На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 230 подписчиков

Свежие комментарии

  • Стега Сибиряк
    В Кузбассе они нам тоже не нужныУже просто бесит - 2
  • Стега Сибиряк
    Точно всех в МосквуУже просто бесит - 2
  • Андрей
    "...россияне настроены очень решительно..." - это простые люди или власть предержащие настроены очень решительно?"Братья, подключа...

Казаки: главные мифы, которые опровергают историки

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный народ,. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это - выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Запорожцы – первые казаки

Существует устойчивое мнение, что казачество ведет свое происхождение из Запорожской Сечи. Отчасти это так.
После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.
Известно, что в войске Ивана Грозного, осаждавшего Казань, было 10 000 казаков. Первое же упоминание в летописях слова «казак» относят к 1444 году.
Буквально с самого начала существования Запорожского и Донского казачества между ними устанавливаются тесные связи. История нам сохранила сведения о многочисленных походах, в которых запорожские и донские казаки сражались бок о бок.  

Хазарское происхождение казаков

Этот миф возник во времена Гетманщины и был популярен у антироссийски настроенной части казацкой элиты, прежде всего, в окружении Ивана Мазепы. Согласно «конституции Орлика» (генерального писаря Мазепы) «казацкий народ» раньше назывался «хазарским» и принял православие из Константинополя задолго до крещения Руси.
По словам историка Татьяны Таировой-Яковлевой, эта концепция хоть и имеет неясное происхождение, но преследует вполне прозрачную цель: не оставить и намека на общность русского и украинского народа, а также секуляризировать генеалогию казачества и разорвать религиозные связи между Гетманщиной и Москвой.  

Письмо запорожцев турецкому султану

Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации придает то, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставит под сомнение подлинность этого документа.

Первый исследователь переписки А. Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.  

Казаки – это отдельный народ

Такая точка зрения существует давно и активно обсуждается в современных СМИ. Отстаивая свою идентичность, казаки нередко противопоставляли себя соседним народам.

Вспомним хотя бы слова генерала Петра Краснова, сказанные летом 1944 года в Потсдаме: «Казаки! Помните, вы не русские, вы Казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».

Антропологические исследования казачества, проведенные В. Ф. Кашибадзе и О. Г. Насоновым показали, что история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных областей Центральной России, а также незначительное включение южных и восточных элементов.
Пример Донского казачества демонстрирует нам пеструю этническую картину, в которую вписаны представители нескольких десятков народностей, среди которых есть и совсем неожиданные – молдаване, турки, эстонцы, таджики.

Преданность казаков русским царям

Казачество далеко не всегда проявляло верноподданнические чувства к российской монархии. Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов – восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Нередко казачество демонстративно отстаивало свою позицию и в период сложных внешнеполитических ситуаций в стране. Во время Смуты донские и запорожские казаки отметились активной поддержкой самозванцев, а все те же запорожцы много раз нарушали свои обязательства данные русскому царю, заключая союзы с Польшей, Турцией или Швецией.

Массовый переход казачества на сторону вермахта

Установлено, что гитлеровской Германии, умело использующей пропаганду, удалось переманить на свою сторону до 40 тысяч казаков. В первую очередь это были жители станиц, имевшие личные счеты с советской властью – пострадавшие во время расказачивания и коллективизации.
Однако, учитывая общее число советских граждан, воевавших на стороне вермахта – по разным данным от 800 тыс. до 1 млн. 500 тыс. человек – эта цифра не вызывает удивление. Гораздо больше казаков сражалось в рядах Красной Армии. Если в составе вермахта историки насчитывают не более 2-х казачьих корпусов, то в советской армии их было 17.

Русская Семёрка

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх