На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 222 подписчика

Свежие комментарии

  • magdoc21
    Уважаемый, у доллара уже давно отменено его золотое содержание. Одним из последних, кто потребовал обменять доллары Ф...Используете долла...
  • Алекс Сэм
    Полностью поддерживаю предыдущих комментаторов!Срочная рекоменда...
  • Акимова Татьяна
    Всегда бы так!!!👍👍👍В РФ не только по...

Фрегат "Штандарт" во славу Русского флота

20 октября 1696 года боярская дума постановила:
«Морским судам быть».
Эту дату принято считать днем рождения русского флота.



С. Кириллов. Судам Российским быть! 1985 г.

В память о морской славе России каждый год в последнее воскресенье июля страна отмечает День Военно-морского флота. Этот праздник посвящен тем, кто стоит на страже морских рубежей нашей огромной страны, всем тем, кто связывает свою жизнь с морским флотом и членам их семей. Для Санкт-Петербурга, как для портового города, это вдвойне особенный праздник.

По традиции в Петербурге в этот день проходит грандиозный парад с участием подводных лодок, боевых кораблей, вертолетов и самолетов – зрелище захватывающее и запоминающиеся!..

Военно-морской парад в Санкт-Петербурге – незабываемое зрелище! В самом начале по красавице-Неве идет символичный корабль – ботик Петра 1, известный как «дедушка русского флота».
Именно на этом деревянном ботике «Святой Николай» юный Петр Алексеевич под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта осваивал управление лодкой.



красавец фрегат Штандарт

В истории любого флота есть корабли-символы, играющие чрезвычайно важную психологическую роль. Балтийский флот — не исключение.
Парусники-красавцы "Ингерманланд" и "Полтава" навеки останутся в памяти потомков. Но даже в этом блистательном ряду особенно выделяется корабль-первенец — фрегат Штандарт, построенный для новосозданного Балтфлота Петром I.

Неудивительно, что яхтсмен и судостроитель Владимир Мартусь решил воссоздать именно этот корабль — заново строился не просто парусник, но один из первых боевых кораблей славного Балтийского флота.

Первый “Штандарт” был построен в 1703 году и стал первым линейным кораблем балтийского флота. Особенность фрегата в том, что он сочетал в себе две школы судостроения — английскую и голландскую. Голландцы в судостроении больше полагались на опыт и мастерство инженеров, а те частенько многие детали отмеряли «на глазок». Царь, после поездки туда справедливо рассудил, что такой подход не самый надежный и предпринял визит на Туманный Альбион. Англичане к кораблестроительству относились с большей долей педантизма и старались документировать все.

Автором проекта 28-пушечного "Штандарта" был сам Петр І. После поездки в Нидерланды и Англию, он сам спроектировал корабль, совместив конструкторские особенности парусников обеих европейских стран и добавив свой талант кораблестроителя. Работами над "Штандартом" на Олонецкой верфи руководил голландец Геренс.

Оригинал парусника - фрегат "Штандарт" – был заложен на Олонецкой верфи по указу русского царя Петра Первого в 1703 году. Он стал первым фрегатом Балтийского флота новорожденной Российской империи.

Для ускорения строительства Государь в июле 1703 года сам прибыл на Олонецкую верфь и работал там шесть недель. Благодаря этому было заложено еще семь фрегатов и много малых судов. Первый фрегат строил голландский мастер Выбе Геренс. Но Петру I удалось совместить здесь две кораблестроительные школы — голландскую и английскую. Форма корпуса, плоское днище и уменьшенная осадка были характерны для голландской школы, а высокий такелаж был явно английского образца. Водоизмещение головного фрегата — 220 тонн, длина 27,5 м, ширина 7,0 м, осадка 3,3 м, скорость 10 узлов. Экипаж — 120 человек.


Ю. А. Кушевский, Пётр I на фрегате „Штандарт“
В конце августа этот фрегат был спущен на воду. Его назвали «Штандарт», что имело большое символическое значение. В морском обиходе штандарт означает флаг, свидетельствующий о том, что на корабле находится сам государь Император. Уже 8 сентября Петр I поднял на нем свой флаг и в сопровождении семи прочих судов ушел в Шлиссельбург.

Название корабля символообразующее — к тому времени император утвердил новый флаг, который представлял из себя двуглавого орла, держащего в своих клювах и лапах карты Азовского, Каспийского, Белого и недавно приобретенного Балтийского морей. Это ознаменовало присоединение России к морским державам, подчеркивая при этом, что выход к четырём стратегически важным морям уже имеется.


(старый штандарт)

новый штандарт для «Штандарта»
До мая 1703 года царский штандарт представлял собой прямоугольный флаг золотого цвета, на котором изображен черный двуглавый орел, держащий в лапах и клюве карты трех российских морей — Белого, Каспийского и Азовского. После взятия крепости Ниеншанц Россия получила выход к Балтийскому морю. Теперь орел на царском штандарте держал уже четыре карты.

А в устье реки – новый Санкт-Петербург.
То имя дал Петр в честь святого Петра,
Который хранил при себе ключ от рая!


Петр I на строительстве Санкт-Петербурга, Песис Г. А., 1953. Репродукция

В 1704 году в Петербурге началось строительство адмиралтейства. С 1696-го по 1725-й было построено больше 100 линкоров. К работам активно привлекали иностранных специалистов.

Фрегат Штандарт сразу стал принимать активное участие в боевых действиях флота и ежегодно выходил к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга от шведов. Звездным часом его боевой биографии стало отражение нападения шведской эскадры адмирала Анкерштерна на остров Котлин 5-10 июня 1705 года. В то время «Штандарт», имея 8- и 6-фунтовые орудия, был самым сильным кораблем эскадры адмирала К.И. Крюйса.

Осенью 1709 года фрегат был отправлен в Адмиралтейство для тимберовки (капитального ремонта). В 1712 и 13 годах он еще появлялся у Красной горки для тренировки экипажа, но начиная с 1714 года в море больше не выходил. В 1725 году его подняли на берег, предполагая хранить как первое линейное судно Балтийского флота. Однако уберечь фрегат от разрушения тогда не удалось и в 1730 году его разобрали. Имя «Штандарт» последовательно передавалось кораблям русского флота вплоть до 1917 года.

В 1705 году "Штандарт" участвовал в отражении нападения шведской эскадры на остров Котлин, а позже служил защитником столичного Санкт-Петербурга со стороны моря. После "выхода на пенсию" в 1725 году его вытащили на берег с целью превратить в памятник, однако через пять лет разобрали по причине ветхости.

Фрегат, строившийся с 24 апреля по 22 августа 1703 г., стал сильнейшей боевой единицей флота и заслуженной гордостью царя. Через две недели после спуска на воду, 8 сентября 1703 года, фрегат под штандартом отправляется к новому городу Санкт-Петербург.
Уже в 1705 г. Штандарт участвовал в отражении атаки шведов на остров Котлин. Да и вообще в гавани не застаивался — в период 1705-1709 гг. фрегат регулярно крейсировал недалеко от Санкт-Петербурга, защищая его от атак врага.
Первый период деятельности Балтийского флота с 1704 по 1711 год показал его силу и значение для решения важнейших государственных задач. Флот выстоял в многочисленных столкновениях со значительно превосходившим его противником и доказал шведам, что устье Невы потеряно для них навсегда. Это было серьезным посланием всем европейским державам, что Россия, вступив на берега Балтики, готовится занять свое место в ряду крупных морских держав. Последовавшая в 1714 году победа при Гангуте убедительно показала способность нашего флота обеспечить России звание великой морской державы.


Петр I и рисунок флага, сделанный им собственноручно
Пётр I лично занимался проектом флага Российского флота и нарисовал несколько вариантов. Работа над флагом продолжалась после его установления в 1699 году еще много лет.
Восьмую (последнюю) версию флага сам Петр I в Корабельном уставе 1720 года описал так:
«Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он»


"Полтава" стала первым кораблём, который заложили и построили на верфях Санкт-Петербурга
Линейный трехмачтовый корабль "Полтава" был разработан в 1709 году императором Петром I и мастером судостроения Федосеем Скляевым. Это был первый парусник линейного типа, который стал на вооружение в недавно созданном Балтийском флоте.
Со времен Петра I и до 1917 года Андреевский флаг оставался главным символом российского флота.
«С нами Бог и Андреевский флаг» - это фраза, которой командиры кораблей "заряжали" экипаж перед морскими сражениями. Корабельный устав, подписанный императором Петром, требовал защищать Андреевский флаг до последней капли крови.

Пока на троне оставалась царская династия, в составе флота находились корабли с названием Штандарт, последним из которых стала царская яхта Николая ІІ.
К счастью, традиция нашла свое продолжение и в 21 веке — фрегат Штандарт, почти такой же как и 300 лет назад, бороздит просторы Балтики.



4 сентября 1999 года на верфи "Петровское Адмиралтейство" была спущена на воду историческая копия фрегата "Штандарт".
Фрегат "Штандарт" – точная копия первого корабля Балтийского флота, построенного Петром I в 1703 году. Построен он по оригинальным чертежам, а для обшивки использовалось дерево, посаженное 300 лет назад и выращиваемое специально для строительства флота. Здесь аутентично все, вплоть до резных орнаментов, украшающих бывшую адмиральскую каюту, которая служит сейчас штурманской рубкой. “Штандарт” — полностью функциональный корабль, который последние 20 лет постоянно в море и под парусам, здесь нет места бутафории. Даже пушки (которых на борту 8 штук) все действующие. При этом корабль оснащен всем, что необходимо для безопасного путешествия: навигация, радиосвязь, — все есть.
В июне 2000 года копия Штандарта отправилась в Европу по маршруту Великого посольства Петра I, которое царь совершил когда обучался в Европе корабельному и артиллерийскому делу. До сегодняшнего момента фрегат посетил более 50 европейских портов. Регулярно совершаются плавания в акватории Балтийского и Северного морей, выходил “Штандарт” и в Атлантику.
Экипаж в 1703 году - 120 чел., в 1999 году - 40 чел.
Постоянный экипаж корабля сформировался из людей, которые тоже когда-то отважились и пошли в учебное плавание. Они уверяют: нет ничего невозможного, а все страхи надуманны — паруса доступны всем!

Очень рекомендую потратить время на этот фильм о "Штандарте"


Таллин. 15 июля 2021г. , в рамках программы Дней моря, будто явившийся из прошлого величественный корабль пришвартовался у причала № 41 столичного порта Ноблесснер.
Так в Таллинне (единственный) заполоскался на ветру бело-сине-красный флаг, вывешенный на паруснике "Штандартъ", который был создан по образцу знаменитого корабля Балтийского флота времен Императора всероссийского Петра Великого.
(Таким образом и я, ваша покорная слуга, заполучила возможность соприкоснуться с историей петровских времен! ) Смотрим немного фотографий ниже:


IMG_20210718_110308 (525x700, 162Kb)

IMG_20210718_111225A (700x576, 158Kb)
Владимир Вячеславович Мартусь - бессменный капитан фрегата "Штандарт".
(любезно согласился на фото)
Выпускник Ленинградского Кораблестроительного института. Будучи студентом, серьезно занимался парусным спортом. Многократный чемпион страны, серебряный призер Чемпионата мира по виндсерфингу. Дипломированный яхтенный капитан.
Мечта о постройке настоящего парусника жила в душе с самого детства.
В 1991 году под руководством Владимира на Петрозаводской верфи была построена марсельная шхуна "Св. Петр". В 1994 году Владимир возглавил строительство копии фрегата "Штандарт" на учебной верфи недалеко от Смольного собора.
В 1999 году стал инициатором учреждения Проекта "Штандарт".


IMG_20210718_110443 (700x525, 118Kb)
IMG_20210718_110643 (700x525, 132Kb)
IMG_20210718_110457 (700x525, 149Kb)


IMG_20210718_110656 (700x483, 73Kb)
IMG_20210718_111007 (700x476, 86Kb)
IMG_20210718_110752 (700x525, 189Kb)
IMG_20210718_110824 (525x700, 158Kb)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх