На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 241 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Ещё один "диванный аналитик" нарисовался. Обоснуйте всё, что вы написали с указанием источников и ссылок, а если не с...Залп из-под воды:...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Бутафорский полковник с такими же мозгами опять появился, кинул дерьмо на вентилятор, пукнул прилюдно в лужу! Вы уже ...Залп из-под воды:...
  • Александр Забобонин
    Уроды.Проект "Ретро": б...

Технологический суверенитет. Есть две новости. С какой начать? М. Шадаев: если бы не...

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВ

Много лет мы (я имею в виду общество) жили с осознанием того, что любую необходимую технику можно купить. Последние годы для этого не обязательно даже вставать с места. Как в рекламе из 90-х: «всё что надо Техношок вам доставит на дом». (кстати, кто не в курсе, эта сеть когда-то помогла сколотить капитал опальному экс-олигарху Тинькову, но это другая история) И только теперь вдруг стало очевидно, насколько важную роль играет технологический суверенитет.

И не сказать, что всё плохо, кое-какие серьёзные наработки есть. Если бы не…

Последнее время в СМИ довольно часто упоминается глава Минцифр Максут Шадаев. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций занимается в основном всем тем, что имеет отношение к коммуникации и цифровым услугам. Сервисы, приложения, социальные сети. Всё это так или иначе тесно переплетается с Минцифры. И здесь сложно упрекнуть министерство в нерасторопности. Всё достаточно динамично развивается. Даже с учётом тех обстоятельств, которые оказывают влияние на другие сферы экономики.

По темпам цифровизации мы вполне успешны на мировой карте. И, чтобы понять это достаточно взглянуть на картину с практической точки зрения. Будь это работа портала Госуслуги, электронные сервисы, даже возможность оплачивать покупки без участия кассира в гипермаркетах – тоже имеет отношение к цифровизации. Я уж не говорю об оплате с помощью смартфона и прочие подобные штучки.

Да что уж. Возможность оплаты банковской картой в пос. Ярцево, что находится в сотнях километрах вниз по течению от Красноярска. Не имя прямого дорожного сообщения с «большой землёй»! (это из личного опыта, впечатлившего меня)

Однако вся эта «цифровизация» работает только в тесной связке с двумя важными компонентами: специалистами и «железом» (имеется в виду не металл, а оборудование).

Что касается первого. На днях руководитель министерства выступил на правительственном часе в Госдуме. Где обсуждался возможный запрет на трудовую деятельность для покинувших страну. Некоторые представители Госдумы выступили с подобной инициативой. Запрета на удалённую работу IT-специалистам, находящемся за пределами России.

Вопрос, конечно, неоднозначный! В отсутствии запрета на выезд из страны, когда многие продолжают посещать тропические курорты, а кто-то просто привык перебираться в тёплые страны на зимние месяцы независимо от политической обстановки. Подобные решения кажутся, если не странными, то слишком жёстким.

Комментируя эту идею, Шадаев заявил буквально следующее:

«Порядка 100 тысяч IT-специалистов находятся сейчас за пределами нашей страны. При этом 80% из них продолжает работать на российские компании, находясь в дружественных странах. Мы, конечно, считаем, что нужно ограничить работу уехавших специалистов над разработкой государственных информационных систем, тех систем, которые относятся к объектам критической информационной инфраструктуры, но сделать это можно за счет включения этих обязательных требований в соответствующие контракты. Все-таки нам, кажется, сейчас преждевременно ставить вопрос о полном запрете удаленной работы для уехавших IT-специалистов, потому что это в том числе может повлиять на скорость и темпы развития соответствующих наших решений и продуктов, сервисов».

Как бы в ответ на это спикер Госдумы В. Володин высказал мнение о том, что большинство покинувших Россию за последний год вероятнее всего вернутся в ближайшее время. И особо переживать об этом не стоит. Главное, на чём стоит сфокусировать внимание – это готовить свои, патриотически настроенные кадры.

Учитывая, что среди моих знакомых есть те IT-специалисты, кто по разным причинам и соображением уехал из страны (некоторые ещё до начала СВО), у меня двойственное отношение к этой теме. Как минимум, я решительно против формирования образа, когда иммиграция – это плохо априори! Опасные грани и очень тонкий лёд!

Но с чем я точно согласен, так это с тем, что необходимо концентрировать внимание на создании условий для появления и развития специалистов внутри страны. В России традиционно сильны показатели в области высоких технологий и довольно много талантливых IT-специалистов. Пример экосистем Яндекс и СБЕР говорят сами за себя. И, если у второго был мощный админресурс. То Яндекс вырос из обычного «поисковика», нарисованного в в конце 90х Тёмой Лебедевым.

Другая тема, связанная с фамилией Шадаева затрагивает уже более сложный вопрос.

Ранее я уже писал о российском процессоре «Байкал». Кое-кто из читателей тогда скептически высказался о потенциале да и вообще способности России разрабатывать что-то стоящее в этой сфере. Но, как оказалось!

После начала СВО «Байкал Электроникс», АО МЦСТ и АО «НПЦ "Элвис"» - производители процессоров «Байкал» и «Эльбрус» сначала попали под экспортный контроль США, а затем были включены в SDN-лист, подразумевающий блокировку любых активов и полный запрет на сделки. Одно это уже говорит о «мировом признании»!

И Бог бы с ним! Но как оказалось, разработанные у нас процессоры производились в-третьих странах. В результате чего компании-производители отказались отгружать уже готовую и оплаченную продукцию. Как следствие, количество произведённой техники в этом году оказалось заметно меньше, чем планировалось. По словам М. Шадаева порядка 15 тыс. ПК и около 8 тыс. серверов. Что, признаюсь, лично для меня вообще стало откровением, поскольку я был уверен, что мы в этой области не производим примерно ничего!

Но коли так…

Ситуация немного напоминает историю с российскими миллиардами, которые оказались заморожены ЕС. Или предоплаченными Айрбасами и Боингами. Тут сложно винить во всём заказчиков. Ведь они действовали исходя из текущей политической ситуации. И, если она позволяла размещать подобные заказы, очевидно, что в отсутствии возможности производить внутри страны – делали именно так.

Сегодня ситуация изменилась и, как я понимаю, вопрос внутреннего производства должен уже решаться на всех парусах. Возможно это так. Комментируя события с процессорами М. Шадаев не уточняет, как и где будут производиться процессоры в будущем.

Ясно одно. Затеянная перестройка затрагивает абсолютно все сферы. Требуя всесторонней мобилизации. Хорошая новость состоит в том, что почти на каждом направлении уже есть определённый, неплохой задел. Новость плохая: процесс создания и отлаживания работы производства технологичной продукции не может происходить по щелчку пальцев.

Но главное, чтобы этот процесс был запущен. Желательно уже «вчера»!

Спасибо всем, кто дочитал до конца! 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх