"Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты".
При слове «Золушка» я часто вспоминаю
Прекрасный образ, созданный Жеймо.
Во мне улыбку только вызывает
Послевоенное волшебное кино.
И хоть она сегодня в ярком цвете,
Она была и в чёрном хороша.
Подумать только, семь десятилетий
С экрана светит добрая душа!
Чем сказка кончится, давно известно,
Но у неё есть чудный феномен:
Она, как будто возвращает в детство,
В свой ненадолго забирая плен.
Конечно, принцев жутко не хватает,
Но жизнь хранит свой маленький секрет:
Любовь мужчину в принца превращает,
Когда для женщины его милее нет,
Когда мечты о нём и мысли тоже,
И нет любимей имени его,
И хочется душою быть похожей
На милый образ, созданный Жеймо!
Тогда, в послевоенном, голодном Ленинграде, сама идея создания фильма сказки была если не крамольной, то, по крайней мере фантастической. Несмотря на наступившую весну, на Ленфильме было достаточно холодно. По замыслу авторов, фильм «Золушка» должен был быть снят только на цветную пленку. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного художника Николая Акимова. Однако, из-за очень ограниченного бюджета пришлось снимать на трофейную немецкую черно-белую пленку.
Инициатором экранизации сказки о Золушке стал театральный художник и режиссер из Ленинграда Николай Павлович Акимов. К реализации своего замысла Акимов приступил почти сразу же после окончания Великой Отечественной войны в сотрудничестве с известным драматургом Евгением Шварцем и режиссером Надеждой Кошеверовой. Сам же Акимов был не только генератором идей и движущей силой проекта, но и принял в нем участие как автор костюмов и декораций.
Стоит отметить, что ленинградская съемочная группа выглядела в глазах властей более чем сомнительно, и в другой ситуации этим людям просто бы не позволили работать вместе.
Второй режиссер Михаил Шапиро был женат на родственнице Троцкого.
Композитор Антонио Спадовеккиа по национальности был итальянец.
Фаина Раневская была подругой опальной поэтессы Анны Ахматовой.
Алексей Консовский (Принц) происходил из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат.
Василий Меркурьев был женат на дочери «чуждого советским гражданам» режиссера Мейерхольда.
Евгений Шварц дружил с репрессированными поэтами ОБЭРИУ Николаем Заболоцким и Николаем Олейниковым.
Помимо всего прочего, Янина Жеймо – полька, которую недолюбливал Сталин, считавший, что миниатюрной женщине не место в советском кинематографе, где должны блистать такие, как Любовь Орлова, чей образ создавался по типу рослых дебелых немецких актрис, «белокурых бестий».
В своих воспоминаниях Надежда Кошеверова, правда, высказала свою версию того, как началась работа над картиной: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…» Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо».
Как бы то ни было, Евгений Шварц в самом деле увлекся идеей создания киноверсии известной сказки и за очень короткий срок написал первый вариант сценария — 15 мая 1946 года Кошеверова держала в руках рукопись "Золушки". В конце месяца состоялся худсовет по поводу запуска фильма в производство, на котором сценарий получил самые лестные отзывы, и уже летом 1946 года начались съемки картины.
Сначала в Риге и ее окрестностях были отсняты натурные эпизоды, а затем в ленфильмовских павильонах снимали сцены в интерьерах. Специально для комбинированных съемок Николаем Акимовым были изготовлены великолепные макеты дворца и окружающего его парка.
Однако работа продвигалась не совсем гладко – в помощь Кошеверовой был назначен второй режиссер, Михаил Шапиро, а художественное руководство съемочного процесса было поручено Григорию Михайловичу Козинцеву. Такое «многоначалие» никак не способствовало ни творческой атмосфере, ни продуктивности – порой режиссеры половину съемочного дня дискутировали по поводу того или иного эпизода. Осенью на очередном худсовете Шварц уговорил руководство студии "Ленфильм" предоставить создателям ленты свободу действий. Воодушевленная отсутствием «опекунов» Кошеверова продолжила съемки и успешно завершила их к зиме.
Среди претендентов на роль короля были известные артисты Юрий Толубеев и Константин Адашевский.
Редкий кадр из архива Госфильмофонда РФ - вот такая Мачеха и такая Золушка могли быть в сказке вместо Раневской и Жеймо.
Кинопроб было много, в данном случае на фото - актрисы Надежда Нурм и Мария Мазун - одна из первых претенденток на роль сказочной замарашки.
И если с кандидатурой Раневской разногласий не возникало, то борьба за роль главной героини шла серьезная. Юная балерина Ленинградского Малого оперного театра Мария Мазун была почти утверждена, костюмеры по приказу свыше даже начали перешивать на нее наряды Золушки втайне от Жеймо. Но режиссер картины Надежда Кошеверова отстояла свою любимицу - Жеймо победила! Ее дочери в то время самой было шестнадцать.
Янине Жеймо – Золушке – в начале съемок было 38 лет и она оказалась старше обеих своих экранных сестер. Чтобы возраст актрисы был менее заметен, сцены с ее участием снимались только в вечернее время, когда ее лицо находилось «в лучшей форме».
«Легкость и изящество, с которыми провела роль Жеймо, меня восхищают», — рассказывал об актрисе Эраст Гарин. – «Вспомните сцены на дворцовой лестнице, на балу, где непосредственность ее деловой и детской интонации так естественна и наивна!.. Жеймо великая труженица. Она все умеет. Надо танцевать — она добьется виртуозности в танце, надо петь — она будет петь, как наверняка пела Золушка: музыкально, легко».
Алексею Консовскому, сыгравшему Принца во время работы над фильмом было 35 лет, а снявшемуся в роли отца главной героини Василию Меркурьеву – 43 года.
Все павильонные съемки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были практически полностью разбомблены или сожжены. Для съёмок бала во дворце участники съёмочной группы несли из дома пережившие блокаду и не пошедшие на растопку и обогрев квартир старинные вещи. Кресла и вовсе были трофейными, привезёнными из Германии... Съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе, остальное позаимствовали в Мариинском. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья для них пошили из занавесок и тюля. Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор. Но самое сложное, не из чего было создавать костюм самой Золушки и костюм Феи-крестной. Удивительный факт, что после съемок фильма "Весна", Раневская привезла из Праги обрезки шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из этих обрезков и удалось собрать уникальное платье Золушки, а из элементов бра, вышел волшебный головной убор Феи-крестной.
«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
Для массовки в феерической сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская армия в 45-м. Тяжелая парча и нежный панбархат целый год до начала съемок пропылились на складе. Под Ригой, где проходили натурные уличные съемки, из одного разрушенного тевтонского замка привезли настоящее рыцарское оружие.
В фильме, как и в классической версии сказки, одним из главных атрибутов Золушки, помимо кареты из тыквы, а также мышей, превращенных в упряжку лошадей, является хрустальная туфелька. Именно она становится связующим звеном для влюбленной пары.
Обувь для Янины Жеймо пришлось изготавливать из оргстекла – у артистки был 31-й размер. Ни ходить, ни танцевать в таких туфлях артистка не могла. Хрустальные туфельки 31-го размера костюмеры «Ленфильма» делали на заказ. Это была поистине ювелирная работа. Правда, Жеймо в них не ходила и не танцевала. Сделать в них даже пару шагов было невозможно. Башмачки из оргстекла реквизиторы разрешали только примерить, войти в них в кадр и тут же снять.
В итоге пару прозрачной обуви использовали в «Золушке» только как реквизит. Жеймо лишь пару раз вошла в них в кадр.
Настоящим украшением киноленты стало появление на экране неподражаемой Фаины Раневской. Актрисе, впоследствии ставшей народной артисткой СССР, досталась роль мачехи главной героини.
Она превосходно исполнила свой образ. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской. Героиня, в сказке о Золушке взывающая ненависть читателей, в советской киноленте порой приводит в восхищение и восторг даже юных зрителей.
Раневская, которая в ту пору не была избалована приглашениями к съемкам, трепетно отнеслась к своему образу и сильно похудела. Она безжалостно обращалась со своим лицом, которое гримировала при помощи лака. За щеки же она запихивала комочки ваты. На просьбы не мучить себя гримом она раздраженно отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
Кстати, там же с Фаиной Раневской (Мачеха) произошел казус – она потеряла свой любимый дорогой перстень.
– Все ищите мое кольцо! – кричала актриса. – Оно одно стоит дороже, чем весь ваш фильм!
Киногруппа в поисках драгоценности ползала по земле, просеивая сквозь пальцы траву и пыль. Пока кольцо не нашли, Раневская отказывалась выходить на съемочную площадку. Когда же пропажа нашлась, актриса милостиво продолжила сниматься.
Евгений Шварц, который всегда строго следил за точностью своего текста, лишь Раневской разрешал импровизацию на съемках. Например, фраза: «Я бегаю, хлопочу, добываю и добиваюсь, очаровываю…» была придумана Фаиной Георгиевной прямо на съемках.
«Там была еще такая сцена, – пишет Раневская в своих дневниках, – я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»
В течение многих лет, когда Фаину Георгиевну хвалили за женскую роль в фильме "Золушка", она с несвойственным ей смущением говорила: "Лучше меня в этом фильме сыграла Янина Жеймо". Играя Мачеху, Раневская в съемочном коллективе "Золушки", как, впрочем, всегда и везде, стала душой компании. Из рассказа Леонида Ривмана, работника киностудии "Ленфильм": "Фаина Георгиевна была на самом деле не мачехой, а всеобщей мамой. Всех подкармливала, таскала какие-то бутербродики, конфетки. Раневская подбадривала всех участников съемок "Золушки" не только пищей физической, но и духовной. Сколько замечательных шуток при этом исходило от нее!"
Глава государства в исполнении Эраста Гарина пришелся не по душе киночиновникам. Артист вспоминал, как его вызвал к себе директор киностудии «Ленфильм» и недовольно заявил: «Вы играете не настоящего короля! В жизни таких не бывает!»
«Но так как «Золушка» к тому времени была снята на восемьдесят процентов, усилия руководства, направленные на превращение ее в шишкинское «Утро в сосновом лесу», не дали результатов. Картина вышла на экран и даже доставила некоторую радость не только детям», – пишет в воспоминаниях Гарин. Роль Короля в фильме "Золушка" Эраст Гарин считал одной из лучших своих ролей.
Изменила цензура текст, который произносит в кадре мальчик-паж. В пьесе Шварца Паж говорит: «Я не волшебник, я только учусь! Но любовь помогает нам делать настоящие чудеса!» Цензоры попросили, чтобы слово «любовь» поменяли на слово «дружба».
Очень занимательная история произошла с Игорем Клименковым мальчиком-пажем.
Однажды, когда он сидел и читал «Человека-амфибию», к нему подошел какой-то человек и начал что-то говорить. Игорь настолько был увлечен книгой, что не мог ничего понять. Тогда мужчина написал что-то на листке бумаги и засунул записку в карман курточки Игоря.
Записка оказалась не чем иным, как приглашением на пробы на роль мальчика-пажа в фильме «Золушка».
Спустя две недели матушка, собираясь стирать куртку, нашла в кармане эту записку, а отец буквально за шиворот притащил его на студию. У него же были дела поинтереснее — чтение и рисование. И он ужасно не хотел сниматься в кино.
За полгода на роль мальчика-пажа пробовались 25 тысяч (!) мальчишек, но роль досталась Игорю. "Меня любили все, — вспоминал Игорь — когда приходила Раневская, всегда с решительным видом, все сразу же настораживались, зная, что разноса от Фаины Георгиевны можно ожидать в любой момент. Она умела поставить всех на место и навести порядок. «Так, — говорила она мне, — ты, конечно, голодный, иди сюда». Она сажала меня к себе на колени и кормила бутербродами. «Не кормят же ребенка», — ворчала Раневская. На момент съёмок Игорю было 12 лет. Все помнят его вот таким вот улыбчивым, добрым мальчиком, какой смотрит на нас с фотографии. "Юный волшебник" впоследствии создал свой кукольный театр марионеток в Крыму.
Алексей Консовский стал самым лучшим принцем на экране,в которого были влюблены почти все девушки Советского Союза, а ведь ему на момент съёмок было 35 лет. До "Золушки" у него были несколько иные амплуа, (Консовский часто играл простых деревенских пареньков). Принц-мальчик, легкий и пластичный. Восседая на подобающем ему месте, он незаметно пускает в придворных бумажные птички и дрыгает ногами от удовольствия произведенным эффектом.
Игравший родного отца Золушки Василий Меркурьев всего на пять лет старше Жеймо. Невозможно представить себе советское кино 40-50-х годов без этого актера.
Сегодня «Золушка» — это уже классика кино. А тогда, в конце 40-х... Фильм-сказка сразу стал хитом советского кинематографа. После премьеры, состоявшейся через неделю после общественного показа, картина вырвалась в лидеры проката. В общей сложности «Золушку» посмотрели порядка 18 миллионов человек.
Фильм «Золушка» чиновники Министерства кинематографии оценили как слабый и вредный. В газете «Правда» — органе ЦК КПСС — была опубликована статья, в которой прямо говорилось: «Золушка» — большая идеологическая ошибка.
«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Нежную и добрую Золушку сравнивали с волшебным эльфом. «Мы знали её или считали, что знали, — писал о Жеймо болгарский журнал, — и всё же мы открываем много нового в ней… Это именно она, Золушка из наших детских сновидений». Для российского зрителя Золушка – это, прежде всего, крохотная Янина Жеймо с широко распахнутыми глазами, которая, однажды поразив с экрана детскую душу, поселяется в ней уже навсегда. Если бы крохотная блондинка Янина Жеймо сыграла даже в одной-единственной картине «Золушка», она всё равно бы навсегда вошла в историю.
За много лет, архивная копия фильма изрядно пострадала, и несколько раз подвергалась полной реставрации. В 1967 году фильм Золушка был восстановлен силами специалистов студии "Мосфильм" и в 1981 году на киностудии имени М. Горького. В 2009 году картина была повторно реставрирована с применением новейших компьютерных технологий, и по заказу Первого канала была выпущена цветная версия фильма. В 2009 году на студии «Ленфильм» и американской студии «Legends Film» (Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше миллиона долларов) фильм прошёл полную реставрацию изображения и звука, наконец стал цветным! Отдельным пунктом для колористов был вопрос о том, какого цвета были глаза главной героини сказки. По словам дочери Янины Жеймо, Янины-младшей, оттенок цвета глаз ее матери зависел от освещения и даже от цвета платья, в которое была одета актриса, и менялся от зеленоватого до насыщенного синего. Поэтому глаза Золушки стали голубыми.
Премьера цветной сказки состоялась 1 января 2010 года. Но самая первая премьера фильма состоялась 24 апреля 1947 года.
Для исполнительницы главной роли Янины Жеймо "Золушка" стала одной из последних работ в кино.
МУЗЫКА И ПЕСНИ ФИЛЬМА "ЗОЛУШКА"
Все песни Золушки исполнила певица из Ленинградской государственной эстрады, Любовь Чернина. Саундтрек выпускался на грампластинках ленинградским, апрелевским и другими заводами, а с 1964 года песни из фильма выпускались на пластинках фирмой ВСГ «Мелодия».
Автор, создавший великолепную музыку к песням фильма Антонио Спадавеккиа — советский композитор итальянского происхождения.
Автор стихов к песням Золушки и принца - сценарист Евгений Шварц.
Певец, исполнявший песню принца Юрий Хочинский, прожил очень короткую жизнь, всего 23 года.
Дразнят Золушкой меня
Оттого что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь
И всегда в золе я....
Оттого, что я добра
Надрываюсь я с утра до глубокий ночи
Bсякий может приказать
А спасибо мне сказать
Ни один не хочет
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже
Но неужто никогда
Не уйти мне никуда
От золы и сажи?
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Жил на свете добрый жук,
Старый общий друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг.
Я не знаю, что со мною,
Только-только полюбя,
Вдруг рассталась я с тобою,
Отказалась от тебя.
Вдруг рассталась я с тобою,
Отказалась от тебя.
Шаг один, одно движенье,
И обратно нет пути,
Счастье скрылось, как виденье,
Горе встало впереди.
Счастье скрылось, как виденье,
Горе встало впереди.
Я не знаю, что со мною,
Только вижу, вижу я,
Что своею добротою
Погубила я себя.
Что своею добротою
Погубила я себя.
Вы как сон или виденье,
Вдруг неловко прикоснусь,
Вдруг забудусь на мгновенье,
И в отчаянье проснусь.
Вдруг забудусь на мгновенье,
И в отчаянье проснусь.
Ни словами, ни слезами
Вас не трону, ангел мой,
Но надеюсь - сами, сами
Вы поймете, что со мной.
Но надеюсь - сами, сами
Вы поймете, что со мной.
Сказочный, такой волшебный,
Фильм из детства моего,
Будет монолог хвалебный
Милой Золушке - Жеймо...
Ангел ты - добрее нету,
Ты мечта всей детворы,
Так хотелось нам в карету...,
А не в мрачные дворы...
Если "ЗОЛУШКА" с утра,
В пятый иль в десятый раз,
"Валит валом" - детвора,
Вновь... - на утренний сеанс...
Помним каждое мгновенье
Этой сказочной картины,
Пережитые волненья,
Нежный лик Жеймо Янины...
Мы романтики оттуда,
С этих сказочных времён,
Каждый раз мы ждали чуда,
Без фанфар и без знамён.
Может встать, как в сказке, в круг -
И мечта опять вернётся,
И вернётся...- ДОБРЫЙ ЖУК,
Как в той песенке поётся...
ЗОЛУШКА (1947) ЦВЕТНАЯ полная версия
Свежие комментарии