На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 228 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Владимир, заголовок писал автор статьи, вот  ему и  пишите, ссылка на источник указана внизу статьиВ Люберцах забили...
  • Владимир Крепкий
    Зато смысл не подменяю.А то отвезла полиции на освидетельствование в медучреждение по задержанию местными,после того ...В Люберцах забили...
  • Серж Южанин
    1. Депутаты внесл...

Праздник Кукушки

Много ли мы знаем древних славянских праздников? Масленница(Комоедица), Рождество (У древних славян - Коляда),Святки, Новый год, Троица (зеленые святки),Ивана Купала, Ильин день, Дни зимнего и летнего солнцестояния, День весеннего равноденствия.Медовый и Яблочныйи Спас, Покров ..ну вот практически и весь перечень , который известен всем.

А знаете ли вы такой праздник - как Кукушкин день?

Трудно представить себе лес без птиц, без их пения, но ещё труднее без кукушки. Громкое «ку-ку» птицы каждый из нас неоднократно слышал. И что кукушка гнёзд не строит, а подкладывает яйца в чужие — также всем нам хорошо известно.

Видимо благодаря этим особенностям, кукушка чаще, чем другие птицы упоминается в народных песнях, поверьях и сказках. Издревле славяне кукушке приписывали необычные, мифические свойства. Они считали кукушку вещей. Славяне верили, что зимнее время она проводит в Ирие, царстве мертвых душ, и поэтому может поведать о сроках рождения и смерти человека, о продолжительности брачных союзов и даже о начале гроз и дождей.

Кукушка — одна из самых мифологизированных птиц в славянских представлениях. У всех арийских народов эта птица имеет древнее мифологическое значение. Так, удревних индусов божество Индра превращалось в кукушку, и эта птица была символом и вестницей благополучия, охраняющей от злых людей и всяких опасностей, дарующей благоденствие, долголетие и счастливое потомство.

Подобное представление прослеживается и в греческой мифологии. Зевс, воспылав страстью к гордой и неприступной Гере, и не добившись от нее взаимности, увидел ее на горе Форнаксе, произвел гром и прилетел к ногам Геры в виде кукушки, будто бы спасающейся от дождя и бури. Гера приютила кукушку, и потом Зевс стал ее законным супругом. На этом-то основании у статуи Геры, находившейся в Аргосе, в одной руке был скипетр с изображением кукушки.

С этой птицей связано славянское старинное предание, записанное в польской летописи Прокоша: в языческой древности у поляков божеству Живе был построен храм на горе Живце. Туда в первые дни мая сходилось множество народа. Люди молили свое божество о благополучии и долголетии, старались услышать раньше других кукушку и верили, что будут жить столько лет, сколько раз она прокукует. Они верили, что бог, верховный правитель Вселенной, превращается в кукушку и возвещает им время их жизни. Убить кукушку считалось тяжким преступлением, достойным сурового наказания. До сих пор в народе существует мнение, что убить кукушку — грех.

На Руси верили, что когда кукушка кукует, то из глаз ее на древесную ветку капают слезы.

В песнях сохранились древнейшие представления о превращении божества в эту птицу. Кукушка часто выступает как прорицательница, но она не является символом грозного рока, безжалостно поражающего человека. Она предсказывает и дурное и доброе, при этом жалеет о человеке, предостерегает его и оплакивает его гибель.

В другой песне кукушкина правда связана с получением счастливой доли. Девушка спрашивает: зачем ты, кукушка боровая, не куковала рано — мне правды не сказала? Чужие девушки рано встали, разобрали счастливую долю, а мне встретилась доля лихая.

Согласно преданиям, у кукушки нет пары, ибо муж ее утонул или она сама убила его, сжила со свету, спрятала под мост. По другой легенде, "кукуш" покинул кукушку еще во времена Всемирного потопа. Существует и такое предание о замужестве кукушки:

Кукушка была девушкой. Купались в пруду девушки, выходят из пруда, стали платья брать. Одна девушка к своему платью: уж туда влез. Лежит, свернувшись в клубок, не может девушка платье взять. Что будешь делать? А потом стал уж девушке говорить: "Вылезу если будешь моею, а то не отдам тебе одежку!" Как тут за ужа замуж идти?! Стоит та девушка возле воды и стояла там, пока не настала пора идти в село. Тогда забрала она свое платье у ужа, а ему говорит: "Пойду 3а тебя, присылай сватов".

Вскоре приходят сваты. Дает она им рушники Отпраздновали свадьбу. Но муж не берет ее к себе, а говорит: "Поживем у твоего отца". Как-то муж говорит, что пойдет на то самое место, где она купалась. "Пойду, а если меня долго не будет, то пойди туда и крикни "Куку! Ку-ку!" Я к тебе выйду. А теперь пойду от тебя пора со

своим родом повидаться. Ведь, говорит, ты не захотела в мой род идти жить, а мне скучно без роду жить".

Вот пошел он прочь: нет его, нет долго. Пошла Жена к тому месту, где купалась когда-то с девчатами Приходит к воде и кричит: "Ку-ку ку-ку, ку-ку!" Выплыл ее муж, как она закуковала, и они снова начали жить. Когда он собрался снова отправиться к своему роду, он наказал Жене выкликать его из воды, если его долго не будет. Так случилось, что и третий раз собрался тот уж к своему роду наведаться Говорит он Жене: "Будешь и теперь меня выкликать, придешь и скажешь "Ку-ку, ку-ку, ку-ку!" Может, теперь я и не выйду к тебе; если сам не выплыву, то пошлю своего приятеля. Как захочешь со мной повидаться, садись на моего приятеля, когда он к тебе выплывет, и он привезет тебя к моему роду. Прошу я тебя, приезжай ко мне, а не захочешь быстро приехать ко мне, не останешься Женой и не вернешься к своим; станешь птицей, если не доберешься до меня".

Вот же не захотела она ехать к ужу который был ее мужем, и стала птицей, полетела и теперь кукует.

В народном эпосе кукушка является олицетворением невыносимой сердечной печали по милым покойникам. В легендах кукушка — обращенная в птицу скорбящая вдова; жена, ждущая и зовущая загубленного мужа; сестра, оплакивающая смерть брата. В народных балладах изгнанная родителями и тоскующая по родному дому дочь оборачивается кукушкой и прилетает домой.

Кукушка иногда выступает в роли посредника между этим и "тем светом". В некоторых местностях существует обычай голосить с кукушкой. Женщины, потерявшие близких или находящиеся в разлуке с ними, уходят подальше в лес и там, услышав кукушку, начинают причитать и выплакивать ей накопившуюся боль. Рассказывают, что кукушка сама подлетает к такой женщине и "подголашивает" ей. У кукушки выспрашивают вести с "того" света о своих близких, через нее передают им просьбы и наказы.

Существовало поверье, восходящее к древнему таинству гадания судьбы по птицам. (Сколько раз кукушка натощак кому закукует, столько ему и Жить.)

Древние верования славян душу человеческую представляли в образе кукушки. Может, это отчасти объясняет загадочный обряд крещения кукушек. Этот обряд состоял в том, что на семицком* гулянье в роще избранные гуляющими "кум" и " кума" надевали крест на пойманную заранее кукушку, или на траву, носящую ее имя ("кукушкины слезы", "кукушкин перелет"), клали их на разостланный платок, садились около него и целовались под звуки приуроченной к этому песни:

"Ты, кукушка ряба,

Ты кому же кума ?

Покумимся, кумушки,

Покумимся, голубушки!"

Кукушка кукует, по бездомью тоскует. В этой поговорке заключено мифологическое представление о птице как о душе вне тела. Поскольку тело — как дом, и как дом значима могила, то кукушка есть душа умершего, не имеющего дома — без гнезда. Отсюда и отношение к кукушке как к птице, которая может напророчить недоброе. Поэтому кукушку нужно закормить, умилостивить, похоронить по обряду, с нею нужно покумиться, чтобы она стала безопасной для живых.

В народе кукушку воспринимали как небесную посланницу, сообщающую о наступлении лета, о начале гроз и дождей. По ее голосу судили о будущем урожае: если кукушка закукует при восходе солнца и на "зеленом дереве" (то есть когда леса уже оделись листвою), то год будет урожайным, а если закукует на ночь и "на голом дереве", будут голод и мор. Услышать весной соловья раньше кукушки—к счастливому лету, а кукушку раньше соловья — к несчастливому. Кукование кукушки весной около жилья считалось приметой неурожая. Нельзя купаться, пока кукушка не закукует.

Когда услышишь весной кукушку в первый раз, надо быть веселым и иметь деньги в кармане: тогда, если позвенишь монетками, весь год будешь счастливым и не будешь испытывать нужду. Кто впервые услышит кукушкин голос на тощий желудок, тому год сулит несчастья. Кукушка летает по деревне — к пожару. Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

Прекращение кукования кукушки связывается с Петровым днем (29 июля/12 июля). Продолжение кукования после Петрова дня грозит неурожаем. (Кукушка кукует до Петрова дня.) Бытовало поверье, что после окончания кукования кукушка прячется в капусте или в крапиве от преследующих ее птиц, которые бьют кукушку, стараясь отомстить за то, что она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Своего же гнезда Господь лишил кукушку за то, что она вила его в Благовещение, и нарушила запрет на работу. В наказание за это она лишилась и своих детей, и с тех пор весь век кукует — плачет.

Верили, что как и другие птицы, кукушка на зиму улетает в вырей — далекий теплый край у моря, славянский рай. Кукушка первой улетает туда и последней возвращается оттуда весной, поэтому ее считают ключницей — хранительницей ключей от вырея.

Считалось, что сучок от дерева, на котором куковала кукушка, обладает магическими свойствами. Он служил амулетом, предохраняющим от несчастий. Охотники носили его с собой в кармане, чтобы охота была успешной. Особенно же удачлив будет тот, кто найдет нанизанные на ветку бусы, которые, согласно украинскому поверью, изрыгает кукушка во время кукования.

В любовной магии используется корень растения "кукушкины слезки". Отваром этого корня поят новобрачных, чтобы они жили в любви и согласии. По этому корню также гадают, кто родится — сын или дочь. На кукушку надеялись и в оберегах от наговоров, дурных предзнаменований. (Куковала кукушка на свою голову!)

Специально для этого праздника наши Предки отдельно отвели заключительное воскресенье мая месяца. В этом году день приходиться на 28 мая. В этот день отмечали славяне День кукушки, потворщицы(помощницы) Богини Живы. Отчего мы у кукушки спрашиваем, сколько нам осталось жить? А именно поэтому, что кукушка – птичка Живы, Богини раннего Лета. Весенние работы закончились, начинаются другие заботы у парней и девчат. Время жизни и любви!

Основной смысл этого праздника — установление душевной связи между молодыми девушками, которые нуждались в поддержке и помощи.

А еще это праздник называется Кумовлением или Кумлением. Кто такие КУМ, КУМА мы знаем. это крестные родители Ваших детей.

Что означает «кумление»? Смысл этого понятия сегодня очень сильно отличается от старославянского. «Кума» – не просто крёстная, тетка или любая подружка, она – сопереживательница, та, которая разделяет с тобой радости и горечь. Кумление носило в себе необходимую компенсаторную составляющую – отдохновение, утешение, обретение душевного равновесия.

В разных частях славянской Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи, но общей для всех оставалась идея кумления

В Ярославской губернии девушки ходили в лес кумиться. Каждая брала с собой яйцо, «куличку» (хлеб в форме калача) и маленький моток ниток, выпряденный обязательно в Великий четверг. В лесу делились на пары. Желающие покумиться девушки вдвоем заплетали одну косу из трех веток молодой березки, вплетая в нее разноцветную ленточку; косу перевязывали нитками из четвергового моточка. Такое переплетение из веток березы называлось мотушкой.


Девушки приговаривали: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку». Сначала заплетали мотушку для одной из девушек, потом — для другой; затем — для близких родственников каждой из них. Мотушка, задуманная для мужчины, заплеталась не как коса, а в виде венка. Девушки, заплетавшие вдвоем мотушки, обменивались яичками, куличками и целовались. Гулянье имело продолжение на Троицын день: все девушки шли в лес за мотушками, отламывали их и несли к водоему. Там происходило обычное гаданье — по движению мотушек в воде. Однако объясняли гаданье необычно: если мотушка потонет, значит, девушка выйдет в этом году замуж.
В Костромской губернии к этому дню хозяйки пекли для девиц козули — «род лепешек с яйцами в виде венков». В лесу ветви на березе «завивали ленточками, бумажками и нитками», а также «завязывали венками». Потом девушки целовались через березовый венок, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума, березку завивши!» Березу обвивали поясом или лентою; завивая венки, пели: береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудреватая и т.д. После завиванья садились под березою есть козули и яичницу.
В Курской губернии обряд «крещения кукушки» имел характер трехчастного цикла. На «вешнего Николу» «опалывали кукушку»: девушки и женщины собирались на улице, с песнями шли в лес. Там искали растение кукушку и под специально для этого случая предназначенную песню пололи траву вокруг нее. Ополов, вырывали растение с корнем и «наряжали как куклу». Затем все отправлялись в дом одной из участниц, намеченный заранее для сборища.

Девушки с утра пораньше отправлялись «крестить кукушку».

Этот день был трепетным событием для девчонок, вчерашних подростков. Их принимали во взрослый круг! Взрослые красавицы кумились с девчонками, достигшими брачного возраста!

Пусть ваше воображение нарисует молодую весёлую стайку белокурых ясноглазых девчонок в праздничных белых одеждах с вышивками да красивыми опоясками среди березок с светло-зелёными листиками.

Перво-наперво надо найти «кукушкины слезы» (ятрышник) с такими же пестрыми листиками, как оперение у кукушки. Да и корень такой интересной формы и силы, что используют его в любовной магии издавна, но об этом другой сказ.

Из травы связать «кукушку», символ этой птички, помощницы Живы.

Вторая важная задача — вокруг самой красивой березки очертить обережный круг, и бережно, не ломая, связать ветки в кольцо. Это кольцо называлось венком.

Вью, вью я венок,

Завивайся, берёзонька.

Вью, вью я венок,

Завивайся, кудрявая.

Украсить и березку лентами и платками.

Украсить головки венками из зелени и цветов, положить «кукушку» под березу, взяться за руки и плавно пойти в завораживающем хороводе под звонкие светлые песни внутри обережного круга. Вот она, женская магия во всей красе! Как поют эти чистые голоса, как мерно по кругу плывут почти неземные красавицы, сплетая в вечном движении и волшебной песне свою жизнь и мечты!

И когда уставшие, немного проголодавшиеся и взволнованные обрядом, девушки начинают целоваться через венок и обмениваться подарками, то взволнованной молодёжи наверняка кажется, что новая прекрасная взрослая жизнь разворачивается перед ними ровной широкой дорогой.

А после, устроившись на травке и перекусив, «кормили дерево», оставляя под ним угощение – крашеные яйца, да хоронили кукушку. Венка не развивали – будет все русалии висеть, еще с русалками пригодится посекретничать.

День кукушки помощницы Богини Живы (26 мая)

Кумление сопровождалось обменом вещами. Обычно дарили друг другу навсегда или на время бусы, ожерелья, серьги; обменивались также предметами одежды - "платьем", фартуками, головными уборами, платками, лентами, венкам.

В ряде мест при кумлении девушки давали друг другу куличи, варенные яйца, окрашенные в красный или желтый цвет.. ..иногда девушка приглашала ближайших подруг к себе в гости на угощение. Обмен приглашениями и собственно взаимное посещение трапез совершались для того чтобы, как говорили местные крестьяне, девушки могли "покумиться". В некоторых местах при кумлении бились яйцами

У русских известен и обычай обмениваться волосами: кумящийся вырывает волос у себя и кладет его на голову своей куме.

Кумление включало в себя и обмен ритуальными фразами. Так, в Орловской губернии. кумящиеся девушки становились под платок, наброшенный на сплетенные березовые ветви, обменивались крестами, после чего между ними происходил следующий диалог:

" - Куку, кума!

- Крещу дитя.

- Какое? - Слепое.

- Чье? - Мое".

В некоторых местах на обрядовую трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки - мед, "груздики", "орехи", водку; девушки угощали их яичницей. Иногда в обрядовой трапезе могли участвовать и дети После угощения молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое поведение позволялось только в этот день.

Вторая часть обряда - раскумление, приходившееся в основном на Семик, Троицу, Духов день, представляло собой самостоятельное обрядовое действо, или отождествлялось с расплетением/обламыванием веток берез. В назначенный день участницы обряда в том же составе собирались в месте кумления. Здесь девушки возвращали друг другу подарки, личные вещи, которые носили в период закумливания, также отдавали своей куме яйца, которые перепекали и хранили до этого времени. Кумовство прекращалось и в случае нарушения договора: возвращалась часть подарков, а яйца отдавались детям, чтобы те их съели, со словами: "На том и наша дружба кончилась". Раскумлялись и в процессе развивания веток на березах: возвращали себе подарки и личные вещи, отданные подругам и повешенные на березу. Выпрямляя ветки, девушки пели:

"Я в лес пойду, я венок разовью;

Раскумимся, кума, разбранимся, душа...

Вместе с тем иногда срок, на который заключался союз, оказывался более продолжительным (шесть недель, год, вся жизнь).

Девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали. В это время звучали и песни:

"Кукушечка-рябушечка,

Пташечка плакучая,

К нам весна пришла,

Весна красна,

Нам зерна принесла,

Нам аржи на гумно

В коробью холста

Будет девкам красный лен

Старым бабам конопель".

Использованную травку оставляли на дереве, закапывали обратно в землю или уносили домой к самой старшей из женщин и хранили. "Кукушкины слезы" употребляли в магических целях; чтобы наладить отношения между супругами, жене необходимо было напоить мужа настоем этого корня. Это поверье основано на представлении о том, что двойной корень растения обозначал мужа (черный) и жену (белый). Гроб и одежду сохраняли в доме одной из участниц обряда. Разряженную ветку закидывали за "стреху" или на чердак, чтобы использовать ее, так же как и гроб и одежду кукушки, на следующий год. В ряде мест кукушку-куклу и кукушку-венок разделяли между всеми участницами обряда.

Отличительной чертой праздника "кукушки" было гадание молодок, молодых женщин первого года замужества. По корню вырытого растения кукушкины слезы они гадали о поле будущего ребенка: если корень длинный, то будет мальчик, если круглый — девочка. Они также пили отвар этого корня, приговаривая: "Кокушка, уроди мне сынушку-дочушку".

Также как и другие женские обряды, "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Трапезу зачастую готовила женщина, руководившая обрядом; она же обычно предоставляла свой дом для гуляний. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины., присоединение парней к трапезе носило ритуальный характер: парни и мальчики следили за девушками из-за кустов, при приготовлении яичницы они выскакивали на поляну, со смехом и шутками опрокидывали посуду.

А мужчины тоже время не теряли — обряды проводили для предупреждения засухи, града и других опасностей. После чего наступало время братчины.

В 19 в. у русских отмечено кумление парней, хотя встречается оно редко. Молодые мужчины братались, т.е. клялись в дружбе, целуясь через березку, целуя крест, повешенный на венке, и обмениваясь нательными крестиками,или же, целуя крест, повешенный на косе под платком и троекратно целуясь друг с другом). Есть сведения и о кумлении девушек с парнями: кумились у дерева, соблюдая все правила девичьего кумовства, или во время игры .

Для девочек, которым к моменту праздника исполнилось 10 — 12 лет, праздник "крещения кукушки" — это день прощания с детством. К этому дню каждая девочка с помощью мамы, бабушки, старших сестер шила красивый, нарядный, яркий сарафан — первый девичий наряд. Изготавливался и головной убор в виде повязки или красных лент. В таком наряде девочка могла ходить на гулянья, в хоровод, на посиделки.



Девочки сами делали кукол-кукушек. Куклы были тряпичными, величиной с ладошку, украшены разноцветными платками, напоминающими крылья птицы. Перед обрядом девочки гуляли по селу, пели песни-заклички, водили хороводы, плели венки из цветов.


Обряд "крещения кукушки" предусматривал прощание девочек с куклами. Каждая девочка на платке относила куклу-кукушку в тайное место для захоронения (не выкапывая ямку специально, а находя природное углубление), устилала его цветами. При этом она говорила: "Прощай, кукушечка, прощай, милая, никогда нам с тобою больше не встретиться". Девочки старались сделать это место как можно незаметнее, потому что, по поверью, никому нельзя было найти захороненную куклу-кукушку.
После захоронения кукушки девочки клялись друг другу в вечной дружбе.
Заключительная часть обряда – приготовление совместной обрядовой каши. Выбиралось место на полянке или на берегу реки для костра. Каждая из девочек приносила с собой из дома крупу, и в котле, на живом огне, девочки вместе варили кашу, которую потом съедали, а остатки оставляли птицам.


С этого момента считалось, что девочки превратились в девушек. Их теперь принимали в хоровод, приглашали на посиделки. Отныне девочка становилась полноценной работницей в семье и выполняла все домашние работы наравне со взрослыми. Так в старину заканчивалось детство.
В ряде районов бытовал обряд "крещения" и "похорон" кукушки для девушек на выданье.
Ранним утром молодицы под руководством вдовой старухи шли в лес искать траву, которую в народе называли "кукушкины слезы".

Ботаническое название этой травы "ятрышник полевой". Скромное растение своими зернышками-соцветиями напоминает просо и в глаза не бросается. Однако предназначенная ему роль настолько велика и удивительна, что перед незаметной былинкой могут померкнуть самые прекрасные цветы. Из этой травы в Туле и Тульской губернии делали куклу-кукушку, предназначенную для девичьего обряда.


Девушки собирали траву молча, каждая думала о своем, загадывая желания. Это был сугубо девичий обряд, мужчины не допускались даже близко, никто не должен был видеть и знать, как девушки собирали траву для обряда. При сборе травы всё имело значение. Хорошей приметой считалось, когда тонкие стебли отрывались без труда, — тогда желание могло исполниться очень быстро. Иногда трава вырывалась с корнем, что предсказывало рождение сына или дочери. Плохая примета — когда стебель обрывался, срывалась только верхушка: это предвещало какую-то потерю.Собранную траву девушки складывали в виде креста соцветиями вниз и завязывали красными нитками. Таким образом, получалась кукла-кукушка. Особенностью тульской куклы-кукушки было то, что ее изготавливали несколько девушек. Каждая вешала на куклу свои личные украшения: бусы, колечки, платки, серьги, ленты, которые здесь же с себя снимала, и загадывала желания.


Украсив куклу-кукушку, проводили обряд "крещения кукушки" или "кумления". Девушки разбивались на пары и, держа в правой руке куклу, троекратно целовались, обязательно обменивались при этом платками, серьгами, а также дарили друг другу подарки. Так в Тульской губернии выбирали себе подружку на год. Происходило это на опушке леса, возле реки, на полянке. После завершения "кумления" подружки, взявшись за руки, шли в лес и в укромном месте зарывали куклу, приговаривая: "Кукушечка, рябушечка, пойдем в лес, сплетем венец, покукуемся, порябуемся… Не плачь, кукушечка, не плачь, рябушечка, скоро Троица придет, все печали унесет".


На праздник Троицы, девушки гурьбой шли в лес и откапывали куклу. Потом с трепетом смотрели, что произошло с их украшениями, надетыми на куклу. По замеченным изменениям можно было судить о дальнейшей судьбе каждой девушки. Хорошей приметой считалось появление на вещах девушек насекомых, червячков – это означало скорое и счастливое замужество. Девушки после гадания разбирали свои украшения, а раздетую куклу-кукушку бросали в речку или оставляли на березе.


Бытовала еще одна кукла-кукушка, по которой старшее поколение гадало на урожай будущего года. Эту куклу-кукушку делали из березовых веточек, складывая их крестом, листьями вниз. Украшали красочными тесемками, платками и тряпичными птицами- кукушками. Саму куклу одевали как женщину. На верхних веточках завязывали платок, на месте скрещивания веточек делали тряпичную грудь, надевали юбку. На куклу обязательно вешали узелки с зерном урожая прошлого года. С самого утра на праздник Троицы куклу-кукушку вешали на березу. В конце дня куклу снимали, развязывали узелки с зерном и кормили этим зерном птиц в залог будущего урожая. Потом куклу оставляли на дереве и уходили, не оглядываясь.

В южных губерниях России существовал обряд "помолвки" кукол-кукушек. Здесь изготавливали две куклы, звали их Кукушка и Кукун. Их делали на палочках. Символизировали одежду кукол квадраты цветной ткани, сложенные определенным образом и напоминавшие оперение птиц. У Кукушки - четыре квадрата, у Кукуна — два квадрата. Кукле Кукушке надевали фату, она изображала невесту, а кукле Кукуну повязывали ленту через плечо, он изображал жениха. Таких кукол девушка делала тогда, когда точно знала своего жениха и гадала о том, будут ли они вместе, состоится ли их свадьба. Палочки, на которых делали кукол, внизу очень туго связывали красной ниткой и закапывали в землю перед праздником Троицы. А на праздник их открывали и смотрели, что с ними произошло. Если жених отвернулся от невесты, значит, он её разлюбил. Если куклы смотрят друг на друга — значит, быть свадьбе. Если случайно развязалась нитка, связывающая кукол — они расстанутся навсегда.
Обряд "крещение и похороны кукушки" был распространен на территории Калужской, Курской, Орловской, Тульской губерний, встречался в Костромской губ., был отмечен у курских переселенцев Томской губернии.

Вот такой был чудесный весенний праздник! По сути, этот праздник являлся замечательной возможностью, первым шагом социальной адаптации подростков и молодых людей. Мудры были наши пращуры!

К счастью этот праздник начинает возрождаться в наше время. В некоторых областях (Курской, Орловской,Белгородской и др.)молодежь с удовольствием проводит различные этнофестивали в этот день (что мы видим из вышеприведенных фото).В Башкирии и Татарстане проходит народный обрядовый праздник Кукушкин чай, но это уже другая история.

С праздником КУКУШЕЧКИ дорогие друзья!!


Источник:

https://kakoj-segodnja-prazdnik.com

http://www.hollydays.ru/celebrations/430.html

http://putisvaroga.ru/slavyanskie-obryady-i-prazdniki

http://www.liveinternet.ru/users/4061666/post363315932

https://shkolazhizni.ru/authors/mara75/posts/25552/

http://slawa.su/bogi/slavyanskie-prazdniki/

https://sites.google.com/site/kokorinva

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх