На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 222 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    То что спустился с самолета и поднялся в самолет по трапу а не по стремянке, для Блинхренка уже прогресс. А то бы мог...Проводы Блинкина ...
  • Дмитрий Гурин
    Территории, производственные площади, системы первоначальной транспортной логистики и подключенные энергетические мощ...Размен по-русски:...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Михаил Пантюхин, сколько ошибок, полное отсутствие знания законов РФ, не позорьте свои седины, удалите комментарий!Терпение закончил...

Таинственный Арсений Мещерский...

fullsize (700x451, 138Kb)

Таинственный Арсений Мещерский, полотна которого стоят в одном ряду с работами лучших пейзажистов России 19 века.

В истории искусства немало художников, жизнь которых изучена историками вдоль и поперек, подтверждена документально и засвидетельствована сведениями очевидцев. Но есть и такие, как Арсений Иванович Мещерский - загадочная личность, часть биографии которого покрыта тайнами и загадками. А что и вовсе интересно - Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы, а не живописцем, как принято.

fullsize (700x421, 120Kb)

«Водопад». Автор: А.И. Мещерский.

О рождении и происхождении Мещерского до сих пор ведутся жаркие споры в кругах искусствоведов. По основному предположению Арсений Иванович был рожден в Тверской губернии и его происхождение шло от знатного княжеского рода Мещерских, что и по сей день является неподтвержденным фактом. Достоверно известно лишь то, что двадцатилетним юношей Арсений поступил в Императорскую Академию художеств, где постигал азы живописи в течении трех лет. Его учителями были Ф.А. Бруни, С.М. Воробьев, Т.А. Нефф.

fullsize (700x475, 151Kb)

Арсений Иванович Мещерский.

Обучаясь в Академии, несколько раз получал за конкурсные работы серебряные медали. Но для амбициозного молодого художника этого было недостаточно, и он оставляет учебу в Петербурге и едет за свои средства в Швейцарию учеником к художнику А. Каламу - известному по тем временам швейцарскому пейзажисту.

fullsize (700x507, 129Kb)

«Швейцарский вид». Автор: А.И. Мещерский.

И совсем скоро он отправит из-за границы в Академию полотно "Швейцарский вид", за которое получит большую золотую медаль, звание первоклассного художника и право на полный пансион за границей за счет учебного заведения на четыре года.

fullsize (700x460, 138Kb)

«Швейцарский пейзаж». Херсонский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.

Пройдет немного времени и Арсений Мещерский будет иметь широкое признание и в России, и в Европе, а также станет академиком и профессором Петербургской Академии художеств.

fullsize (700x572, 260Kb)

«У воды». (1860 год). Автор: А.И. Мещерский.

Всю последующую жизнь прожил в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, - все это было подчинено одному - великолепной технике рисунка, удивительному композиционному строению и необычайной передаче эффектов освещения.

fullsize (523x700, 180Kb)

«Тропинка в лесу». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

Все пейзажи мастера - удивительны, необыкновенно реалистичны, ярки, дышащие жизнью полотна. Нечто в манере живописца взято от талантливого учителя Калама. Однако вникнув глубже, видим четко просматривающийся собственный стиль художника, который был и остается его "фирменным знаком".

fullsize (700x469, 118Kb)

«Озеро в горах» 1860-е. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x478, 145Kb)

«Горное озеро». (1865 год). Автор: А.И. Мещерский.

Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах Мещерского, поэтому он

и называл себя "рисовальщиком", справедливо полагая, что рисунок - краеугольный камень изобразительной грамоты. Его полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали, прописанной со скрупулезной тщательностью к другой.

fullsize (700x476, 158Kb)

«Грот на берегу моря». Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

А окинув взглядом все полотно, как бы целиком погружаемся в удивительный мир того уголка природы, который художник хотел нам показать. Русская зима и летние лесные чащи были любимыми мотивами в творчестве художника, а пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались небывалым успехом на академических выставках.

fullsize (700x523, 169Kb)

«Горный пейзаж» (1860-е). Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x471, 113Kb)

«Река в горах Швейцарии». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

За свою жизнь пейзажист много путешествовал по России и Европе, неоднократно посещал Крым и Кавказ - отсюда великолепные горные и морские пейзажи. А в 1867 году Арсению Мещерскому посчастливилось сопровождать великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Оттуда художник привез большое количество картин, этюдов, зарисовок.

fullsize (700x460, 122Kb)

«Вид Иверского монастыря на Афоне». (1900-е). Тверская картинная галерея. Автор: А.И. Мещерский.

В 45 лет художник сильно переболел пневмонией, что сказалось на общем состоянии здоровья. Уже никто не надеялся, что он выживет, но Арсений Иванович "выкарабкался из лап смерти". Однако постоянное удушье и кашель отныне будут преследовать Мещерского до конца его дней. А умрет он в 68-летнем возрасте в Санкт-Петербурге

fullsize (700x452, 137Kb)

«Ледоход» (1869 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.



В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга»…

fullsize (700x502, 110Kb)

«Морской пейзаж» (1899 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x518, 210Kb)

«Горный пейзаж». (1899 год). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x481, 179Kb)

«Пейзаж с козами». (1868 год). Дагестанский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x447, 160Kb)

«Прибой». Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (561x700, 261Kb)

«У родника». (1870 год). Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (558x700, 143Kb)

«Парк в Сестрорецке». Тульский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x440, 138Kb)

«Морской пейзаж». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (496x700, 175Kb)

«Пейзаж с озером». (1870-е). Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (475x700, 103Kb)

«Крымский пейзаж» (1870 год). Частное собрание

fullsize (540x700, 150Kb)

«Кавказ». (1873 год). Омский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (562x700, 102Kb)

«Вид турецкого города». (1878 год). Луганский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (700x425, 132Kb)

«Зима. Ледокол». (1878 год).Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.

fullsize (491x700, 115Kb)

«Обрывистый берег. Сосны» (1880-е).

fullsize (700x535, 238Kb)

«Мостик через речку. Летний день» 1890-е

****************

Арсений Иванович Мещерский по праву считается одним из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX столетия, превосходным колористом и рисовальщиком.

Его творчество представлено в крупнейших музейных собраниях мира, в частности, в Государственной Третьяковской галерее. А Павел Третьяков знал толк в истинной живописи, он чуял ее сердцем.
Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх