На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 239 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анна Егорова
    С.В.Лавров - гордость нации!Лавров даёт небыв...
  • Сергей Бунцов
    Из этой беседы никто никого не убедил, я никогда не слышал об инспекциях россиян в Казахстане для расследования суще...Наши наказывают к...
  • Александр Иноземцев
    😊 Из статьи (дословно): "А действительно, где подводные лодки? Вообще где-то там, под водой. Где – сказать не возьме...Залп из-под воды:...

О бедной культуре замолвлю я слово...

Замечали — в наше время сапожники, грузчики, сантехники, электрики стали намного культурнее. Они вынуждены самоутверждаться по-другому, ведь теперь трехэтажный мат, пошлость и юмор ниже пояса — прерогатива телевизора...

Сегодня опять отвечаю на вопросы читателей. На этот раз про культуру.

«Здравствуйте, Ксения.

Люблю вас читать, духоподъемно. Но обоснованно. Такой вот вопрос: как вы думаете, будет ли наводиться порядок в наших культурных делах (театр, кино, шоу-бизнес)? Может, я чересчур эмоциональна, но тоска нападает, когда смотришь на всю эту «похабень». И я не про Киркорова и иже с ним. Я про то, когда наша культурная братия начнет врага внутри страны побеждать, как на передовой наши ребята? Порой кажется, что на фронте мы побеждаем, а внутри страны проигрываем. Есть ли повод для оптимизма? Если есть — тогда жду с нетерпением вашу статью на эту тему».

Первое, что надо сделать при такой дискуссии — это определиться с терминологией.

Что такое культура? Если брать классическое определение, то оно звучит так:

Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.

Кино, шоу-бизнес, телевизор и театр — это всего лишь проявления культуры. То есть морально-этических норм общества в совокупности с духовным миром и достижениями прогресса.

Люди искусства — они сами по себе не плохие и не хорошие. Я как-то уже писала, что в большинстве своем они вечные подростки. Которые трогают общество за усы и проверяют, где границы, где красные линии.

Вот художники пишут картины кисточками там разными, карандашами и т.д. А один взял и написал пальцами. И так здорово получилось. Все рукоплещут, художник молодец и т.д.

А другой говорит: «Ха, подумаешь, я лучше могу». И пишет картину уже не пальцами, а причинным местом. Обязательно он найдет человек 10, которые будут рукоплескать этому шедевру. Но насколько его примет общество? Ведь что причинное место, что пальцы — это же просто части тела, верно? Если дадут этому горе-художнику, нет, не по тому месту, а по башке — значит общество будет знать, что так нельзя делать. А не дадут — значит тот получит славу, деньги и последователей.

Следующий «гений» будет искать еще более оригинальные формы. И будет писать картину, плюя на холст не изо рта, а из другого отверстия (это я не шучу, такие случаи были). И так до бесконечности.

Процесс отторжения подобной «похабени» идет постоянно. Однако он долог и сложен. А главное, бесконечен.

Вот, например, можно на сцене оголить плечо? А грудь? Ну, хоть в купальнике-то можно? Определите, где грань? Не определили? Значит получайте черт знает что на сцене.

Кстати, а с точки зрения морали, пачка - это нормально или надо все-таки юбочки подлиннее?

Или вот боди-арт. Красивые картины на красивых девушках. Обнаженка, перфомансы. Можно? А можно курицу замороженную в себя засунуть? Ну, а что такого? Тоже перфоманс же. В чем отличие, в чем разница? Кстати, как раз та девушка с курицей и ее последующие перфомансы вроде вакханалии в церкви очень активно запустили процессы общественного самоопределения. Общество начало ставить красные линии и задумываться на эту тему. А правительство — вводить законы. До этого момента не было острой необходимости.

Мы постоянно вынуждены отвечать на те или иные вызовы. Культурные, духовные. Вот тот же хиджаб, про который я писала как-то осенью. С одной стороны, ну одежда же. И можно говорить о том, что уж лучше он, чем розовые лосины на даме 58-го размера. Но это уже вкусовщина. А навязывать свои вкусы, как-то не очень.

Хотя нормы в одежде тоже есть. В целом это решается не ограничением размера лосин, а просто нельзя всем. Будь вы хоть Моникой Беллуччи с идеальными формами. Дома — пожалуйста. На улицу — нельзя. И в этом смысле хиджаб очень даже неплох. Все закрыто, все прилично.

А с другой — религиозный символ. Причем такой нехороший, плохо вписывающийся в современное общество. Недаром в мусульманских странах с ним борются очень активно. Это нынешние неофиты, недавно нацепившие платки, рьяно борются за свое право его носить. Плохо понимая, что хиджабсимвол порабощения и угнетения женщины. И уж тем более не догадываясь, что это сейчас их современное общество и законы берегут. А если они продавят свою правоту, то вот их дочерям придется уже очень и очень несладко.

Кстати, касается не только мусульманских хиджабов. В принципе истовые христиане тоже носят определенную, максимально закрытую одежду.

Есть грани приличия, есть же и нехорошие тенденции. Правда, оттуда же растет псевододомострой и мудроженственность. Гаденькая такая теория, если присмотреться. В условиях современного мира, разумеется. И классическая церковь с этой мудроженственностью также борется, как и муфтии с хиджабами.

Кто выиграет? А фиг его знает. Но мне бы не хотелось, чтобы любители хиджаба выиграли. Однако пока не будет громких и резонансных историй с носительницами таких одеяний — общество будет терпеть и принюхиваться, а надо ли нам это? А где грань?

А еще для здоровья общества очень нужна здоровая психиатрия. Помните «красавчика», который прибил себя за самое важное к мостовой на Красной площади? И обозвал это перфомансом?

Но ведь явно же нарушения психики. И эксгибиционизм, и в прямом смысле членовредительство. Но для этого надо приводить в порядок всю систему. Потому что наши врачи-психиатры в большинстве своем пользуются сейчас международной классификацией. То есть западной. А она слегка отличается от глубинного культурного кода нашего общества.

Вот вы знали, что влюбленность — это болезнь? Ну вот такая же нездоровая фигня. Сердцебиение учащается, ручки потеют. Бессонница еще, желание стихи писать, до звезд добраться и бросить к ее ногам весь мир. Явно же болезнь. Еще томления эти непонятные...

Зато желание запихнуть свой орган в отверстие товарища, для этого не предназначенное — это норма. А также калечить подростков, у которых и так гормоны играют и проблемы вселенского масштаба. А им еще и пол меняют. И это я про яркие проявления пишу, разумеется.

На самом деле перерабатывать классификатор психических заболеваний — долгая и адова работа. Там есть много такого, что на грани. И надо работать прежде всего с тем, что на грани. Не для карательной психиатрии. А прежде всего для описания, что же норма, что соответствует нашему обществу, а что нет. Чтобы огромное количество неопределившихся людей не теряло берега, боясь, что их сумасшедшими посчитают. Бывают люди, которые этого не боятся. Но вот большинство неопределившихся на классификации сильно оглядываются. И сумасшедшими быть не хотят.

Получается, что даже классификатор психических заболеваний — это тоже элемент культуры и морали общества. И вот сдвинуть всю эту махину в нужную сторону — адова работа. Намного более сложная, чем даже СВО. Там, в конце концов, все понятно. Вот враг, его надо победить. А тут то враг, лихо замаскировавшийся, то просто запутавшийся идиот, то подросток, который повзрослеть не хочет, а то и вовсе откровенно больной человек.

Работа в этом направлении идет. Вот организовали печально знаменитую «голую вечеринку» — и сразу же получили. Причем не только организатор, но и все, кто принял участие. Красная черта обозначена. Наговорили гадостей о своей стране — получили. Отправили деньги в страну 404 — получили. Да, пока у нас красные линии идут в опоре на СВО. Что для победы, а что во вред. Но должна же быть какая-то основа. Не внутреннее ощущение. В конце концов, это тоже из разряда «я художник, я так вижу». А четкие ориентиры.

Наше современное общество только начало их вырабатывать. Причем вырабатывать заново. Потому что опыт наших дедушек тут нам не сильно поможет. В их времена не было телевизоров массово, не было интернета с его блогами и многого другого. Прогресс, чтоб его, накладывает свои отпечатки. И постоянно развиваясь, подкидывает свои задачки.

Кстати, я тут заметила, что в рекламе стали намного меньше использовать обнаженных красоток. Не до конца, но намного меньше. Это тоже такой показатель оздоровления.

И даже когда мы победим на всех фронтах, работа не остановится. Потому что появится новая богема. Она всегда появляется. Не верите? Ну перечитайте Булгакова. И закрытый ресторан Дома писателей, где можно перекусить элитными судачками а-ля натюрель. Даже в «святые» советские времена были эти самые элиты. И в Союз писателей, в Союз художников многим талантливым и не очень ребятам было не попасть. И наоборот, попадали откровенные бездарности, писавшие книги, от которых сводило зубы. Или те, кто рисовал картины, вызывающие кровь из глаз.

И с новыми, «зажравшимися» элитами опять придется бороться. Процесс бесконечен. Правда, если мы победим, то с новыми закостеневшими «элитами» будут бороться уже наши дети и внуки.

Но подвижки есть. Вот уже сейчас. Это внушает оптимизм. А так — читатель совершенно прав. Победить, поменять, сдвинуть культурные нормы общества — работа сложнее, и главное, длительнее, чем СВО. Тут ошибки могут привести к более печальным последствиям. Потерять себя, свою страну, свою самоидентичность. И, значит, быстро решить проблемы не получится.

Ну, вот, как-то так.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх