На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 226 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Пантюхин
    Эта дура, которую можно и нужно в бок хочет открыть свой кружок для членов, у них там с полноценным мужиками туговато...В Берлине горит о...
  • Александр Кологривов
    Что же Вы Чебурашку обижаете.Осудить... отобра...
  • Горыныч
    Интересно, где вы увидели мат? Урюк - сухой абрикос с косточкой.В Люберцах забили...

Нарисуй себе денег: Как делают состояния на лжеискусстве

Фото: Nils Jorgensen/Globallookpress

Восемь лет назад на нью-йоркских торгах Sotheby's была продана картина норвежского художника Эдварда Мунка "Крик". Все эти годы фамилия покупателя оставалась неизвестной, зато слухи о том, в чьей именно коллекции теперь находится известное полотно, время от времени появлялись в СМИ. И вот некоторое время назад Telegram-канал Sotheby's Life сообщил: картину приобрёл Роман Абрамович. Конечно, информацию довольно быстро опровергли в окружении российского бизнесмена. Тем не менее это напомнило о том, как страстно элита желает обладать шедеврами, не скупясь при их приобретении. Но всегда ли они знают, за что отваливают десятки, а то и сотни миллионов долларов?

Когда-то ради создания настоящих произведений искусства художники творили, забывая о сне и еде в поисках нужной позы, оттенка или тени. И далеко не сразу их творения, рождённые в творческих муках, получали должную оценку. Но так было раньше.

Сейчас же многое изменилось: деньги можно буквально выкачать из воздуха. К примеру, поймать кота, плеснуть краску ему на лапы и запустить пушистым снарядом в чистый холст, а затем назвать своё "произведение" шедевром с неким возвышенным смыслом, понять который "дано не каждому". И уже это создаст определённую ауру как вокруг самого "творца", так и вокруг его творения. А дальше начинается работа "маркетологов от искусства": знающие своё дело люди раскрутят это полотно и помогут продать его за сумму с семью нулями.

И вот перед нами вырисовывается классическая схемка по отмыванию денег. К примеру, удача настолько благоволила бизнесмену NN, что он дополнительно заработал, скажем, 20 миллионов долларов. Но как же не хочется платить с них налоги! И тогда бизнесмен нанимает мало кому известного художника (да хоть просто маляра, главное, чтоб кисточку в руках умел держать), которому надо за 25 тысяч написать "картинку" – достаточно будет десятка беспорядочных брызг на холсте или просто одного неровного мазка.

Затем это "творение" оценивает "эксперт" из числа приятелей бизнесмена, называя цену в 20 миллионов долларов. После оценки бизнесмен, как человек очень широкой души и вообще настоящий меценат, дарит картину какому-нибудь музею. И вот теперь он, благотворитель, уже не должен государству платить налоги с 20 миллионов заработанных долларов. А если кто и не согласится с тем, что подаренная мазня может стоить так дорого, то он просто бескультурный человек и говорить с ним не о чем – в живописи он ничего не понимает.

"Я творец, я так вижу"

Помните сцену в картинной галерее из французской трагикомедии 2011 года "1+1" с Франсуа Клюзе в главной роли? "Сколько стоит эта картина?" – спрашивает один из героев ленты, указывая на полотно, на котором единственное изображение – брызги красной краски. "Кажется, тридцать тысяч, проверю, если хотите", – отвечает сотрудница. "Вы что, купите это за тридцать тысяч?! У чувака кровь пошла носом и он за это просит тридцатку?" И этот диалог – не просто фантазия сценариста.

В романе Достоевского "Идиот" один из героев, отставной поручик Келлер, пытаясь одолжить у князя Мышкина 50 рублей, проникновенно говорит: "Если бы вы знали, князь, как трудно найти сегодня денег!". Но тогда Келлер даже и не мог предположить, насколько легко это можно сделать.

А ведь начиналось всё с того, что у Фонтаны не заладилась работа над новой картиной, он в гневе полоснул по ней ножом и "увидел, насколько это прекрасно и глубокомысленно". Фото: l94/Globallookpress

Знатоков живописи не так уж и много, к тому же современная живопись – сфера довольно туманная, и нередко главный ориентир в ней – "Я творец, я художник, я так вижу!" А уж что можно рассмотреть, скажем, в "шедевральном полотне" с несколькими длинными вертикальными царапинами-прорезями авангардиста Лучо Фонтаны? Простор для фантазий огромный – от ритуальных шрамов и до бесконечности, исходя ещё из того, куда именно заворачиваются края прорезей – вовнутрь или наружу.

Сам автор картины "Пространственная концепция: ожидание" (1959 г.) считает, что он показал "пустоту, небытие или безграничность пространства". Между тем полотно было продано на аукционе в Лондоне почти  за два миллиона долларов. А ведь начиналось всё с того, что у Фонтаны не заладилась работа над новой картиной, он в гневе полоснул по ней ножом и неожиданно увидел, "насколько это прекрасно и глубокомысленно".

Огромные деньги за полный абсурд

С некоторых пор, благодаря всё той же фразе "Я творец, я так вижу" для арт-бизнеса открылись просто невероятные возможности. Теперь на абсурдных картинах с "глубоким, но непонятным обывателю смыслом" делаются огромные деньги. А монетизировать это "бесценное творчество" помогают "аукционы реальных ценностей", такие как Christie’s и Sotheby’s, где "истинные ценители искусства" с мешками денег могут не только приобщиться к прекрасному, но и вложить в него свои миллионы.

И скорее всего это будет банальный обман и ничего "прекрасного" зритель в таких  картинах, как "Без названия" (1961) Марка Ротко, увидеть не сможет. Да и едва ли там есть что-то прекрасное – одноцветное полотно с контрастными полосами по периметру и ещё одной – поперёк. Тем не менее, этот скучный шедевр, написанный более полувека назад, был продан – вы не поверите! – за 28 миллионов долларов.

И наверное, уже не удивляет тот факт, что полотно Кристофера Вула "Синий дурак" было продано за 5 миллионов долларов. Автор картины так и написал на белом фоне огромными синими буквами "FOOL" ("дурак" по-английски). Больше на картине нет вообще ничего, кроме этого "Дурака", но за "шедевр" заплатили совершенно баснословную сумму. И если вы не понимаете, почему – то вы просто невежда, далёкий от высокого искусства "как сделать деньги из ничего". Зато это было хорошо понятно Нельсону Рокфеллеру.

Авангардизм как оружие холодной войны

Абстракционизм, как мы помним, категорически отвергал Никита Хрущёв. Хорошо известна его резкая фраза, которую он бросил во время осмотра выставки в Манеже в 1962 году:

Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что – мужики или п……ы проклятые, как вы можете так писать?

Интересно, что за 14 лет до этого точно так же возмущался творчеством авангардистов и американский президент Гарри Трумэн:

Если это искусство, то я готтентот.

Тем не менее Нельсон Рокфеллер, владелец Музея современного искусства в Нью-Йорке, не без помощи американских спецслужб, собрал под своё крыло абстракционистов – чудиков-леваков, алкоголиков и бунтарей от искусства, попутно за бесценок покупая у них картины. Затем был искусственно создан "бум абстракционизма": устраивались выставки, с художниками заключались контракты, поднималась шумиха.

Считается, что всё это было одним из элементов холодной войны: соцреализму, процветавшему в СССР, противопоставлялось "искусство свободы, соизмеримое с величием и свободой самой Америки". Добилось ли ЦРУ своей задачи, сказать сложно. Зато определённо выиграл Нельсон Рокфеллер, которому "искусство свободного предпринимательства", как он называл абстракционизм, точно принесло немалые дивиденды.

Благодаря поднятой шумихе к полотнам никому не известных художников довольно спорного направления был проявлен недюжинный интерес и они настолько взлетели в цене, что, к примеру, картина Джексона Поллока "№ 5, 1948" была продана за 140 миллионов долларов. Но если лидера абстрактного экспрессионизма хотя бы можно назвать неординарным и даже ярким автором, то депрессивный самосозерцатель Марк Ротко, вторая "священная корова" абстракционизма, писал просто огромные цветные квадраты и прямоугольники. Но и они оценивались в 80 миллионов долларов.

Трафаретные "шедевры"

На этом фоне уже не удивляет популярность работ оформителя и иллюстратора Энди Уорхола, ставшего известным благодаря картинам с  изображением Мэрилин Монро, написанным словно по трафарету. И он действительно использовал в своей работе трафареты: транслировал их на холст, а затем просто обрисовывал.

Среди картин Уорхола в стиле поп-арт стоит отметить серию с изображением доллара. Да, он рисует самую привычную для американцев однодолларовую купюру – штук двести на одном холсте. Примитив? Безусловно. Однако "долларовое полотно", созданное Уорхолом в 1961 году, в 2009 году было продано на аукционе Sotheby’s анонимному покупателю за $43,2 млн. Упомянутое выше трафаретное изображение Монро оказалось ещё более дорогим: некий американский коллекционер заплатил за него 80 миллионов долларов.

Энди Уорхола узнали сначала по его картине с Мэрилин Монро, написанной словно по трафарету. Через много лет она была продана за 80 миллионов долларов. Фото: Stephen Simpson/Globallookpress.

Так пятна или дырки на холсте объявляются "искусством", а "денежные мешки" по совету галеристов, платят за это огромные деньги. Но порой и советов никаких не требуется – можно просто устроить скандал на аукционе и сразу увеличить стоимость "произведения" в несколько раз, как это случилось с картиной "Девочка с воздушным шаром" уличного художника Бэнкси.

Дорогие лоскуты

На самом деле полотно представляло собой примитивный детский рисунок: девочка держит в руке шарик в форме сердечка. Деньги же платили за довольно скандальное имя автора, которого никто никогда не видел. Однако уже после окончания торгов прямо на глазах у изумлённой публики картина стала превращаться в лоскуты – сработал шредер, встроенный в раму. Полностью "сокровище" уничтожено не было. Зато то, что осталось от картины, получило новое название "Любовь к мусорной корзине". И сразу лохмотья, свисающие из-под рамы, подорожали как минимум в два раза.

Можно просто устроить скандал на аукционе и сразу увеличить стоимость "произведения" в несколько раз. Фото: banksy/ Instagram

Так искусство ли это на самом деле или шок-скандал, завёрнутый в мишуру слухов, ложных оценок и специально создаваемого ажиотажа? За нечто непонятное, но преподнесенное с апломбом, можно слупить хорошие деньги.

Но стоп! Почему это должно касаться только живописи? А чем хуже, скажем, писатели? Вот, к примеру, фраза "Ибнектпромееех лиьброкгажульбук". Вы ничего не поняли? Ну как же так? А почему бы не заявить, что эта фраза гениальна, поскольку в ней заключена потрясающая по глубине мысль и философская идея – ведь её тоже написал "творец, который так видит". А если её ещё и оценит с вдумчивым видом литературный критик с громким именем? Вот тогда-то всё сразу изменится. А нам с этим придётся жить. Как и с шедеврами в виде царапин на полотне, которые стоят сумасшедших денег. И да – реакция персонажа, изображённого на картине Мунка, с которой мы начали наш рассказ, была бы тут очень к месту.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх