Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сначала известные факты об Эльбрусе, которые знают все или почти все.
- Это вулкан и по совместительству самая высокая горная вершина в Европе и России (5642 м);
- Ближайший конкурент - это альпийский крепыш Монблан (4806 м);
- По разным оценкам, Эльбрус извергался примерно тысячу лет назад;
- Кратер 600 метров в диаметре и 300 вниз;
- Первое восхождение произошло 196 лет назад (предположительно, пастух-кавалерист Килар Хаширов из Российской Империи);
- Граница Европы и Азии проходит недалеко от Эльбруса;
А теперь чуть менее известные факты, но очень интересные.
Во время Великой Отечественной войны, нацисты, вместе с румынами и фашистами из Италии, вторглись на Кавказ. 1942 год. Операции Эдельвейс и Блау. Цель - нефтяные месторождения Советского Союза. Одним из эпизодов стал захват нашего Эльбруса.
Там действовал альпинистский отряд Грота. Они захватили Приют-11 и тут же отправили вниз троих солдат доложить, что взяли точку. Через некоторое время они установили свои нацистские флаги на Западной вершине Эльбруса. Вопреки расхожим мнениям, на Восточную вершину они не поднимались.
Когда Гитлеру доложили о взятии Эльбруса, как пишут немецкие историки, он вышел из себя. Потому что в этом не было никакого практического значения, но Геббельс переубедил его, заверив, что факт взятия высочайшей горы Европы хорошо подействует на население. Так и сделали. Вся немецкая военно-пропагандистская машина начала трубить об этом без остановки.
Через некоторое время наши выбили немцев и с Эльбруса, и с Кавказа. У нашего прославленного советского альпиниста Бориса Васильевича Грачёва есть книга "Огненные тропы Приэльбрусья", где он, как участник тех событий, рассказывает о том, как изгоняли фашистов с Кавказа.
После, группа его сослуживца альпиниста Николая Гусака поднялась на Западную вершину и сняла остатки немецких знамён. К тому времени их уже порвало ветром и от них почти ничего не осталось. Их доставили в Штаб Тюленева. На двух вершинах Эльбруса водрузили советские знамёна.
Кстати, в связи с захватом нацистами Эльбруса, есть одна очень интересная легенда. Вероятна выдумка, но весьма популярная. Немцы якобы соорудили аэродром на небольшом плоскогорье Эльбруса. На самолётах приземлялись прямо на гору. Так вот согласно этой легенде, они массово завозили на Эльбрус учёных и монахов. Заявляется, что они искали путь в другое измерение (Шамбалу). Но монахи ничего не нашли и предсказали Германии скорую капитуляцию.
Документальных подтверждений посадки немецких самолётов нет, насколько нам известно.
Есть ещё любопытный факт. Эльбрус много раз покоряли ногами и даже на специальных карачаевских лошадях, но однажды это сделали на внедорожнике.
Интересные факты об Эльбрусе, который борется за то, чтобы попасть на купюру в 500 рублей
Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сначала известные факты об Эльбрусе, которые знают все или почти все.
- Это вулкан и по совместительству самая высокая горная вершина в Европе и России (5642 м);
- Ближайший конкурент - это альпийский крепыш Монблан (4806 м);
- По разным оценкам, Эльбрус извергался примерно тысячу лет назад;
- Кратер 600 метров в диаметре и 300 вниз;
- Первое восхождение произошло 196 лет назад (предположительно, пастух-кавалерист Килар Хаширов из Российской Империи);
- Граница Европы и Азии проходит недалеко от Эльбруса;
- Включён в "Семь вершин света" и "Снежный Барс России".
А теперь чуть менее известные факты, но очень интересные.
Во время Великой Отечественной войны, нацисты, вместе с румынами и фашистами из Италии, вторглись на Кавказ. 1942 год. Операции Эдельвейс и Блау. Цель - нефтяные месторождения Советского Союза. Одним из эпизодов стал захват нашего Эльбруса.
Там действовал альпинистский отряд Грота. Они захватили Приют-11 и тут же отправили вниз троих солдат доложить, что взяли точку. Через некоторое время они установили свои нацистские флаги на Западной вершине Эльбруса. Вопреки расхожим мнениям, на Восточную вершину они не поднимались.
Когда Гитлеру доложили о взятии Эльбруса, как пишут немецкие историки, он вышел из себя. Потому что в этом не было никакого практического значения, но Геббельс переубедил его, заверив, что факт взятия высочайшей горы Европы хорошо подействует на население. Так и сделали. Вся немецкая военно-пропагандистская машина начала трубить об этом без остановки.
Через некоторое время наши выбили немцев и с Эльбруса, и с Кавказа. У нашего прославленного советского альпиниста Бориса Васильевича Грачёва есть книга "Огненные тропы Приэльбрусья", где он, как участник тех событий, рассказывает о том, как изгоняли фашистов с Кавказа.
После, группа его сослуживца альпиниста Николая Гусака поднялась на Западную вершину и сняла остатки немецких знамён. К тому времени их уже порвало ветром и от них почти ничего не осталось. Их доставили в Штаб Тюленева. На двух вершинах Эльбруса водрузили советские знамёна.
Кстати, в связи с захватом нацистами Эльбруса, есть одна очень интересная легенда. Вероятна выдумка, но весьма популярная. Немцы якобы соорудили аэродром на небольшом плоскогорье Эльбруса. На самолётах приземлялись прямо на гору. Так вот согласно этой легенде, они массово завозили на Эльбрус учёных и монахов. Заявляется, что они искали путь в другое измерение (Шамбалу). Но монахи ничего не нашли и предсказали Германии скорую капитуляцию.
Документальных подтверждений посадки немецких самолётов нет, насколько нам известно.
Есть ещё любопытный факт. Эльбрус много раз покоряли ногами и даже на специальных карачаевских лошадях, но однажды это сделали на внедорожнике.
Это произошло в конце 20 века, в 1997 году.
Этот эпизод включили в Книгу Рекордов Гиннеса. А дело было так. Опытные альпинисты и горноспасатели, которые провели несколько восхождений на вершину, видимо заскучали и решили заехать туда на машине. Прямо на одну из вершин.
Готовились год. Сначала они проехали половину и вернулись. Это была обкатка автомобиля. Затем они всё тщательно доработали и 1 августа 1997 года начали восхождение на автомобиле. Через 1,5 месяца команда добралась до вершины, но спуститься автомобилю было не суждено. Вертолётом его было тоже не снять, а по дороге обратно машина разбилась. Все остались живы. Рекорд принадлежит альпинистам Константину Брускову, Александру Ковалю, Александру Копылову, Андрею Леонтьеву, Василию Елагину, Олегу Богданову, Николаю Никульшину и Сергею Бабенкову.
Наши ребята, кстати, были одними из первопроходцев восхождения на вершину на машине. После них, подобные восхождения повторялись несколько раз в других странах.
-Jeep Wrangler. В 2007 году этот автомобиль стал обладателем мирового рекорда, достигнув отметки в 6646 метров на склонах чилийского вулкана Оjos del Salado.
-Май 2007 года ознаменовался новым достижением: чилийские энтузиасты Гонзало Браво и Эдуардо Каналес, используя доработанный вариант внедорожника Suzuki Samurai, покорили вершину того же вулкана, добравшись до высоты 6688 метров над уровнем моря.
-Unimog U 5023. Уже в 2019 году две машины марки Unimog совместно с командой из десяти человек под руководством опытного водителя Матиаса Йешке установили новый рекорд, поднимаясь на высочайший вулкан мира Охос-дель-Саладо, преодолев отметку в 6694 метра.
-Bao 5. Китайский гибридный внедорожник Bao 5 поставил знаковый рекорд в своем классе в 2024 году, достигнув практически шеститысячной высоты. Стартовав из высокогорного тибетского города Лхасы (начальная высота 3600 м), машина пересекла живописную долину реки Ярлунг Цангпо, успешно прошла через перевалы Сангмула и Ладжонгла и финишировала на высоте около 5900 метров.
Но больше всего понравился другой исторически факт. Дело в том, что высоту горы измерили совсем недавно, с помощью современных технических возможностей. Но мало кто знает, что впервые Эльбрус в России измерили аж в 1813 году. Причем не поднимаясь. В России в те годы трудился академик Викентий Карлович Вишневский.
Родом был из царства Польского, которое находилось в составе Российской Империи. Так вот этот учёный, работавший в Петербургской Академии Наук, прославился двумя вещами.
Во-первых, он обладал исключительным зрением. Изучая Большую комету 1811 года, когда все учёные Европы потеряли её из виду, он единственным смог её не просто описать, но и отследить всю траекторию. И пока астрономы бегали и искали её, он успел написать большой труд.
Во-вторых, Вишневский один из величайших учёных России, заложивший основы картографии нашей страны. За свою жизнь он проехал по России свыше 200 тысяч километров и описал несколько тысяч городов, посёлков и географических объектов. Представляете, что значит без машины преодолеть такое расстояние?
Так вот Император России Александр Павлович Романов (Александр 1) попросил Вишневского измерить высоту Эльбруса. И он, с помощью геометрии, астрономии, математических расчётов и своего наблюдения, измерил. Знаете с какой погрешностью? 3 метра. Он даже не поднимался. Глаз - алмаз.
Вот такой Эльбрус и такие интересные факты, связанные с ним. Большое спасибо за внимание. Всем добра.
Большое спасибо за внимание. Всем добра
Свежие комментарии