На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 225 подписчиков

Свежие комментарии

Всемирный День памяти великого композитора П.И.Чайковского

6 ноября – всемирный День памяти великого композитора Петра Ильича Чайковского.
В этот день (по старому стилю 25 октября) в 1893 году великий композитор ушел из жизни.

У каждой нации есть свои важнейшие вехи истории и культуры, есть свои гении и художники-пророки, след жизни которых остается на века. Музыка Петра Ильича Чайковского – великое национальное достояние российской культуры. Сегодня музыку Чайковского любят во всех странах и на всех континентах, она не знает границ и находит путь к слушателям всех поколений и всех наций благодаря своей мелодичности, удивительной искренности и яркой эмоциональности.

п и чайков (653x594, 516Kb)

В этот день пусть прозвучат сочинения композитора, написанные им в разных жанрах «в последний раз».

Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года.

“Шестой симфонии было суждено стать последним и самым загадочным произведением в наследии композитора. Творческий замысел и биографические моменты в жизни композитора, по-видимому, навсегда останутся тайной, которую пытаются разгадать несколько поколений музыкантов и тех, кто любит музыку Чайковского.

За четыре года до написания последней, шестой симфонии Чайковский писал: «Я хочу написать грандиозную симфонию, которая стала бы итогом всей моей творческой жизни». Композитор планировал назвать это произведение «Жизнь» и отобразить в нем вечную тему искусства – борьбу добра и зла, но в том ее воплощении, которое волновало композитора едва ли не на протяжении всей его жизни: тема-фабула рока и героев в их столкновении, в их борьбе”.

Слушаем 2 часть,которая являет собой необычный вальс.
Его необычность в том, что он не трехдольный, как всякий вальс, а пятидольный (на 5/4).

II. Allegro con grazia

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор соч. 75 — одно из последних произведений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Концерт написан в 1893 году.После смерти автора концерт был доработан его учеником Сергеем Ивановичем Танеевым.

Concerto For Piano No. 3 In E Flat Major, Op. 75
I. Allegro brilliante

Цикл романсов ор.73 на стихи Д. Ратгауза сочинен весной 1893 года, и это последний вокальный опус Чайковского и одно из самых последних сочинений композитора.

Так случилось, что Чайковский был первым композитором, написавшим романсы на стихи Д.Ратгауза. Такое сочетание стихов начинающего поэта и музыки уже достигшего вершины своей славы Чайковского принесло огромный успех стихам Ратгауза. После Чайковского к его творчеству обращались многие русские композиторы.
Но для Чайковского романсы ор.73 стали не только последними произведениями в его жизни в этом жанре, но и последними автобиографическими признаниями, сделанными композитором в форме вокальных миниатюр - психологических зарисовок разных душевных состояний: светлой грусти ("Мы сидели с тобой"), трагической картины ночного одиночества, олицетворяющего как бы конец жизненного пути человека, сравнимого с догорающей свечой ("Ночь"), страстных признаний с горечью трагической развязки ("В эту лунную ночь", "Закатилось солнце", "Средь мрачных дней") и скорбного прощания - ухода из жизни ("Снова как прежде один").

1. Мы сидели с тобой 00:00
2. Ночь 03:03
3. В эту лунную ночь 07:20
4. Закатилось солнце 09:20
5. Средь мрачных дней 11:12
6. Снова, как прежде, один 12:54

Примечательно, что в романсе "Ночь" настолько автобиографически точно композитор рисует картину человеческого одиночества, что даже запечатлел в фортепианной партии звук боя каминных часов клинского дома.

18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена"). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.

1.Impromptu - Allegro moderato e giocoso (F minor) Экспромт 00:00
2. Berceuse - Andante mosso (A-flat major)Колыбельная песня 04:03
3. Tendres reproches - Allegro non tanto ed agitato (C-sharp minor) Нежные упреки 09:32
4. Danse caractéristique - Allegro giusto (D major) Характеристический танец 12:24
5. Méditation - Andante mosso (D major) Размышление 15:46
6. Mazurque pour danser - Tempo di Mazurka (B-flat major) Мазурка 20:33
7. Polacca de concert - Tempo di Polacca (E-flat major) Концертный полонез 23:50
8. Dialogue - Allegro moderato (B major) Диалог 29:26
9. Un poco di Schumann - Moderato mosso (D-flat major) Немного Шумана 32:36
10. Scherzo-fantaisie - Vivace assai (E-flat minor) Скерцо-фантазия 34:47
11. Valse-bluette - Tempo di Valse (E-flat major) Вальс-безделушка 41:50
12. L'espiègle - Allegro moderato (E major) Резвушка 44:19
13. Echo rustique - Allegro non troppo (E-flat major) Сельский отзвук 46:33
14. Chant élégiaque - Adagio (D-flat major) Элегическая песня 48:59
15. Un poco di Chopin - Tempo di Mazurka (C-sharp minor) Немного Шопена 56:10
16. Valse à cinq temps - Vivace (D major) Вальс в 5/8 59:23
17. Passé lontain - Moderato assai quasi Andante (E-flat major) Далекое прошлое 1:01:24
18. Scene dansante: Invitation au trépak - Allegro non tanto (C major) Танцевальная сцена: Приглашение к трепаку 1:06:02

По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость.

Балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. В январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.
Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года водном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального обще­ства.
Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Послушаем знакомые мелодии из "Щелкунчика".

"Чайковский ближе, чем ты думаешь"

Что для нас Чайковский сегодня?
На этот вопрос отвечают литераторы, актеры и музыканты.
(14 видео подряд)

http://www.classicalmusicnews.ru/articles/petr-cha...y-predchuvstvoval-svoyu-smert/
http://www.tchaikov.ru/6romances.html
http://www.tchaikov.ru/18pies.html

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх