На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    Полностью согласен и фильтровать еще и с помощью так называемого "Полиграфа", благо он уже не требует такого уж мощно...Шереметьевский фи...
  • петр кузнецов
    резиновые бабы для ВСУ более полезны чем все НАТОвские коляски с их заоблачными технологиями.....«Для русских это ...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Регина, прочитайте статью полностью, там всё написано и про повышение прожиточного минимума и про социальные пособия!...Взяли планку: МРО...

Люсиль Гран. Что отличало искусство северной звезды романтического балета?

1834 год. В Парижской опере в очередной раз шла «Сильфида». На спектакле присутствовал приехавший из Дании Август Бурнонвиль. Вместе с известным уже балетмейстером прибыла и его пятнадцатилетняя ученица. Юная датчанка, затаив дыхание, следила за фантастическим действием. Наверное, уже тогда мечтала стать такой же яркой звездой, как Мария Тальони.

Люсиль Гран. Что отличало искусство северной звезды романтического балета?

Восторженную зрительницу звали Лусина Алексия Гран (1819 — 1907). Прославиться же ей предстояло под именем Люсиль Гран. А сам Бурнонвиль в тот день задумал поставить свою «Сильфиду». В талантливой ученице видел исполнительницу главной партии. И в 1836 году на датской сцене предстала новая версия романтического балета о трагической любви прекрасной девы воздуха и шотландского крестьянина.

Лусина Алексия Гран

Лусина Алексия Гран Фото: ru.wikipedia.org

Стремительный взлёт

Будущая звезда родилась в семье лейтенанта таможенной службы. Осознание артистического призвания пришло рано — немалую роль здесь сыграло посещение спектаклей Королевского балета. Потрясение от увиденного было настолько сильным, что девочка твёрдо решила стать танцовщицей и уговорила родителей отдать её в балетную школу.

Способности юной ученицы заметил Август Бурнонвиль и стал её учителем. В 15 лет Люсиль Гран дебютировала на профессиональной сцене. Успех был невероятно громким. По словам современника, в оранжереях Копенгагена не осталось ни одной розы — все они были поднесены новой королеве танца.

Август Бурнонвиль

Август Бурнонвиль Фото: ru.wikipedia.org

Август Бурнонвиль с вниманием следил за восхождением своей ученицы. Шла работа над балетом «Вальдемар», где Люсиль Гран предстояло исполнить партию главной героини Астрид. Сюжет был взят из датской истории. Перед балетмейстером и артистами стояла непростая задача — передать танцем и пантомимой сложные взаимоотношения героев. Но напряжённый труд увенчался огромным успехом, а Люсиль Гран упрочила своё положение солистки.

И вот 1836 год, премьера датской версии «Сильфиды». Новую музыку написал Херман Левенсхольд. Воздушную деву танцевала Люсиль Гран, а Джеймса — сам Август Бурнонвиль. Юная Сильфида поразила кристальной чистотой движений и необыкновенной лёгкостью. В танце строгость сочеталась с затейливостью — как в морозных узорах на стекле. Современник писал, что в глазах балерины отражалась светлая и холодная лазурь северного края.

Люсиль Гран была музой-вдохновительницей Бурнонвиля. Но затем пути хореографа и артистки разошлись. Высказывались разные предположения, почему произошла размолвка, но истинную причину мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Разрыв с балетмейстером заметно обеднил репертуар Гран. Но она мечтала о мировой славе, которой сложно было бы достичь, оставаясь в Копенгагене.

Завоевание признания

И вот европейские столицы рукоплещут датской виртуозке. В Париже она станцевала «Сильфиду» — это была уже французская версия на музыку Жана Шнейцхоффера, что ставилась ещё в 1832 году для Марии Тальони. Выступать после столь именитой предшественницы было весьма рискованно. Но Люсиль Гран смело решилась на шаг, который многим казался авантюрным. И победила — успех её Сильфиды был велик, ею восхищались даже те, кто помнил в этой партии Тальони.

В 1843 году Гран приезжает в Санкт-Петербург. Но приём ей был оказан достаточно сдержанный. Однако сама артистка во время этих гастролей воплотила свою мечту — станцевала Жизель. Возможно, в этой героине было что-то, созвучное строкам датского поэта Адама Готлоба Эленшлегера:

Солнечный луч! Ты во взоре блуждаешь

Девушки, чувство познавшей впервые.

Словно сама красота, ты вонзаешь

В сердце мне стрелы свои огневые.

Но особенно близким датской балерине было второе действие — в нём её танец обретал особую задумчивость, образ был отмечен меланхоличностью и грустной мечтательностью.

Четвёртая звезда

1845 год ознаменовался триумфом в Лондоне. Люсиль Гран приехала туда одновременно с Марией Тальони, Карлоттой Гризи и Фанни Черрито. Трудно точно сказать, что способствовало такому стечению обстоятельств. Но именно тогда Жюль Перро поставил своеобразный мини-спектакль для четырёх знаменитостей — «Па-де-катр» на музыку Цезаря Пуни. Выступление состоялось в присутствии королевы Виктории.

Шарлотта Гризи, М. Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито на литографии Шалон, Лондон, 1845 г.

Шарлотта Гризи, М. Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито на литографии Шалон, Лондон, 1845 г. Фото: ru.wikipedia.org

Каждая известная балерина смогла наилучшим образом показать свои самые сильные стороны. Лиричная и воздушная Мария Тальони, причудливо-грациозная Карлотта Гризи, бравурная Фанни Черрито… И Люсиль Гран — с её тончайшими бисерными движениями, которые перемежались взлётами в прыжках и как будто зависанием в воздухе. Ощущались те особенности школы Бурнонвиля, которые артистка никогда не забывала.

Жюль Перро не скрывал, что из выступавших в тот вечер звёзд отдал предпочтение именно четвёртой из них — Люсиль Гран. Техника поражала ювелирным блеском, движения изумляли идеальной отточенностью. Лёгкость была поистине эфирной и при этом по-северному холодноватой.

Романтическая легенда

После лондонского триумфа Люсиль Гран ещё на протяжении одиннадцати лет выступала в крупнейших театрах. Несколько спектаклей поставила сама и станцевала в них главные партии. В 1856 году оставила сцену, но продолжала активно работать как педагог и балетмейстер. Примечательно, что она сотрудничала с Рихардом Вагнером и поставила танцы в его опере «Тангейзер».

Имя Люсиль Гран не было забыто — его носит одна из улиц в Мюнхене. А если вглядеться в балет «Сильфида» Августа Бурнонвиля, то можно уловить незримое присутствие той, которая когда-то воплотила образ воздушной девы в Дании. Хореографический рисунок — строгий и витиеватый, лиричный и невесомо-лёгкий — сохранил в себе те неповторимые черты, которые отличали искусство северной звезды балетного романтизма.

Автор: Наталья Наумова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх