На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 243 подписчика

Свежие комментарии

  • Air
    Все возвращатеся на круги своя!!! Раньше, до фальшивого, пархатого доллара -Самой дорогой  валютой в мире был царский...Страсти по деревя...
  • Air
    Все правильно- Молодец Сергей Викторович!!! Он достойный представитель Великой Русской Нации и  что у него за спиной ...Лавров даёт небыв...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    У нас сейчас самая главная задача обеспечить кадрами именно предприятия,а не МВД, вы что предлагаете?!Думайте прежде,...Аресты не прекращ...

Цыганский Новый год

Цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье, что подарил им для жизни весь мир, а потому цыган можно встретить везде, на всех материках, только во льдах Антарктиды их таборов пока не замечено. 
Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганских семьях царят свои строгие нравы и традиции, которые требуется соблюдать неукоснительно.


Одна из них, веселое празднество - цыганский Новый год, более известный как Банго Васил, Банго Васили или Васильев день, называемый еще Василица. Его встречают в то же время,
когда в России празднуется старый Новый год - 13 и 14 января, но он продлеавается еще на 15-е.
3S1A8168-1024x683.jpg
Этот день связан с несколькими цыганскими легендами. По первой, Банго Василь - это Святой Василий - заступник и защитник цыган . 
Он восстанавливает мост по которому переходили ромы, разрушенный Дьяволом или Богом, и спасает утопающих цыган. 
Согласно второй легенде, Банго Василий - "историческая" личность. Хромой пастух, который спас утопающего цыганского ребенка, или спрятал цыгана от погони. 
По еще одной легенде, седовласый святой Василий спас цыганскую семью в бушующем море, послав стадо гусей, с помощью которых цыгане благополучно перебрались на противоположный берег. 
С тех пор цыгане особо почитают своего защитника. Надо заметить, что 14 января - память святителя и богослова Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийского чтут не только цыгане.
gal1-4.jpg

Обычно в ночь с 13 на 14 января в домах цыган повторяются христианские ритуалы Сочельника ― вся семья собирается дома, хозяйка готовит блюдо из птицы с рисом и квашеной капустой, сарми (голубцы), баницу (пирог), пахлаву. Девушки убирают в доме, в этот день всё должно быть вычищено до блеска. После того как все будет готово, в середине комнаты накрывают и украшают стол. 
364439.jpg
Зажигают свечи, а молодежь, целуя руку каждого из взрослых членов семьи, просит у них прощения. Хозяин дома разламывает хлеб, в котором должна быть золотая монета, передаваемая отцом сыну. Только после этого вся семья садится за стол, и начинается веселье.
gipsy_duet_radanik_radda_erdenko_nikolai_tsikhelashvili_new_djang_group_puchavav_radanik.jpg
Ночью приходит Банго Васил, который добирался три дня, борясь по пути с огромными трудностями, и поэтому он ранен, не брит и устал. Это обыкновенно крупный мужчина с громким голосом и щедрым сердцем. Для каждого у него найдется доброе слово, он желает взрослым членам семьи счастья и удачи, а младшим раздает подарки. 
Банго Василий праздник только для семьи. В этот вечер важно запереть все двери до полуночи, и никто из домочадцев не должен выходить /даже во двор!/ Также в дом не должен входить ни один чужой человек. Это тот редкий случай, когда ромы отказывают в своем традиционном гостеприимстве.
maxresdefault.jpg
На стол ставят вареного гуся или петуха, голубцы /в каждом - кизиловая почка, каждая со своим значением удачи на Новый Год, пирог с брынзой, богато украшенный обрядный круглый хлеб - кулак, вино, самогон и т.д. . Ужин начинается благословлением трапезы и в комнате кадят ладаном. Кадящий ладан, /обычно это жена/, читает молитвы об удаче, плодородии и счастье. Потом члены семьи взаимно прощают друг другу, целуя руку каждому прощенному. После этого ритуала самые старые, /бабушка и дедушка/, ломают обрядный хлеб, "чтобы увидеть у кого больше удачи, и кто будет кормить дом". Первый кусочек обрядного хл:) не съедают, а кладут под подушку, и что приснится этой ночью - то и будет в наступающем году.
Трапезу нельзя убирать до следующего утра. Если убрать - не будет прибыли. 
survaknica-2.jpg
После полуночи, начинается "сурвакане". "Сурвакары" бьют украшенными кизиловыми ветками всех по спине, начиная с самых старших, приговаривая короткую мантру:"Акулсъ - бакулсун иере саулсун!". Что в переводе значит: "С Новым Годом, в следующем опять будь жив-здоров!" Сурвакарам дают деньги, конфеты, сладости и т.д. 
3nelly_malceva.jpg
Только после Нового года цыгане начинают принимать гостей, надеясь, что первый гость в их доме окажется хорошим человеком и принесет удачу. Считается, что каким будет первый гость, таким и будет весь Новый год.

krasivaja_tsiganskaja_pesnja.jpg

tsiganka.jpg

125183019_cugan2.jpg
Новогодний цыганский концерт. 
Танцуют все - и цыгане, и артисты, изображающие цыган, 
и нам тоже подпевать не возбраняется.
Евгений Дога - Яблоко (Табор Уходит В Небо)

Цыганская чечётка / Gypsy step

Песню «Де-атунчара» сочинила Ольга Степановна Деметер-Чарская. Она же исполняет её вместе с сестрой Ниной. В финале - чечётка. Москва, конец 1980-х. 
Нина Деметер, «Вася чя чёрэла»

Послевоенная запись театра «Ромэн». 
"Ах, ручеечек, ручеек" - Николай Сличенко (1969)

Николай Сличенко Цыганская венгерка

 

Цыганский номер "Сильва" (СССР, 1981)

Цыганский танец из фильма "Дорогой ценой"

Цыганочка с выходом, ЛЯЛЯ ЧЕРНАЯ - к\ф ПОСЛЕДНИЙ ТАБОР

Эх, раз, да еще раз,
Еще много, много раз!..
С НОВЫМ ГОДОМ!

extrait_11031423_3.jpg

http://gipsy-russian.blogspot.ru/2014/01/blog-post.html
http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/86805_tcyganskiy-novyy-god-bango-vasiliy

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх