характеристика. Вся жизнь холерика – бесконечная борьба, череда побед и поражений. Он постоянно соревнуется с окружающими абсолютно во всём, чём может, и считает это своим преимуществом. Желание продемонстрировать своё превосходство над другими является смыслом жизни для холерика. Если холерик задался какой-​то целью или поверил в какую-​то идею, то он будет следовать этому упрямо и фанатично, не взирая ни на что. В случае изменившихся обстоятельств, когда достижение цели уже не является актуальным,  или идея оказалась несостоятельной, холерик будет до последнего упорствовать в своих заблуждениях. Холерик устойчив в предпочтениях и взглядах на жизнь; он поддерживает традиции, порядки и правила, принятые в окружающем его социуме. Инстинктивно чувствуя, что при «игре по правилам», сильный и агрессивный холерик будет неизменно побеждать в конкуренции с другими типами нервной деятельности, он яростно отстаивает соблюдение законов и норм социума. Напор и деспотия холерика пугает и  подавляет флегматиков, а меланхолики часто видят в нём пример для подражания. И только сангвиники категорически избегают прямой конкуренции с холериком, не подчиняясь «правилам игры» или меняя их на ходу, чем доводят холерика до исступления. Между собой холерики легко объединяются для выполнения какой-​либо тактической задачи, действуя слажено и бесконфликтно. Но как только задача выполнена, бесконечная конкуренция возобновляется.

Поведение в детском возрасте. Холерик в детстве – послушный, вежливый и усидчивый ребёнок. Он любознателен, у него много хобби и увлечений, в которых он непрерывно совершенствуется по собственной инициативе. Стремление «быть лучше всех» ему присуще с раннего возраста, он с удовольствием участвует в конкурсах, соревнованиях, и гордится полученными в них наградами. По этой же причине он беспрекословно слушается родителей и педагогов, старательно выполняет все их указания. Авторитет взрослых для него непререкаем, из-за чего он может иметь проблемы в детском коллективе, где его считают «подлизой» и «ябедой». Однако если взрослый демонстрирует недостойное, «выходящее за рамки правил» поведение, маленький холерик теряет к этому взрослому всякое уважение, и ведёт себя с ним со всей присущей этому типу нервной деятельности агрессией и деспотизмом. Уговаривать ребёнка-​холерика пересмотреть своё мнение об этом взрослом бессмысленно – инстинктивное поведение не корректируется.

Достоинства типа нервной деятельности. Ответственный и творческий подход к поставленной задаче, стрессоустойчивость, целеустремлённость, склонность к саморазвитию и желание превзойти собственные достижения.

Недостатки типа нервной деятельности. Вспыльчивость, агрессивный стиль поведения, злопамятность, мстительность, категоричность в суждениях и неумение вовремя остановиться.

Социальное применение: воин, тактик, спортсмен.

 

Флегматик.

Реакция на незначительный раздражитель – запаздывающая, адекватная ситуации. При незначительном раздражителе флегматик совершенно явственно для окружающих «подтормаживает», из-за чего часто становится объектом сарказма и шуток.

Реакция на значительный раздражитель – флегматик впадает в ступор, и длительное время не может ничего предпринять самостоятельно. Вывести его из этого состояния можно только чёткими ясными указаниями к действиям, которые он выполнит абсолютно автоматически.

Общая характеристика. Флегматик никогда не стремится к конкуренции, сама эта идея ему претит. Он твёрдо уверен, что может добиться успеха исключительно трудолюбием и усердием, в которых ему, действительно, нет равных. Флегматик – перфекционист. В каждом деле, за которое он берётся, он достигает абсолютного мастерства, недоступного остальным типам нервной деятельности. Но из-за слабости нервной системы, флегматик совершенно не выносит стрессовую обстановку и любые конфликты. Он стремится к покою и умиротворению. Если у него нет возможности находиться в спокойной обстановке ни дома, ни на работе, он заводит себе хобби, требующее покоя и уединения.
Флегматик доверчив, раним и очень обидчив. Если флегматик счёл кого-​то недостойным его доверия, то убедить его в обратном невозможно. Флегматик застенчив, не любит публичных выступлений и не отличается красноречием.

Поведение в детском возрасте. Маленький флегматик – зануда и плакса. Он не может постоять за себя в конфликтах с другими детьми. Флегматик в детстве очень привязчив к людям и тяжело переносит расставания. Если у него есть любимое занятие или игрушка, то он способен посвящать этому бесконечное количество времени. Для него очень важно соблюдение распорядка дня, где ему хорошо известно каждое последующее действие, которое он превращает в своеобразный ритуал. Любое нарушение «установленного порядка вещей» заставляет маленького флегматика подолгу страдать.

Достоинства типа нервной деятельности. Высокая работоспособность, трудолюбие, способность к монотонной кропотливой работе, отличная концентрация внимания.

Недостатки типа нервной деятельности. Безынициативность, неспособность к выполнению нескольких задач параллельно, отсутствие устойчивости к стрессам, занудство и обидчивость.

Социальное применение: работник, мастер, учёный.

 

Меланхолик.

Реакция на незначительный раздражитель – медленная, неадекватная ситуации и непредсказуемая.

Реакция на значительный раздражитель – медленная, неадекватная ситуации и непредсказуемая.

Общая характеристика. Меланхолик мало того, что самый редкий и слабый тип нервной деятельности человека, так ещё и самый трудноопределимый по реакции на раздражитель. Дело в том, что основу мироощущения меланхолика составляет импринтинговое поведение, то есть подражание выбранному им человеку-​образцу. Импринтинг свойственен всем высшим животным в детском возрасте, однако у меланхоликов эта способность сохраняется на всю жизнь и приобретает довольно интересные формы. Выбрав «объект подражания», меланхолик полностью «вживается в роль» этого человека и даже пытается превзойти его во всём, что считает его достоинствами. Так как это самый слабый тип нервной деятельности, то он инстинктивно ощущает, что остальные сильнее его, и могут быть для него объектами подражания. Находясь в обществе человека-​образца, он просто копирует его реакции на любой раздражитель. Именно поэтому отследить собственную реакцию меланхолика можно только тогда, когда он совершенно один.
Меланхолики обладают потрясающей интуицией, зачастую очень талантливы и креативны. Но слабость нервной системы порождает в них страх одиночества и забвения. Поэтому всё, что делает меланхолик, он делает как бы напоказ, для внимания со стороны окружающих. Меланхолик абсолютно социально зависим. В одиночестве он хиреет и чахнет, что даже может привести его к серьёзным заболеваниям и преждевременной смерти.

Поведение в детском возрасте. Меланхолик в детстве – слабый и болезненный ребёнок. Он постоянно нуждается во внимании родителей и категорически не хочет с ними расставаться. Он боится быть один, не любит путешествия и любые перемены в жизни. Его вкусы и интересы копируют кого-​то из взрослых, постоянно находящихся с ним.

Достоинства типа нервной деятельности. Развитая интуиция, креативный подход к поставленной задаче, нестандартное мышление, творческий потенциал.

Недостатки типа нервной деятельности. Безответственность, отсутствие пунктуальности, непредсказуемость поведения, истеричность.

Социальное применение: артист.

 

Примеры разных типов раздражителей.

Незначительный раздражитель: неожиданный громкий звук (взрыв петарды); внезапные брызги из-​под колёс автомобиля, попавшие на одежду; неприятная новость или известие; мелкая бытовая неприятность, вроде разбитой посуды.

Значительный раздражитель: участие или наблюдение за опасной для жизни ситуацией (пожар, ДТП); конфликтная ситуация с близким человеком; вынужденная смена места жительства или работы.

 

2.7.1. Косвенное определение типа нервной деятельности по мимическим складкам лица.

Внимание! Мимические морщины не могут выступать в роли определяющего фактора типа нервной деятельности. Они могут быть искажены из-за перенесённых черепно-​мозговых травм, неврологических заболеваний, пластических операций, косметических вмешательств и так далее. Единственным достоверным способом определения типа нервной деятельности человека является проявленная реакция на раздражители!

Устойчивые мимические складки на лице человека появляются по достижении физиологической зрелости, то есть по окончании роста организма – это у обоих полов и всех типов нервной деятельности происходит не позднее двадцатипятилетнего возраста.

От того, как часто и интенсивно задействованы те или иные лицевые мышцы, зависит формирование мимических складок лица. У сильных типов нервной деятельности лицевая мускулатура развита лучше, чем у слабых. Однако, у меланхоликов из-за частых стрессов, вследствие неуравновешенности и слабости нервной системы, мимические морщины формируются довольно рано и имеют свою специфику. Рассмотрим же подробнее этот признак у каждого типа нервной деятельности на представленных ниже графических моделях.

Внимание! Если графические модели напоминают вам неких реальных исторических персон, то это не более, чем игра вашего воображения, никакого отношения к историческому прошлому не имеющая.

Сангвиник.

Мимические складки хорошо выражены и симметричны в верхней и средней части лица. Однако в нижней части часто присутствует асимметрия около линии губ. Она появляется из-за улыбки одной половиной рта, которая непроизвольно возникает у сангвиника в ответ на незначительный раздражитель. Сангвиник обладает самой выраженной мимикой, и, как следствие, наиболее многочисленными и глубокими мимическими морщинами относительно ровесников других типов нервной деятельности.

Холерик.

Мимические складки хорошо выражены и симметричны по всему лицу. У холериков не бывает никаких асимметричных лицевых морщин, разве что только из-за перенесённых болезней и травм.

Флегматик.

У флегматика наиболее неразвитая и малоподвижная лицевая мускулатура. Мимические морщины формируются поздно, они слабо выражены и совершенно симметричны. Из-за неглубоких лицевых складок флегматики часто выглядят моложе своих лет.

Меланхолик.

Лицевые складки меланхолика асимметричны. Асимметрия наблюдается как в верхней части лица, так и  средней, и в нижней. Если асимметрия есть только в какой-​то одной части лица, то скорее всего вы ошиблись с определением типа нервной деятельности, и перед вами не меланхолик, а асимметрия возникла в силу других причин.

Что следует понимать под симметрией и асимметрией лица.

Большинство лиц довольно симметричны по вертикальной оси, однако, об абсолютной симметрии речь, конечно же, не идёт. Правая и левая часть тела всё-​таки немного отличаются друг от друга. Это же касается и костей черепа, и, как следствие, лицевых мышц. Часто бывает так, что кости черепа правой и левой стороны лица немного сдвинуты относительно друг друга по вертикали. Это не должно вводить в заблуждение. Если мимические морщины повторяют свой контур и направление по обеим сторонам лица, но немного сдвинуты по вертикали, то такое их положение считается симметричным. Асимметричные лицевые складки – это наличие каких-​то глубоких морщин на одной половине лица, и их отсутствие на другой. Или лицевые складки имеют слишком разную длину и глубину на обеих сторонах лица. Также асимметрией следует считать разное направление и контур мимических морщин, что приводит, например, к эффекту «прищуривания» на один глаз. Не будет лишним напомнить, что любое расположение лицевых складок может быть следствием внешних причин, и не иметь отношения к типу нервной деятельности индивида.

Выводы из раздела 2.

  • Нервная деятельность является основным регулятором жизнедеятельности и поведенческих реакций индивида.
  • Тип нервной деятельности является врождённым неизменным качеством, он не наследуется и не подлежит селекции.
  • Тип нервной деятельности в большинстве случаев влияет на поведение индивида, а также обуславливает его возможности и способности к какой-​либо деятельности.
  • Лицевые мышцы, и, как следствие, мимические складки у людей формируются в соответствии с типом нервной деятельности.

Ключевым выводом из этого раздела можно считать то, что если принять за аксиому количественное распределение типов нервной деятельности по популяциям высших животных, и сделать проекцию на человеческий социум, получится наглядная диаграмма:

Из диаграммы следует, что при нормальных условиях 70% социума (холерики + флегматики) склонны поддерживать существующие в этом социуме правила и порядки, как следует из описания этих типов нервной деятельности. И только 30% (сангвиники + меланхолики) могут выступать движущей силой в изменении общества в любом направлении. Но такую пропорцию, исходя только из типов нервной деятельности, мы получим, если исключим всякое внешнее влияние на наблюдаемый социум.

Каким в этологии может быть внешнее влияние на индивид или общество в целом? В чём оно заключается и к каким приводит последствиям? Об этом мы и поговорим в следующем разделе.

3. Импринтинговое поведение.

Этот термин предложен выдающимся английским учёным, основоположником этологии К. Лоренцем и происходит от английского «imprint» — отпечаток, запечатлевать, отмечать. Изначально предполагалось, что импринтинг – копирование родительских форм поведения – присущ только детёнышам высших животных, птиц и рыб в некоторый непродолжительный период времени. Однако со временем выяснилось, что это не совсем так.

То есть, действительно, большинство детских поведенческих реакций высших животных связано именно с импринтинговым поведением. Но, как уже говорилось выше, определить какое именно поведение является импринтингом, а какое – врождённой функцией головного мозга, довольно трудно.

Отличной базой для подобных наблюдений являются всевозможные «маугли» – детёныши одного вида высших животных, выращенные другим видом высших животных. Например, щенок, которого выкормила кошка наравне с другими котятами с первых дней жизни, зачастую не умеет полноценно лаять, и демонстрирует другие характерные признаки кошачьего поведения: при намокании вылизывается, вместо того, чтобы отряхиваться; пытается лазать по деревьям и не боится высоты, и так далее. Утята, высиженные курицей, боятся воды и не умеют плавать. Такие случаи хоть и являются довольно редкими, но по ним уже можно сформировать представление о значимости импринтинга с первых дней жизни.

Как ни странно, но большинство из нас сталкивались с некоторым подобием таких «маугли» в обыденной жизни. Это домашние собаки, и, что реже, кошки. Если щенок или котёнок попал к своим хозяевам в очень раннем (до одного месяца жизни) возрасте, и у хозяев не было других собак и кошек, то такое животное воспринимает некоторый импринтинг от человека. Полученный таким образом «маугли» может демонстрировать куда более сложное интеллектуальное поведение, чем свойственно его виду или породе. Когда говорят «собаки похожи на своих хозяев», речь, зачастую, идёт именно о таких случаях. Подобные домашние любимцы действительно ощущают себя «членом семьи» человека. Они строят сложные социальные отношения с людьми: обижаются на недостаток внимания, ревнуют, могут тосковать подолгу без близких людей  – словом, проявляют поведенческие реакции, несвойственные собакам и кошкам в естественной для них среде. К тому же это нередко сопряжено с затруднениями во внутривидовой коммуникации, вплоть до отсутствия полового влечения к представителям своего вида и восприятия людей, как потенциальных половых партнёров.

Особый интерес в изучении импринтинга представляют люди-«маугли», выращенные животными. Известно, что если такой ребёнок не попадает в человеческое общество до начала пубертатного периода, то уже никогда не сможет освоить даже азы человеческой речи и прямохождение. Хотя, казалось бы, это совершенно явственные генетические признаки человека. Но, видимо, без наличия импринтинга со стороны представителей своего вида, эти врождённые качества не проявляются. У немых и глухонемых родителей совершенно здоровые физически дети имеют задержку развития речи, которую приходится корректировать специальными программами обучения. Не зря во всех народах и культурах родители обязательно разговаривают даже с новорожденными младенцами – это наше инстинктивное поведение, позволяющее привить потомству навык звуковой осмысленной речи.

Импринтинг у животных и людей является важнейшим фактором обучения каким-​либо навыкам и ключевым элементом формирования индивида.

3.1. Микросоциум и первичное импринтинговое поведение.

В этологии различают «микросоциум» и «макросоциум». То есть, ближайшее окружение индивида с момента рождения и всю остальную часть популяции, с которой он контактирует.

Именно в микросоциуме максимально срабатывает эффект импринтинга – инстинктивного поведения копирования потомством действий взрослых особей.

В зависимости от вида животных и кормовой базы, микросоциум бывает представлен либо только матерью; либо матерью и отцом; либо матерью и несколькими другими родственниками старшего поколения (этот тип формирования микросоциума распространён, например, у большинства приматов).

Как мы все знаем, у людей формирование микросоциума может происходить, в зависимости от обстоятельств и принятых в том или другом обществе норм поведения, любым из описанных способов. Сформированный в раннем возрасте микросоциум окажет наиболее значительное влияние на формирование личности до наступления пубертатного периода, когда на первый план выйдет влияние макросоциума, о котором мы поговорим в разделе «Социальное формирование».

Интересно, что даже у многоплодных животных взаимоотношения между братьями и сёстрами строятся по принципу макросоциальных, а не микросоциальных связей. У одноплодных животных, к которым относится и человек, микросоциум также категорически не включает братьев и сестёр различного возраста.  То есть, импринтинг в отношении братьев и сестер при нормальном положении вещей не возникает. Исключением можно считать только очень значительно разницу в возрасте, когда старший брат или сестра воспринимается младшим как один из родителей.

Наиболее значителен и выражен импринтинг от матери или особи, которая её заменяет. Этот тип импринтинга развивается с момента рождения и сохраняется на всю жизнь. Под ним подразумевается инстинктивное поведение, которое развилось в досознательный период жизни индивида.

На этапе новорожденности и младенчества, детёныши всех высших животных не обладают настолько развитыми органами чувств, как взрослые особи. Это связано с тем фактом, что головной мозг младенца не имеет полноценного развития, присущего его виду.

Потомство многих видов высших животных рождается слепым и глухим. У тех видов, которые рождаются зрячими и слышащими, в том числе и у человека, отмечается, что зрение крайне слабое, равно, как и возможность различать звуки. Обоняние у новорожденных млекопитающих способно воспринимать только запах материнского молока. Осязание и вкус также развиты совершенно незначительно.

Однако, именно в этот период головной мозг растёт наиболее быстро, становясь всё более дифференцированным и обучаясь новым навыкам. Каким образом происходит запечатление материнского поведения при практически отсутствующих органах чувств, сказать трудно. Пока этот факт не имеет научного объяснения.

По мере взросления, развития головного мозга и органов чувств, индивид начинает воспринимать объектами импринтинга и других членов микросоциума – отца или других особей. Но до тех пор, пока мать или заменяющая её особь будет в непосредственном контакте с детёнышем, основным объектом запечатления и копирования будет именно она.

Природой предусмотрен механизм прекращения первичного «материнского» импринтинга – этим фактором служит появление у матери следующего потомства. В период беременности у млекопитающих, или насиживания яиц у птиц, самка начинает проявлять безразличие или даже агрессию к подросшим детёнышам. Такое поведение матери заставляет потомство начинать социализацию самостоятельно, и ставиться частью макросоциума.

Если по каким-​то причинам этот механизм нарушен, и детёныши остаются с матерью дольше положенного, то это крайне негативно сказывается на их дальнейшем взрослении и социализации. Особенно это касается одноплодных животных, где отсутствие контакта с себе подобными, кроме матери, значительно тормозит нормальное взросление индивида.

В животноводстве и кинологии практикуется принудительный отъём потомства до наступления его полового созревания от матери, так как достоверно установлено, что в противном случае это потомство не вырастет в полноценную взрослую особь никогда. Будет нарушено и искажено половое созревание, не разовьются родительские инстинкты и нормальное либидо.

В человеческом обществе всё, конечно же, сложнее. В первую очередь потому, что мы относимся к долгоживущим одноплодным животным, и не имеем строгих критериев «правильного» формирования микросоциума.  Другие одноплодные долгоживущие млекопитающие – слоны, носороги, человекообразные обезьяны и прочие – имеют совершенно определённые типы формирования микросоциума, что упрощает этологическую коррекцию нарушения периода первичного импринтинга.

Почему мы сравниваем виды высших животных по такому критерию, как срок жизни? Потому, что долгоживущие виды имеют также длительный период взросления, сравнимый по временным рамкам с человеческим. Для человека возрастом «материнского» импринтинга принято считать время до формирования полноценной осмысленной речи, то есть до пяти-​семи лет.

Но дело в том, что ребёнок в этот важнейший период его жизни может находиться в абсолютно любом типе микросоциума. В его ближайшем окружении может быть как только мать (или, допустим, опекун), так мать и отец. Могут быть бабушки и дедушки. Могут быть старшие или младшие братья и сёстры, которые подготавливают ребёнка к встраиванию в макросоциальные связи. Ребёнок может посещать или не посещать дошкольные учреждения. Всё это несомненно скажется на дальнейшем формировании его личности.

3.2. Основные аспекты запечатления при первичном импринтинге.

Как уже отмечалось выше, «материнский» импринтинг формирует базовые поведенческие проявления особи. На примере «маугли» различных видов можно установить, что к таким поведенческим реакциям относятся навыки самообслуживания (отряхиваться или вылизываться у кошек и собак); навыки коммуникации (наличие или отсутствие осмысленной речи у людей) и, как ни странно, развитие либидо – полового влечения.

Рассмотрим подробнее вопрос формирования либидо. Дело в том, что у высших животных либидо формируется задолго до полового созревания. Это легко проследить на тех же «маугли», где объектом полового влечения становится вид, который воспитал приёмыша, а не его собственный вид.

Мы все неоднократно слышали выражения вроде «мальчик ищет в жёны похожую на мать» и «девочка ищет для брака мужчину, похожего на отца». С точки зрения этологии, в этом есть несомненная доля истины. Ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность задолго до окончания возраста первичного импринтинга. Если его микросоциум строится по классическому для нашего вида принципу – есть мама и папа, они вместе заботятся о ребёнке, то никаких сбоев в формировании либидо не произойдёт. Девочка или мальчик  будут сначала воспринимать только мать, как основной объект импринтинга, но уже к годовалому возрасту отец тоже станет «примером для подражания». Запечатлённые в этом возрасте навыки, конечно же, самим ребёнком никак не осознаются. Они проявятся после полового созревания, когда, в зависимости от состава микросоциума и взаимоотношений внутри него, подросток находит объект влюблённости.

Также к первичному импринтингу следует отнести бытовые навыки – аккуратность, расторопность в выполнении поставленных задач, ответственность, способность к заботе о потомстве и так далее. Как и в случае с остальными аспектами первичных импринтинговых навыков, они могут не проявляться в детстве и юношестве, но обязательно заявят о себе во взрослом возрасте.

3.3. Импринтинг по половому признаку.

По мере взросления, у людей и других высших животных с всесезонным периодом размножения формируется социальное разделение по половому признаку. У тех видов животных, где размножение имеет выраженную сезонность, такое разделение практически не наблюдается.

Например, волки, животные с ярко выраженной сезонностью размножения, вне сезона спаривания совершенно не проявляют разделение по половому признаку – взаимоотношения в стае соблюдают исключительно однолинейную иерархию, где пол животного не имеет никакого значения. Этому также способствует отсутствие полового диморфизма, то есть самцы и самки примерно одного размера и обладают сходными физическими параметрами.

Однако, у домашних кошек, где полового диморфизма также нет, но нет и сезонности в размножении, разделение социума по половому признаку носит совершенно явный характер. Самки предпочитают держаться вместе и охранять потомство от самцов на протяжении всей жизни. Самцы тоже в молодости формируют свой социум, но по мере взросления и конкуренции за территорию и самок, социум распадается на отдельные элементы.

У человека, как вида с прекрасно выраженным половым диморфизмом и отсутствием сезонности в размножении, разделение социума по признаку пола соблюдается неукоснительно. Схожую структуру социума среди одноплодных долгоживущих животных с наличием  полового диморфизма и отсутствием сезонности в размножении можно пронаблюдать у индийских и африканских слонов, а также у человекообразных обезьян.

Социум у этих животных включает две совершенно разные иерархические линейки: мужскую и женскую. Каждая из линеек возглавляется одной особью соответствующего пола. Более подробно мы будем это рассматривать в разделе «Социальное формирование». Сейчас же важно отметить, что следующим этапом в развитии и формировании личности у человека после первичного импринтинга становится импринтинг по половому признаку.

Этот тезис легко пронаблюдать на детских школьных коллективах. В младших классах девочки и мальчики легко и непринуждённо дружат между собой. Но как только проявляются признаки начала полового созревания, ситуация кардинально меняется. Мальчики начинают дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками. Постепенно формируется иерархия по половому признаку, и к окончанию школы внутри детского социума существует две различные иерархические структуры, а также особи обоих полов, к этим структурам по каким-​то причинам не примкнувшие. Таким образом, на примере искусственно созданного социума мы наблюдаем характерное упрощённое формирование социума у людей, как вида.

Почему школьный класс рассматривается как социум искусственный и упрощённый? Потому, что в нём отсутствует ещё одна важнейшая иерархическая составляющая – возрастная. Все дети примерно одного возраста, а взрослые, в лице школьных учителей, представлены в совершенно незначительных количествах по сравнению с естественным социумом у человека.

Примерно обозначив ключевые факторы иерархии в социуме, к которым относятся пол и возраст, можно подробнее рассмотреть вопрос формирования импринтинга по половому признаку у животных и людей.

3.4. Условия формирования импринтинга по половому признаку.

При нормальных условиях, у всех видов высших животных, которым свойственен импринтинг по половому признаку, его возраст наступает с началом полового созревания. Этот тип импринтинга плавно сменяет первичный импринтинг, и формирует сложные поведенческие реакции индивида до окончания взросления.

У людей также хорошо заметен этап смены главного объекта импринтинга. В первую очередь это касается, конечно же, мальчиков. Если микросоциум, в котором растёт мальчик, включает в себя отца или другого взрослого мужчину, то начиная с младшего школьного возраста мальчика, этот взрослый мужчина будет главным «объектом для подражания».

Естественно, так будет происходить только в том случае, если взаимоотношения в этом микросоциуме нормальные, при которых нет ни униженного положения отца относительно матери, ни, наоборот, угрожающего матери поведения отца. При конфликтной и неблагополучной ситуации в семье, продолжающейся к тому же длительное время при взрослении ребёнка, дети обоих полов будут искать объект импринтинга по половому признаку вне микросоциума. Это тоже часть инстинктивного поведения – если в семье постоянный конфликт, то «примером для подражания» она быть не может. Дети из таких семей часто выбирают объектом импринтинга по половому признаку либо отдельно проживающих родственников, либо школьных учителей, либо родителей своих приятелей и так далее.

В нормальной полной семье, мальчик по мере взросления начинает всё больше разделять хобби и увлечения отца. Девочка же, наоборот, начинает отца сторониться, даже если до этого возраста у них были очень хорошие и доверительные отношения. Девочка начинает с удовольствием проводить время в компании мамы и её подруг, увлекаясь общими для них интересами. Мальчик также начинает предпочитать мужское общество, и отдаляется от интересов матери. Такое положение вещей сохраняется до окончания взросления ребёнка.

Подобные формы инстинктивного поведения – отдаление от родителя противоположного пола на период полового созревания индивида – встречаются практически у всех высших животных. Возможно, это стоит рассматривать как профилактику кровосмешения, ведущего к вырождению популяции.

3.5.Основные аспекты запечатления при импринтинге по половому признаку.

Импринтинг по половому признаку формирует важнейший навык у высших животных – навык взаимоотношений с противоположным полом. От того, какие нормы поведения усвоены индивидом в период полового созревания, будет полностью зависеть возможность получения от него потомства.

У людей такое запечатление тоже хорошо прослеживается. Например, в исламской культуре, которая максимально приближена к этологическим нормам импринтинга по половому признаку у человека как вида, мальчики и девочки воспитываются сразу в двух отдельных поведенческих матрицах. Так как нормы ислама предполагают абсолютно разную поведенческую модель для мужчин и женщин, воспитание детей осуществляется в соответствии с этим фактом. При том, что в этой культуре сохраняется традиция больших разновозрастных семей, то зачастую девочку воспитывает мать и другие женщины семьи, на инстинктивном уровне прививая ей навык быть в будущем женой и матерью. В то же время девочка наблюдает поведение отца и других мужчин в семье, запечатлевая допустимые формы поведения для своего мужа. Для мальчика всё происходит точно так же: навык допустимого полового поведения он перенимает от отца и других мужчин, а представление о том, как должна вести себя будущая жена – от матери и взрослых женщин-​родственниц. Наличие объекта импринтинга по половому признаку дополняет и закрепляет навык нормального либидо, полученный в возрасте первичного импринтинга. С этологической точки зрения, именно такой тип взросления является наиболее полноценным для человека, и обеспечивает в дальнейшем наличие у него собственной семьи и детей. Что, собственно, и подтверждает современная статистика рождаемости в исламских странах и народах, исповедующих ислам.

В европейской и русской культуре до начала двадцатого века тоже преобладала такая же модель относительно воспитания детей и подростков. Однако войны и социальные потрясения на евразийском континенте в течение двадцатого века практически полностью уничтожили эту матрицу взросления, что мы и наблюдаем в демографических показателях. Традиционный импринтинг по половому признаку сначала стал малодоступен для мальчиков, из-за того что их отцы, дяди и деды погибали в войнах, но позже коснулся и девочек, так как их матери, тёти и бабушки вынуждены были трудоустраиваться вместо погибших мужчин, а не заниматься воспитанием дочерей.

Но в нашей культуре до сих пор сохранились представления о том, как важен для воспитания ребёнка объект импринтинга по половому признаку. Так мальчика, у которого нет навыка нормального мужского поведения называют «маменькин сынок», а девочку без навыка женского поведения – «пацанка».

3.6. Социальный иерархически-​возрастной импринтинг.

Этот тип импринтинга развивается к окончанию полового созревания и сохраняется у высших животных на всю жизнь. При нормальных условиях, к этому моменту микросоциум (семья) перестаёт оказывать существенное влияние на развитие индивида и он начинает активно встраиваться в макросоциальные взаимоотношения, то есть становиться полноценной частью своей популяции. Усвоенные при помощи первичного импринтинга и импринтинга по половому признаку навыки позволяют определить свою роль в социальной иерархии, и свой тип социального формирования, о котором пойдёт речь в следующем разделе.

Давно было замечено, что детям и подросткам свойственно копировать поведение социально значимых взрослых, пытаясь таким образом повысить свой социальный статус в глазах окружающих. Социальный иерархически-​возрастной импринтинг присутствует в человеческой культуре повсеместно. Максимально точно его отражают такие понятия как «уважение» и «пример для подражания», а также традиция ставить памятники выдающимся личностям. Даже смысл слова «традиция» с этологической точки зрения является закреплённым в поколениях социальным возрастным импринтингом, который можно сформулировать как «так делали до меня люди с высоким социальным статусом, и если я буду делать так же, то высокий социальный статус будет и у меня». Но так как мы по-​прежнему говорим о бессознательном, инстинктивном поведении, то, конечно же, суть этих явлений мы сами себе никак не формулируем.

В современном человеческом обществе возраст начала социального формирования соответствует старшим классам школы и продолжается до окончания периода получения профессионального образования. К этому моменту разделившиеся по половому признаку несколько лет назад подростки вновь начинают взаимодействие между собой. Полностью сформированные «мужская» и «женская» иерархические структуры начинают строить общую для них социальную иерархию.

Как уже говорилось выше, школьные и студенческие коллективы являются социумами искусственными, так как в них отсутствует дифференциация по возрастному признаку. В естественных условиях, например, до внедрения всеобщего образования, такие формы социума были невозможны. Дети и подростки, разделившись по половому признаку, всегда оказывались частью общей иерархии своего пола, где ведущую роль играли особы старшего возраста. В современных учебных заведениях такая роль отводится учителю или преподавателю.

Но так как вопрос трудоустройства педагога решается без учёта этологических реалий, то учителями и преподавателями часто становятся индивиды, которые при естественном ходе событий не могли бы иметь значимого социального статуса. Этот факт сильнейшим образом сказывается как на качестве полученного образования, так и на формировании навыка социального иерархически-​возрастного импринтинга. Мы все можем вспомнить, что если учитель по какому-​либо школьному предмету не нравился (не являлся приемлемым объектом импринтинга), то и этот школьный предмет интереса не вызывал. Именно так и срабатывает навык иерархически-​возрастного импринтинга. Подростки инстинктивно определяют социальный статус взрослого, и если он не соответствует их критериям как объекта импринтинга, то и все сведения, которые они могут получить от этого взрослого, не имеют для них ценности.

Таким образом, нередко оказывается так, что искусственно созданный подростковый социум не имеет объекта импринтинга среди взрослых. Тогда объектами импринтинга становятся лидеры иерархий по половому признаку, что крайне негативно сказывается на взаимоотношениях внутри этого социума и социальном формировании всех его участников. Подростки, оказавшиеся в роли «взрослых» для своих же ровесников, не в состоянии справиться с этой ответственностью, ввиду отсутствия необходимого жизненного опыта и отсутствия «примера для подражания» среди взрослых. Зачастую подобная сложившаяся ситуация приводит к тому, что подростки-​лидеры начинают демонстрировать деструктивное поведение, а так как они являются объектами импринтинга, то весь остальной коллектив это поведение копирует.

3.7.Основные аспекты запечатления при иерархически-​возрастном импринтинге.

Социальный иерархически-​возрастной импринтинг формирует самые сложные формы поведения у высших животных – социальное взаимодействие внутри популяции. При помощи этого типа импринтинга индивид обучается допустимому поведению в макросоциуме относительно всех его участников.

У людей к таким формам поведения относятся: манера говорить и одеваться; музыкальные и литературные вкусы; предпочтения в выборе досуга, хобби, увлечений и так далее.

Когда мы слышим что-​нибудь вроде «мальчик из интеллигентной семьи» – это этологически в корне неверно. Семья могла быть любая. Интеллигентной была среда, в которой этот мальчик оказался в подростковом возрасте. Куда точнее отражает важность иерархически-​возрастного импринтинга выражение «был из приличной семьи, потом связался с плохой компанией и покатился».

Под «плохой компанией» обычно подразумевается подростковый социум, для которого не нашлось подходящего объекта импринтинга среди взрослых, и этот социум управляется подростком-​лидером.

В роли подростков-​лидеров всегда оказываются сангвиники или холерики,  и здесь нам нужно снова вернуться к типам нервной деятельности и их взаимосвязи с импринтинговым поведением.

3.8. Типы нервной деятельности и возрастная способность к импринтингу.

Как уже говорилось выше, импринтинг свойственен абсолютно всем детёнышам высших животных вне зависимости от типа нервной деятельности. Но возрастная способность к импринтингу у сильных и слабых типов нервной деятельности значительно разнится.

На представленном графике видно, что быстрее всего теряют способность к импринтинговому поведению сангвиники. Как самый сильный тип нервной деятельности, они раньше других завершают половое созревание и взросление в целом. Конечно же, многое зависит от наследственности и состояния здоровья конкретного индивида, но такая закономерность легко прослеживается у всех видов высших животных. К тому же, так как сангвиник склонен к изобретательности и лидерству, он с наибольшей вероятностью занимает ведущую позицию в подростковом социуме. Только в том случае, если имеющиеся в этом социуме сангвиники сильно уступают по физическим или интеллектуальным показателям холерику из этого же социума, лидерство в социуме достаётся ему.

Холерики дольше сохраняют способность к импринтингу. Они наиболее склонны повторять манеру поведения социально значимых для них личностей. Когда подростковый социум возглавляет холерик, то здесь имеет решающее значение, кого именно он выбрал для себя в качестве объекта импринтинга. Если объект импринтинга демонстрирует конструктивные и позитивные примеры поведения (например, школьный учитель), то социум, возглавляемый холериком, будет также следовать этому поведению. Но если объект импринтинга ведёт себя деструктивно и аморально (например, живущий неподалёку уголовник-​рецидивист), то подростковый социум под управлением холерика превратится в молодёжную банду.
Однако, по завершению взросления, холерики теряют способность к импринтинговому поведению, и используют только накопленный ранее опыт. Так как новым формам поведения взрослые холерики обучиться уже не способны, то в преклонном возрасте именно о них говорят «человек старой закалки».

Слабые типы нервной деятельности – флегматик и меланхолик – имеют наибольшую склонность к импринтинговому поведению в течение всей жизни. Их поведение практически полностью копирует поведение объекта импринтинга, кроме реакции на раздражитель, разумеется. Когда объект импринтинга по каким-​то причинам сменился, то через некоторое время меняется и поведение флегматика или меланхолика. Только о слабых типах нервной деятельности можно услышать что-​то вроде «с тех пор, как он женился, его стало просто не узнать – совсем другим человеком стал!». Также флегматики и меланхолики не становятся объектами импринтинга ни для кого, кроме собственных детей в период первичного импринтинга и иногда импринтинга по половому признаку.

Импринтинг, а особенно первичный импринтинг, заметно влияет на поведение индивида в любом возрасте. Например, сангвиник, у которого оба родителя флегматики, будет демонстрировать более замедленные реакции на разные типы раздражителей, чем другие сангвиники, у которых родители более сильных типов нервной деятельности. Это же верно и наоборот: флегматик, к примеру, у которого родители сангвиник и холерик, может проявлять несвойственные этому типу нервной деятельности карьеризм и агрессивные реакции в социуме. Но так как это всего лишь следствие первичного импринтинга, то находясь на руководящей должности, с которой легко бы справились сангвиник или холерик, флегматик будет испытывать постоянный стресс, который неизбежно подорвёт его здоровье.

Такие примеры можно приводить бесконечно. При этом важно понимать, что зная объекты первичного импринтинга, импринтинга по половому признаку и объекты иерархически-​возрастного импринтинга у индивида, а также их типы нервной деятельности и характерное поведение, можно с точностью описать всё дальнейшее поведение этого индивида в течение жизни.

Выводы из раздела 3.

  • Имринтинг является основной формой обучения навыкам у высших животных.
  • Повторение родительских форм поведения позволяет ребёнку адаптироваться для взаимодействия с социумом.
  • Повторение форм поведения своего пола учит нормам взаимодействия с противоположным полом.
  • В подростковом возрасте объект импринтинга имеет решающее влияние на формирование личности.
  • Все типы нервной деятельности имеют разную способность к импринтинговому поведению.

Любые взаимодействия в любом социуме происходят в зависимости от типов нервной деятельности участников этого социума, и проявляют их ранее накопленный при помощи импринтинга опыт. Но социум у высших животных также строится по определённым этологическим законам, которые мы и рассмотрим в заключительном разделе.

4. Социальное формирование.

Социум в этологии носит название «макросоциум» и отделяется от «микросоциума» –  семьи. Для части видов эти понятия совпадают, для других же значительно разнятся. Структура социума у всех видов высших животных, птиц и рыб одинакова. На её межвидовые отличия существенно влияет только один фактор – кормовая база. В зависимости от того, сколько территории требуется для нормального питания одной взрослой особи, формируются социум большего или меньшего размера, характерного для этого вида. Также влияет фактор наличия или отсутствия полового диморфизма и сезонности в размножении.

Например, прайд у львов. Его размеры и половозрастной состав участников напрямую связан с тем, что самки почти вдвое мельче самцов, и, следовательно, потребляют меньше пищи. Зато самец, имея большую физическую силу и выносливость, может охотиться на более крупную дичь, мяса которой хватит для питания всего прайда на несколько дней. Однако самец льва имеет ярко выраженный характерный запах, который отпугивает крупных травоядных от места обитания прайда. Для успешной охоты на крупную дичь самцу приходится уходить на довольно большие расстояния от своего жилища. Самки и детёныши во время его отсутствия довольствуются мелкой дичью, которая позволяет выжить до возвращения самца с добычей, но не покрывает потребность в корме полностью.

Таким образом, размер прайда у львов будет зависеть от количества крупной дичи на расстоянии доступном для охоты самца льва, и обилия мелкой добычи в месте обитания прайда. Как видно из вышесказанного, более крупные формы социума у львов, чем прайд, невозможны из-за типа питания вида. Конечно, в зоопарках, национальных парках и заповедниках, где львам обеспечивают питание искусственно, прайды укрупняются, может меняться нормальный состав участников, а также усилиться внутривидовая конкуренция. Но все эти изменения связаны только с антропогенным фактором, то есть вмешательством человека в естественный ход событий.

Интересен также в связи с типом питания такой вид высших животных, как росомаха. Из-за ускоренного метаболизма росомахам необходимо потреблять огромное количество высококалорийной белковой пищи в сутки. Эта необходимость диктует условие наличия крупного личного «охотничьего угодья» для каждой взрослой особи, которое она способна обойти за сутки в поисках добычи. Ввиду этой особенности питания, и отсутствия выраженного полового диморфизма, у росомах не формируются даже длительные микросоциальные отношения, не говоря уж о макросоциальных. Взрослые особи встречаются друг с другом на короткое время в период размножения, а щенки покидают мать, как только могут самостоятельно обеспечить себе полноценное питание.

Рассмотрим также макросоциум у диких лошадей, например, зебр. Размер табуна будет напрямую зависеть от доступной кормовой базы на расстоянии дневного перехода этого табуна. Так как у зебр нет выраженного полового диморфизма, то роли между полами в табуне распределены практически равномерно. Возглавляет табун жеребец, но его «первый заместитель» – старшая кобыла, которая берёт многие функции управления на себя. При необходимости защиты от хищников в этом также участвуют взрослые особи обоих полов. На период дождей и активной вегетации растений, когда кормовая база увеличивается, табуны объединяются в крупные стада и выстраивают между собой иерархические взаимоотношения по стандартным для всех видов высших животных принципам.

Для людей до относительно недавнего времени тоже с

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх