На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 245 подписчиков

Свежие комментарии

  • КУАТ
    Естественно не в долларах и не в евро.Договорились на с...
  • АНАТОЛИЙ ДЕНИСОВ
    Не отца" теории относительности а ОТЧИМА. Они с женой приватизировали чужие мысли . А она была математик , он патенто...Альберт Эйнштейн:...
  • Михаил Е
    Они тоже грязноваты: разрушений меньше, заражение то же. Даже водородные "чище" только в отношении остаточная радиаци...Первая порция фра...

Бриллиантовая рука – апофеоз советской комедии

Бриллиантовая рука

После серии удачных, пожалуй, самых удачных за всю историю советского кинематографа комедий, Леонид Гайдай решил свернуть с проторенной тропы. Знакомые каждой семье гайдаевские герои - Трус, Балбес, Бывалый и Шурик-Демьяненко - утомили его еще в «Кавказской пленнице». Он решил снять в центральной комедийной роли своего любимого актера Юрия Никулина, и именно для него Костюковский и Слободский писали сценарий фильма «Бриллиантовая рука».

В основу, как и в случае с «Кавказской пленницей», лег реальный случай. Похожая история приключилась где-то в Альпах, и о ней поведал журнал «За рубежом». Гайдай ухватился за абсолютно сырой и туманный проект, как обычно, вся картина была понятна одному творцу. Но лимит доверия к Гайдаю в то время был безграничен, и 3 января 1968 года, чуть только отшумели новогодние праздники, Главное управление кинематографии дало добро.

Бриллиантовая рукаНа этот раз Никулин не имел ничего общего с Балбесом. Его герой Семен Семеныч - скромный, почти чеховский «маленький человек». Волею случая, он попадает в эпицентр настоящих приключений, которые честному советскому гражданину даже в страшном сне не приснятся. В его тихую размеренную жизнь врываются тайны, которые он нелепо и самоотверженно хранит. Семен Семеныч отныне видит в зеркале заправского героя, матерого тайного агента и с достоинством несет по жизни свою бриллиантовую руку.

Это абсурд, яркий, почти что раздражающий контраст, вершина комедийного искусства. Гайдай, в который раз по наитию создал те самые кадры, подобрал единственно верный актерский ансамбль. «Бриллиантовую руку» ждала та же судьба, что и предыдущие гайдаевские комедии - она превратилась в сотни цитат и поговорок.

Однако этот сверх меры удачный актерский состав собирался не без проблем. «Миронову не везет в кино, он все еще кривляется», «Мордюкова слишком жирно играет, это безумная, одержимая пошлость», «Светличная слишком сексуальна, чересчур соблазнительна», «Никулин мог бы играть острее», «Папанов не так хорош, как ожидалось»... Реакция худсовета на новую комедию Гайдая была предсказуемой. Высокомерно принизить значение чужих творческих порывов, максимально ограничить любые новшества и режиссерские находки, сравнять с землей перегибы и преувеличения. И все ради чего? Гайдай именно потому и стал выдающейся, колоссальной личностью, что равнодушно игнорировал, чьи бы то ни было оценки.

Он отстоял своих актеров. И дал возможность бывшим членам худсовета чуть позже говорить о новом шедевре как о своем гениальном детище. Действительно, худсовет не устраивали практически все актеры. Нонну Мордюкову забраковали все редакторы. Светлану Светличную утвердили на роль Анны Сергеевны, чарующей незнакомки в легкомысленном халатике, с большими оговорками.

Бриллиантовая рукаСерьезная борьба шла за роль Козодоева. Носикова и Рудина забраковали сразу, остались Вицин и Миронов. Вицин - один из любимейших актеров Гайдая, Миронов - не слишком удачливый актер, о котором на тот момент говорили лишь как о сыне талантливых родителей. Тем не менее очевидный выбор не состоялся. Гайдай рискнул, он знал возможности Вицина, понимал, что тот будет верен старой традиции. Миронов добавит фильму новый голос.... Чуть позже советские газеты писали, что судьба протянула Андрею Миронову свою «бриллиантовую руку». Он стал любимцем публики и чрезвычайно востребованным актером. Впереди были только безграничные возможности для дальнейшей самореализации.

Кстати, мало, кто знает, что в «Бриллиантовой руке» снялся сын Никулина, Максим. Его единственная роль в кино - мальчик, которого герой Андрея Миронова встречает на отмели и отвешивает ему щедрый пинок. Очень тогда Максим обиделся на актера - пинок после десятка неудачных щадящих дублей был неожиданным и настоящим. И именно этот дубль вошел в окончательную версию.

Есть еще один случайный дубль, который также попал в фильм, - финальные кадры, в которых на голову Семену Семенычу падает крюк. Это была чистая случайность, окончившаяся для Никулина небольшим сотрясением мозга и эффектной концовкой фильма. А вообще, как и любая стоящая картина, «Бриллиантовая рука» бережно хранит в своей истории целую коллекцию мифов, небылиц и реальных случаев со съемочной площадки. И делится ими очень осторожно, подогревая интерес, но не рассказывает свою самую главную историю - секрет феноменального успеха.

Дарья Печорина

http://www.nashfilm.ru/sovietkino/530.html

Картина дня

наверх