Ван Гог, природа и космос неразделимы. Каждая картина художника таит в себе сокровенный смысл. Его творения можно рассматривать и рассматривать, каждый раз открывая для себя новые черты сущности художника и всего мироздания.
Винсент Ван Гог, «Ирисы», 1889 г. Фото: ru.wikipedia.org
Поразительное соприкосновение земной природы и космоса присутствует в картинах голландского художника Ван Гога на протяжении всей его жизни. Каждая картина, даже самая на первый взгляд простая, скрывает особое мировосприятие этого удивительного и талантливого человека.
Короткой была жизнь Винсента Ван Гога — прожил он всего 37 лет (1853−1890). Живописью занимался десять лет, а сколько успел за это время сделать! Были периоды, когда каждый день рождалось новое полотно.
Винсент Ван Гог, «Автопортрет», 1889 г. Фото: ru.wikipedia.org
Ван Гог самозабвенно любил природу, он говорил:
Искусство — это человек плюс природа.
Он считал, что художник на своих картинах должен отражать богатство, величие и красоту природы. И это он умел делать! Вот как характеризует Рэй Брэдбери подсолнухи, одни из любимых цветов художника:
А на обед — брызжущие огнем подсолнухи Ван Гога на мощных стеблях; их цветение постигнет и слепец, пробежав обожженными пальцами по пламенному холсту. (рассказ «Погожий день»).
Винсент Ван Гог, «Подсолнухи», 1888 г. Фото: ru.wikipedia.org
Действительно, Ван Гог использовал цвета так мастерски, что его картины наполнялись объёмом, становились не только зримыми, но и осязаемыми.
Максим Велтистов, современный поэт, написал строки, пронизанные солнечным светом и величием растений, словно пришедшим с небес.
Подсолнухи Ван Гога
Цвели подсолнухи на поле,
Сверкало солнце золотое,
Ван Гог шагал с этюдником по полю,
Подсолнухов сияло море.
Они влекли его и поле,
Горело словно море золотое,
Подсолнухи шептали в поле,
И золото-волшебное, живое,
Всё превратило в жёлтый цвет,
И скорость света гения ответ,
На век осталась на холсте,
Сквозь вечность движется к тебе!
Винсент Ван Гог, «Четыре увядающих подсолнуха», 1887 г. Фото: ru.wikipedia.org
Жёлтый — любимый цвет Ван Гога. В письме к младшему брату Тео художник пишет:
Желтый цвет — высшая просветленность любви. Солнце и свет, по счастью, можно выразить при помощи желтого, бледного желто-зеленого, лимонного и золотого. Как прекрасен желтый цвет!
К жёлтому цвету великий художник шёл медленно, но неотвратимо.
Первые его картины выполнены в чёрных тонах. Пребывание в качестве миссионера в шахтёрском посёлке в Бельгии в Боринаже способствовало использованию чёрного цвета. Чёрно-белые портреты угольщиков как нельзя лучше отображают тяжёлую работу, нищету, болезни и мрак.
Винсент Ван Гог, «Едоки картофеля», 1885 г. Фото: ru.wikipedia.org
Одна из первых значимых картин Ван Гога «Едоки картофеля» также наполнена чёрным цветом, что хорошо подчёркивает бедность и достоинство простых людей.
Постепенно более яркие оттенки наполняют его картины, а в 1888 году, за два года до смерти, Ван Гог написал «Ночное кафе в Арле». На знаменитой картине художник изобразил ночное время суток, не используя при этом чистой чёрной краски.
Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе» Фото: ru.wikipedia.org
В 1886 году Ваг Гог переезжает в Париж к брату Тео. Здесь он начинает совершенствовать своё художественное мастерство. Время, проведённое у брата, стало самым плодотворным периодом, но его картины не воспринимались публикой.
Ван Гог покидает столицу и перебирается на юг Франции, в Арль. Обилие солнца и тепла окутывает художника жёлтым цветом. Пшеничные поля, подсолнухи на фоне яркого солнечного света наполняют Винсента восторгом перед природой, буйством жизни.
Винсент Ван Гог, «Вид Арля с ирисами», 1889 г. Фото: ru.wikipedia.org
В Арле появляются его знаменитые полотна с пшеничными полями и подсолнухами. Ван Гог снимает небольшой дом, он мечтает покрасить его в жёлтый цвет:
Под серо-жёлтым солнцем… вся земля жёлтая…, а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелен изнутри белым, везде солнечно… Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича.
Подсолнухи художник писал для украшения этого дома, который должен был создавать чувство радости и жажды жизни.
Оттенки жёлтого цвета неизменно присутствуют в его портретах в качестве фона. Вспомните автопортрет в серо-жёлтой шляпе.
Винсент Ван Гог, «Автопортрет в соломенной шляпе», 1887 г. Фото: ru.wikipedia.org
Жёлтый цвет приходит на землю с небес, освещает и согревает всё живое на ней. Туда же, в небеса устремляют взоры неординарные личности, оттуда они получают знания и вдохновение. И не важно, художник ли это, композитор, писатель, учёный — искорка вселенских знаний пронзает человека, и он творит, творит вопреки непризнанию, непониманию. Но проходят годы, и гениев начинают понимать и признавать.
Ван Гог жил на земле, но его сущность стремилась ввысь — на картинах появляются кипарисы. Они являются связующим звеном между земной жизнью и вселенской бесконечностью.
Винсент Ван Гог, «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе III», 1889 г. Фото: ru.wikipedia.org
Вернёмся к подсолнухам Ван Гога. Удивительное полотно «Ваза с пятнадцатью подсолнухами»: ярко-жёлтые подсолнухи на жёлтом фоне. Кажется, контраста нет, но взгляд трудно отвести от картины. Недолгая, насыщенная лишениями жизнь художника всплывает в памяти.
Детство, когда все считали его необычным и своенравным ребёнком. Юность — поиски своего места в жизни, неудавшиеся любовные увлечения, разочарования, нищета, первые картины. Зрелые годы, когда картины рождались одна за другой, когда психика художника не выдерживала темпа жизни.
Недаром специалисты полагают, что избыток чего-либо непременно порождает отклонения. Так и жёлтый цвет, несущий радость, свет, жизнь, может вызвать безумие — человек не выдерживает океана солнечного света, энергии, которая вливается в него с небес.
За несколько месяцев до смерти Ван Гог обращается к целительному зелёному цвету и пишет весной 1890 года картину «Стволы деревьев в траве». Деревья стоят на ярко-зелёной траве, в которой мелькают цветы луговых трав. Но эта малость зелёного не спасает Винсента от надвигающегося мрака.
К деревьям, вернее корням деревьев, художник возвращается в день рокового выстрела. Картина «Корни деревьев» осталась неоконченной.
Винсент Ван Гог, «Корни и стволы», 1890 г. Фото: vangogen.ru
Обнажённые корни деревьев и нижние части стволов на крутом склоне. Беспорядочное, лихорадочное переплетение корней, которое занимает почти всё полотно, отражает эмоциональное и психическое перевозбуждение художника. И лишь в левом верхнем углу синеет кусочек неба, как бы заявляя: Винсент сопротивляется безумию, стремится к простору, к чистоте, к небу, помнит о космосе, о его притягательности и мощи.
За несколько лет до этого, последнего момента жизни, Ван Гог изобразил на этюде корни деревьев и тогда же написал брату, что корни символизируют жизненную борьбу. Художник боролся с надвигающейся бездной до последнего дня.
Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с воронами», 1890 г. Фото: ru.wikipedia.org
В последний месяц жизни Винсент пишет несколько картин, изображающих пшеничное поле, но они не светлые, радостные, от них веет мраком. Зловещее карканье ворон чудится при взгляде на полотно «Пшеничное поле с воронами». Нарастающее эмоциональное и психическое напряжение сквозит в картине «Пшеничное поле под грозовыми тучами».
Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле под грозовыми тучами», 1890 г. Фото: impressionism.su
За год до ухода в мир иной Ван Гог пишет одну из своих самых удивительных картин — «Звёздная ночь». Полотно создано в клинике для душевнобольных.
Большая часть полотна отведена небу. Сказать, что просто ночному небу — не сказать ничего. Ван Гог открывает взору космическое величие, безграничность, которую не постичь разумом. Вспоминается эпиграф к научно-популярной брошюре о бесконечности, звучит он так: «Я схожу с ума от мысли о бесконечности».
В полной мере художник передаёт это состояние: величие и сила космоса затягивают его в свои недра, разумом не в силах сопротивляться, душа жаждет растворения в великой бездне.
На нижнем плане изображён спящий город, место, где обитает человек. И как связующее звено вздымается ввысь кипарис. Зелёное буйство пламени завораживает, кажется, что верхушки ветвей вот-вот коснутся космоса и унесут за собой метущуюся душу художника. Недаром во многих культурах кипарис символизирует путь души усопшего на небо.
Винсент Ван Гог, «Звездная ночь», 1889 г. Фото: ru.wikipedia.org
Особая техника (круговые мазки, передача света), которую применил Ван Гог при создании этого полотна, создаёт ощущение движения, причём это не просто земные движения воздуха, а космические завихрения. Только спустя полвека учёные откроют эффект космической турбулентности.
Но как художник увидел и передал её тогда, остаётся загадкой. Великое предвидение или видение, данное ему свыше, что водило рукой гения?
И самое интересное: в 2016 году космический аппарат, запущенный с космической станции «Юнон», достиг Юпитера. Первыми были получены фотографии атмосферы планеты. При изучении снимков Амелия Каролина Спаравигна увидела необычную идентичность вихревых образований и пятен в атмосфере Юпитера и воздушных завихрений, изображённых Ван Гогом на полотне «Звёздная ночь».
«Звездная ночь», версия с небом Юпитера Фото: vlv-mag.com
Немного обработав фотографию с космического аппарата, Амелия заменила снимком атмосферы Юпитера верхнюю часть картины — природные вихри Юпитера прекрасно вписались в картину художника, местами даже совпадая с техникой мастера.
Что это — простые случайные совпадения или непознанные способности гениев видеть то, что не видит простой смертный?
Как бы то ни было, но отрицать неординарность художника нельзя. Живя в реальном земном мире, безумно любя природу, сострадая обездоленным, сопереживая простому люду в его нелёгкой жизни, Ван Гог был тесно связан с космосом, чувствовал его безбрежность и гармонию. Видел то, что мы сейчас называем гармонией хаоса.
Винсент Ван Гог сказал:
Тот, кто любит природу, может найти красоту повсюду.
Этими словами многое сказано, с этими словами можно идти по жизни, и тогда нам откроется мир, далеко выходящий за пределы видимости.
Автор: Людмила Белан-Черногор
Свежие комментарии