На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 218 подписчиков

Свежие комментарии

  • radiofree
    Как говорил в своё время тов.Сталин:"Незаменимых людей не бывает."Арест Тимура Иван...
  • vladstamp
    А чё сидим? Кого ждём?Олег Барабанов: Р...
  • Сергей Дмитриев
    ...Надо перевести на английский и японский языки стихотворение "В эпицентре взрыва" советского поэта Матусовского и р...Василий Небензя -...

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода,
Скверныя плясавицы исполняшеся сложения слятвы:
Предтечева глава отсекшися,
Яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка,
Непреподобна деяния
И убийства исполнена!..

Пляса ученица вселукаваго диавола
И главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси,
Но не о добре клялся:
Лучше бе солгавшу жизнь получити,
Неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша,
Достойно чтуще, ублажаем.

Из стихир на «Господи, воззвах…» на Всенощной
Усекновения главы Иоанна Предтечи
 

После совершения Крещения Христа Иоанн Предтеча
продолжал свою проповедническую деятельность. Бесстрашие, с которым он обличал власть имущих, не могло не привести к трагическим для него последствиям – правдивого слова тогда боялись, как и во все времена, а с обличителями расправа была, как и всегда, короткой и беспощадной. На этот раз Иоанн посягнул в своих обличениях на личную жизнь самого царя.
В то время, в 32 году по Рождестве Христовом, Иудея была разделена римлянами на четыре области – для большей легкости управления. Во главе каждой области стоял царек – марионетка римского режима. Одной из таких областей, Галилеей, управлял Ирод Антипа.
Царь был женат на дочери аравийского царя Арефы, но оставил ее и стал в открытую сожительствовать с женой своего брата, Иродиадой.

Властолюбивая красавица полностью подчинила себе
слабовольного царя и была фактической правительницей
Галилеи, той самой «шеей, которая вертит головой».

Иоанн, справедливо полагая, что царь должен быть образцом для подданных и в личной жизни,
неоднократно обличал Ирода
в безнравственном сожительстве. Ирод злился, но терпел –
все-таки Иоанн уже успел завоевать любовь и почитание народа
как мудрый пророк, а царь побаивался народного гнева.
Однако Иродиада терпеть наглого оборванца (таким ей
представлялся пророк), оскорблявшего ее, не собиралась.
Непрестанно наущала она своего мужа против Иоанна. В конце
концов, чтобы избавиться от занудных уговоров жены и чтобы
все-таки не причинять особого вреда Иоанну, которого он
невольно уважал, Ирод заключил Иоанна в темницу и
потихоньку приказал тюремщикам обращаться с ним получше.
Так Ирод думал, что и волки будут сыты, и овцы целы.

Но не тут-то было! Иродиада не собиралась оставлять
Иоанна в живых. Долго думала она, как погубить ей пророка,
и вот уловила выгодный момент.

У Иродиады была дочь Саломея – молодая девица. Саломея была не только удивительно хороша собой, но славилась как необыкновенно искусная плясунья. Говорили, что никто не был
в силах устоять перед очарованием ее танца. Ирод сам очень
любил, когда Саломея радовала его своим искусством. Иродиада решила воспользоваться этой слабостью царя.
Наступил день рождения Ирода, и Иродиада приказала Саломее не просто сплясать перед царем, а превзойти самое себя. «Царь наверняка захочет наградить тебя за танец, -
сказала Иродиада, - но ты, прежде чем просить награду, посоветуйся со мной».

Ирод устроил богатый пир. Гости ели, пили, веселились, говорили здравицы в честь царя, но втайне все с нетерпением ожидали обещанного танца Саломеи. И вот красавица-плясунья появилась…

История не сохранила подробностей ее танца, известно лишь,
что он был восхитителен. Замолкли последние аккорды музыки,
затих шорох легких босых ног по ковру, а гости сидели,
зачарованные, не в силах вымолвить ни слова.
«Проси, что хочешь! - наконец воскликнул очнувшийся Ирод. –
Клянусь своим царским словом - исполню все, что ты ни пожелаешь!».
«Я спрошу у матери», - скромно ответила Саломея. Затем подошла
к Иродиаде, и та что-то прошептала дочери на ухо.

Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала:
"хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна
Крестителя".
Все застыли в ужасе – никто такого не ожидал, и прежде всего – сам Ирод. Вмиг праздничный хмель слетел с него – что было ему делать? Он совершенно не хотел казнить Иоанна, но и нарушить царское слово, данное перед всеми, не представлялось ему возможным. Долго царь пребывал в печальном недоумении, наконец, боязнь опозориться перед гостями все-таки взяла верх. Он вздохнул и приказал исполнить требование Саломеи
.

Дальше все происходило быстро. Из темницы привели Иоанна.
Он знал, куда его ведут, но был совершенно спокоен и сам склонил голову под меч. Все было кончено. Саломея со своим страшным трофеем на блюде подошла к матери и протянула блюдо ей…

Внезапно глаза головы открылись, и, глядя на царицу, она
произнесла: «Нечестивая блудница, ты отяготила свою совесть еще и убийством. Покайся!». Все пришли в ужас, а Иродиада, выхватив из прически золотую шпильку, стала яростно тыкать ею в щеки и язык головы Иоанна. Голову быстро унесли в покои царицы.

Но вечером, когда Иродиада, упиваясь своим торжеством, сидела и смотрела на голову поверженного врага, та вновь стала обличать ее. Тогда Иродиада схватила голову и выбросила ее в выгребную яму. «Там тебе и место, там ты замолчишь наконец», - подумала царица.
У царского домоправителя Хузы была супруга Иоанна,
почитательница Предтечи. Она видела, как царица выбрасывала голову, и когда та удалилась, достала голову Предтечи из нечистого места, бережно омыла ее, умастила погребальными ароматами, положила в сосуд и с молитвой погребла на Елеонской горе, в одном из царских поместий.
Тело же Предтечи отдали его ученикам, и те совершили достойное погребение.
Убийство пророка не прошло безнаказанным для семейства Ирода. Случилось так, что ближайшей зимой наступили сильные холода, и река Сикорикс, текшая вблизи царского
дворца, покрылась льдом. Саломея захотела прогуляться по льду – это ей было в новинку. Когда она отошла уже довольно далеко от берега, лед под ней внезапно подломился, и Саломея оказалась в ледяной воде, лишь голова ее виднелась надо льдом. Острые края льдин сжимались вокруг ее шеи, и ноги царевны судорожно дергались в воде, как бы отплясывая последний, смертный танец. Наконец, льдины сдвинулись, и отрезанная голова Саломеи покатилась по ним. Тело же ее унесло течением, его так и не нашли, а голову принесли Иродиаде, как когда-то принесли ей голову Крестителя…
Отец законной жены Ирода, царь Арефа, решил отомстить зятю за бесчестие своей дочери-царицы, которую Ирод оставил ради Иродиады, и напал на Галилею. Войска Ирода потерпели поражение. Видя такое бессилие своего ставленника, римский император Гай Юлий Цезарь Калигула лишил Ирода престола и сослал вместе с Иродиадой в Галлию, а затем – в Испанию. Там, во время землетрясения, эта преступная чета была поглощена
разверзшейся землей.
О мученической кончине Иоанна Крестителя повествуют
Евангелисты Матфей и Марк.
История эта заставляет задуматься о многом.
Тут и порицание шумных празднеств с пьяным, безудержным
веселием, когда человек, разгоряченный вином, плохо контролирует свои поступки, перестает быть хозяином себе и своему слову, а слово – не воробей! Тут и мысль о том, что все мы можем невольно оказаться предателями по отношению к невинному человеку, побоявшись повредить себе во мнении окружающих, как побоялся когда-то этого Ирод. И – что такое мнение окружающих, клятва, слово, данное сгоряча? имеет ли все это ценность по сравнению с ценностью жизни человеческой? Стоит ли вообще клясться? «Не клянитесь», - позже скажет Иисус. И много других раздумий вызывает это скорбное евангельское повествование.

Прошло много лет, и уже в христианские времена земля, где упокоилась святая глава Иоанна Предтечи, перешла в собственность некоему Иннокентию, благочестивому вельможе.
Тот решил построить в своем поместье церковь, и при рытье
фундамента был обретен сосуд со святой главой. Она сохранилась нетленной, и при ее обретении совершились различные чудеса и исцеления. Но, боясь поруганий от иноверцев, Иннокентий вновь скрыл главу в том, же месте.

Уже в правление Константина Великого два инока направились
в паломничество в Иерусалим. Когда они заночевали в пути, им обоим во сне явился Иоанн Предтеча и указал место нахождения своей честной главы. Этот сон повторился еще раз. Иноки пошли на указанное место и обрели там главу пророка. Они положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и направились домой. Но нести главу было им лень, они встретили по дороге незнакомого человека (он был горшечником) и заставили его нести ношу. Горшечник плелся позади монахов, таща мешок с главой на спине. Вдруг перед ним предстал сам пророк Предтеча и сказал: «Беги от этих нерадивых людей и сохрани святыню у себя». Горшечник так и сделал.

В его семье честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ее не похитил священник-арианин Евстафий. Хвастаясь имевшейся у него святыней, он многих привлек в арианскую ересь. Когда же арианство стало терять свою популярность, Евстафий закопал главу в пещере близ города Емессы, а сам бежал, надеясь при более благоприятных временах забрать святыню. Но в пещере поселились благочестивые иноки, и вскоре возник монастырь.

В 452 году архимандриту этого монастыря Маркеллу явился
Иоанн Предтеча и указал место захоронения своей главы.
Святыню торжественно перенесли в Емессу, а затем – в
Константинополь. Церковь празднует первое и второе Обретение главы Иоанна Крестителя 8 марта по новому стилю.

В 850 году в Константинополе возникли волнения, связанные
со ссылкой Иоанна Златоуста. Священную главу увезли снова
в Емессу, а оттуда, во время иконоборческих гонений – в Комны.
После утверждения иконопочитания патриарху Игнатию было
явлено место хранения святыни. Главу вновь обрели и перенесли
в придворную Константинопольскую церковь. Часть главы сейчас
хранится на Афоне. Праздник третьего Обретения главы святого
Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю.

Почитание дня Усекновения главы Иоанна Предтечи было
установлено еще его учениками. Сейчас это один из великих
праздников Пр
авославной Церкви. В честь этого события
установлен строгий пост, как знак скорби христиан о казни
великого пророка.


Источник

http://refanparfum.ru/post184139314/

Картина дня

наверх