На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 222 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    То что спустился с самолета и поднялся в самолет по трапу а не по стремянке, для Блинхренка уже прогресс. А то бы мог...Проводы Блинкина ...
  • Дмитрий Гурин
    Территории, производственные площади, системы первоначальной транспортной логистики и подключенные энергетические мощ...Размен по-русски:...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Михаил Пантюхин, сколько ошибок, полное отсутствие знания законов РФ, не позорьте свои седины, удалите комментарий!Терпение закончил...

Почему русские боялись шёпота больше, чем крика

Испокон веков русские люди считали, что слово — основа мироздания. Им можно вылечить, им же можно убить. Особое, сакральное значение на Руси придавали не крику и не словам, произнесенным во всеуслышание, а еле различимому шепоту. Считалось, что он действует сильнее, чем крик.


С чем связан такой эффект шепота, ученые до конца не выяснили. Скорее всего, сила воздействия объясняется вторжением в личное пространство человека, а так же тем, что шепчущий, как правило, контролирует ситуацию. А если он еще возьмет другого человека за руку, появится элемент гипноза. Внушаемость возрастет.


Неразборчивым шепотом в Древней Руси волхвы читали заклинания. Связано это было с поверьем, что громко сказанные пожелания и просьбы могут услышать злые люди или духи и сглазить, навредить.

Некоторые исследователи в этимологии слова «волшебник» видят не только про славянское слово «волшба» (vъlšьba) - волхвование, но и считают, что часть корня «ше» происходит от «шьпъть» (šьръtъ), то есть волшебник — это шепчущий волхв.

Официальная наука этого не подтверждает. Зато она говорит о том, что само слово шьпъть - звукоподражательного происхождения и присутствует почти во всех славянских языках.

Особенностью «волшебного» шепота были правильно подобранные слова, создающие ритм, который воздействовал на подсознание человека. Считалось, что в шепоте главное – это шипящие и свистящие звуки.


Только абсолютно здоровый человек мог «шептать». Считалось, что больному может стать хуже. А самые сильные «шепотки» могли говорить только те жрецы, у которых были все зубы.

Заклинания были на все случаи жизни: от молитвы богам до заговоров на здоровье, на «присуху», на богатство. Бывали и «черные» шепотки, которые произносились вслед врагу, когда он идет по делам («От меня уходишь, все плохое с собой уносишь») или вслед паре, которую хотят разлучить («Вместях вам не бывать, не спать, хлеб-соль не ядать, друг на друга как звери рычать...»), были шепотки «на поруху», «на болезни», для животных. Например, для собак — чтобы не лаяли и не нападали. Бывали шепоты для мести («Твое дело — тебе в тело»).

В языческих заклинаниях люди обращались к богам: к Перуну, к Велесу или к Семаргл-Сварожичу, к духам; к явлениям природы и к ее силам: к заре, к ветру, к камням, к деревьям («Ой береза, красавица! Помоги мне! Любви и счастья пошли мне!..»)

Самой сильной целительницей считалась мифическая Мать-сыра-земля.

После распространения на Руси христианства и запрета на волхвование шептать стали знахари да бабки-шептуньи. Даже в годы сурового советского атеизма этот обычай не исчез, и в деревнях по-прежнему обращались к бабкам («Бабка и травку даст, и пошепчет»).

За тысячелетие православия в языческие заклинания синкретично вплелись обращения к Богу, к Богородице, которую могли тут же назвать Макошью. А заканчивать шепотки стали так же, как православные молитвы: «Аминь!» или«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Смысл шепотков не изменился — это по-прежнему просьбы о здоровье, о богатстве, любви, благополучии и призвание бед на головы врагам.

До сих пор считают, что перед произнесением шепота знахарь обязан соблюдать ритуал: поститься, не пить, а во время заклинания совершать особые действия: держать пальцы скрещенными или по-особому одеваться.

Интересно, что от слова *šьръtъ (шьпъть) произошло и слово «шьпътьникъ», то есть «наушник» или «клеветник». На Руси доносы произносили шепотом на ухо из опасения, что услышат и осудят. Возможно, шепот в этом случае действовал и как внушение.


Что в современном мире говорим шепотом мы, люди знающие и просвещенные? Сами того не подозревая, мы повторяем ритуальные действия предков — берем другого человека за руку, заглядываем в глаза, шепчем на ухо и вводим его в подобие транса. Шепотом мы произносим слова любви и привязанности, признаемся в чувствах.

Слова угрозы, сказанные шепотом во время ссоры, заставляют соперника понять, что оппонент настроен решительно. Мы по-прежнему наушничаем шепотом, стесняясь своего предательства, а иногда, в непростые времена, шепотом говорим правду.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх