На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 229 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Ничего с "Куком" в Чёрном море не произошло.Был бред малограмотного журналиста.Россия заблокиров...
  • Воробей
    Да, научность этих заявлений сомнительна.Запад почти отобр...
  • Александр
    Бред какой-то.Не может авианосец пропасть с радаров.Невозможно отключить всю связь.Такой же бред,как с "Дональдом Кук...Россия заблокиров...

Душе на радость, мозгу на здоровье

О том, что человеку очень важно все время узнавать что-то новое, говорится часто. Но обычно это утверждение звучит столь общо и размыто, что воспринимается не слишком серьезно. Конечно, если у человека хорошее настроение и есть силы, — есть и интерес к жизни. А если ни настроения, ни сил? Тут уже не до интереса. Да и что изменится, если завтра я буду знать чуть больше, чем сегодня? Как это скажется на моем самочувствии? Вряд ли прочти я новую книгу, или сходи на выставку — и тут же иммунитет улучшится, и все болячки отступят. Скорей наоборот: попаду под дождь или в пробку, — вот тебе и новые впечатления, и далеко не лучшие. В конце концов, новизна для разума не то же, что пища или сон для организма. Без еды или воды человек испытывает голод и жажду, а без нового, — ну, заскучает. Подумаешь, неприятность какая! Оно, может, и к лучшему. В наш информационный век еще постараться нужно, чтобы так заскучать.

Гораздо чаще люди придумывают, как защититься от избытка информации: кто-то уезжает подальше из города, кто-то занимается философией и практикой, позволяющими разгрузить мозг, — то есть тоже открывают для себя новую информацию, просто очень непохожую  на прежнюю, и позволяющую как бы со стороны взглянуть на те потоки знаний, в которых нам приходится ежедневно вращаться, выбрать главное, отмести лишнее, ведь, как говорил поэт: большое видится на расстоянии. Словом, внешне отдаляясь от утомительного потока знание, человек часто ныряет в волны нового, непривычного.

Мы же говорим о той скуке, которая нападает на человека, когда мозг его усердствует с утра до вечера, напрягается, занят чем-то, но то, чем он занят, давно и до боли знакомо, ничего нового не проникает в его напряженную работу, и ум начинает скучать. Кому не известна та усталость, опустошенность, когда целый день вертелся-крутился, устал, а результатов никаких. Так может, и вправду лучше поскучать.

Поэт И.Бродский говорил, что скука указывает талантам, что пора создать что-нибудь новое. Биологи сказали бы, что мозгу пора узнать что-нибудь новое. Потому что, хоть нам и кажется, что скука — понятие душевное и не очень материальное, на самом деле, потребность в знакомстве с новым, с точки зрения тех же физиологов, столь же врожденная, биологическая потребность, как и потребность в еде и воде.

Физиологи считают потребность биологической, если могут указать тот участок головного мозга, ту группу нейронов, которые связаны с «обслуживанием» этой потребности. Так, за чувство голода и жажды во многом отвечает гипоталамус, за сон таламус и эпиталамус. (Кстати, по мере исследований, специалисты все чаще говорят о совместной работе разных участков головного мозга  над решением разных задач).

С человеческим любопытством, конечно, все не так просто. Дело в том, что его обслуживает сразу несколько участков головного мозга, объединенных между собой сложной сетью нейронных клеток, по которым сигналы передаются от участка к участку. И хотя сам путь передачи сигналов отследить очень сложно (да и мозг часто меняет «маршруты»), но участки, вовлеченные в этот процесс, оказываются неизменно одними и теми же (таламус, гипокапм, субталамус и т.д.) и сам порядок прохождения сигналов не меняется.

Интересно, что те же участки задействуются и в оборонительном поведении человека. Сочетание оборонительного и исследовательского поведения помогло древнему человеку выжить. Ведь по сравнению со другими биологическими видами, человек — существо очень несовершенное: ни тебе крыльев с когтями, ни панциря. Нападать и защищаться нечем. Зато человек мог изучать, анализировать, расширять и передавать свои знания. И тем самым обеспечил себе выживание, безопасность и развитие собственного вида. Да такое развитие, что на сегодняшний день homo sapiens стал самым многочисленным млекопитающим, далеко обогнав своих прежних когтистых и зубастых соперников.

Но если с древними людьми все ясно, за что бороться современному человеку, какая ему польза от исследовательского поведения? Безопасность давно обеспечивается техническими средствами. А на сложные вопросы можно получить ответ, почти не прилагая усилий, да и возникают такие вопросы не так часто. Наука уже достигла вершин, недоступных обычному разуму. И хотя нам трудно представить жизнь без  мобильного телефона, но кому  в голову придет из простого любопытства вникать в законы и принципы, лежащие в основе технических достижений.

И все-таки чудеса техники не единственный и, я бы сказала, не самый благотворный эффект тяги человека к новым впечатлениям. Удивительны и замечательны вот какие проявления исследовательского поведения:

Во-первых, вопреки распространенному мнению хорошая работа мозга связана не столько с количеством нейронных клеток, сколько с работоспособностью каждой из них: способностью взаимодействовать с другими нейронами, работать вместе с ними, проводя сигналы. То есть чем «общительнее» будут наши нейроны между собой, тем  позже и слабее скажутся на них возрастные изменения, тем дольше наш мозг сохранит молодость. При этом узнавание нового как раз позволяет клеткам укрепляться в прежних связях и создавать новые.

Во-вторых, нагрузка на мозг, связанная с познанием нового, заставляет нейроны активнее перерабатывать мусор, очищаясь от «плохого» белка, избыток которого встречается у людей с психическими нарушениями.  

В 2004 г. ученые, изучившие механизмы работы этой «очистительной» системы, —  Авраам Гершко , Аарон Цихановер  и Ирвин Роуз —  были удостоены Нобелевской премии за свое открытие.

Конечно, не все зависит от наших желаний и усилий. Есть и другие «природные» факторы, которые сказываются на крепости нашего здоровья в целом, но если мы можем помочь собственной природе, — почему бы не помочь ей, не помочь самим себе быть здоровее.

В-третьих, удивление, — а оно всегда сопутствует получению новых знаний, — всегда связано с появлением в организме дофамина («гормона радости»). Мозг взрослого человека реагирует на узнавание нового, — например, слова, — так же как мозг ребенка, получившего новую игрушку. Ребенку надо рассмотреть ее, покрутить в руках, поставить на полочку, чтобы потом присоединить к более сложным играм и представлениям. И все это сопровождается восторгом первооткрывателя, расширяющего для себя мир. Взрослый человек во многом ведет себя так же, задействуя прежние знания и способности. Он должен подумать над новым, сопоставить его с прежними представлениями, узнать в чем это новое только повторяет старое, в чем нет, чтобы встроить это самое новое  в уже сложившуюся картину мира и расширить таким образом свое представление о мире, и порадоваться этому расширению, поскольку, как мы уже говорили, процесс познания сопровождается выделением «гормона радости».

Таким образом, узнавая новое, мы не только обеспечиваем себе жизненно необходимую нагрузку для мозга, но и привносим радость в собственную жизнь!

(И.Сухоцкая)

 

Картина дня

наверх