На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 227 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Ответ на санкции от запада и англосаксов к России, начал реализовываться зеркально в России. Сразу начались плитическ...Money: Россия отв...
  • Андрей nirVAna
    ЧТО И ГОВОРИТ О ТОМ , ЧТО СЛАБЕЕТ КАПИТАЛИЗМ !!!Гегемон играет в ...
  • Андрей nirVAna
    НАЦКЛАНЫ РВУТ ПИНДОСТАН НА ЧАСТИ !!!Гегемон играет в ...

В «светлое безуглеродное будущее» теперь только пешком - в мире грядёт закат электромобилей. ДВС непобедим...

«Сообщения о замедлении рынка электромобилей сильно преувеличены» − так озаглавлена последняя статья насквозь «зеленого» агентства Блумберг о ситуации с электромобилями.

Автомобильный мир отсеивает автопроизводителей, производящих конкурентоспособные электромобили.

Что ж, есть хороший повод разобраться в вопросах:

  • есть ли на самом деле замедление рынка электромобилей?
  • если есть, то преувеличивают ли его журналисты?
  • и если преувеличивают, то насколько сильно?

Заодно стоит подумать, а граждан России проблема рынка электромобилей должна волновать, или пусть они там сами с ней разбираются?

Сразу скажем − волновать должна. Правительство медленно (не самая важная на сегодня тема), но упорно толкает участников рынка и местные власти к электромобилизации.

Вот-вот на рынке должны появиться в товарных количествах отечественные электромобили.

По словам премьера Михаила Мишустина, за следующие три года в России будет произведено около 100 тыс. электромобилей.

Импортные машины уже вовсю завозят отдельные энтузиасты. «Вовсю» − некоторое преувеличение. По данным РБК, в 2022 году в страну было ввезено чуть более 500 электромобилей, что на 53,2% меньше показателей за 2021 год, когда импорт составил 1 154 авто.

«Тиньков-журнал» пишет прямо противоположное: в России в 2022 году продали почти 3000 новых легковых электромобилей — на 33% больше, чем годом ранее. Нет смысла выяснять, кто прав, потому что все согласны − электрокары составляют менее 0,1% отечественного автопарка, их в стране всего около 25 тыс.

  • Однако от глав регионов требуют строить зарядки для электромобилей.

Впереди как всегда Москва. По данным на конец октября 2023 года в столице имеется 3500 зарядных станций, а через семь лет их будет около 15 тыс. По всей же России до конца 2024 года планируется построить около 3 тыс. станций.

  • Что там за бугром с электромобилями?
Переход на электромобили с автомобилей на бензине и дизеле − провозглашен одной из самых важных составляющих зеленого энергоперехода.

На бензин и дизель для транспорта в настоящее время перерабатывается примерно 65% добываемой нефти. Все виды транспорта выбрасывают в атмосферу более чем 16% всех парниковых газов, за выброс которых ответственно человечество.

Вообще-то человечество ответственно только за 3,9% ежегодного естественного выделения/поглощения СО2 природными процессами на планете, но это тема для другой статьи.

Еще недавно казалось, что дни нефтяных авто сочтены. Европарламент в конце октября 2022 года принял законопроект, запрещающий продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2035 года.

  • Великобритания оказалась впереди всех с решением запретить такие автомобили с 2030 года.
Законодатели ЕС голосуют за запрет продажи новых автомобилей с бензиновым двигателем с 2035 года

Аналитические агентства рисовали графики крутого роста продаж электромобилей, а правительства всех развитых стран доплачивали их покупателям несколько тысяч долларов.

В США сейчас доплачивают $7,5 тыс., в Германии на август 2023 года покупателям электромобилей доплачивали до 4500 евро, в января 2024 года федеральное правительство снизит субсидию максимум до 3000 евро.

Автопроизводители манипулируют субсидиями как только могут. Например "Тесла", указывает цену электромобиля с субсидиями ($7500) и расчетной экономией на бензине ($3000). Правда про 7500 долларов субсидий есть примечание "не все клиенты имеют право на это". Вот только купить "Теслу" за 28490 долларов можно только за 38990 долларов + доставка и налог.

Вот пример прогноза рынка электромобилей от известного мирового энергетического агентства Rystad Energy.

EV - Электромобили.

Естественно, все крупнейшие производители с энтузиазмом начали делать электромобили и строить планы полного отказа от производства бензиновых и дизельных машин.

Электромобили «Тесла» Илона Маска стали статусным символом прогрессивных состоятельных людей.

Все было великолепно, но с 2022-23 годов, что-то вдруг пошло не так...

Так в марте 2023 года страны-члены Европейского союза решили отложить обсуждение запрета автомобилей на бензине и солярке на неопределенный срок (спустя всего лишь пять месяцев с анонсирования запрета!).

В сентябре премьер Великобритании Риши Сунак отодвинул запрет продаж автомобилей на нефтепродуктах на 5 лет − до 2035 года. Но самое главное − производители электрокаров стали терять деньги. Причем одновременно все.

Вот некоторые факты о масштабе катастрофы:

В августе текущего года обанкротилась американская компания Proterra − ведущий в стране производитель электрических автобусов (50% рынка).

Всё по последнему писку экомоды: зелено=экологично.

С момента основания в 2004 году компания продала около 1300 электробусов более чем 130 транзитным агентствам в США и Канаде. Проблемы у Proterra начались примерно в 2020 году, а окончательный крах пришелся на 2022 год, когда при первичном публичном размещении акций компании удалось привлечь только $15 млн из запланированных $150 млн.

Маржинальность бизнеса компании в 2022 году оказалась всего 4% (!).

Для справки: доходность абсолютно надежных американских ценных бумаг около 5%, поэтому вести бизнес с доходностью менее 7-8% считается признаком умственного помешательства.

Недавно компанию купили по частям, заплатив $220 млн за то, во что было вложено $700 млн.

Один из мировых производителей автомобилей "Ford" в своем отчете о прибылях за третий квартал 2023 года порадовал нефтяников − подразделение электромобилей компании зафиксировало квартальный убыток (до вычета процентов и налогов, EBIT) в размере $1,33 млрд.

  • Топ-менеджеры Ford честно признались, что за 2023 год потеряет на электромобилях в общей сложности $4 млрд.
Ford теряет $36 000 на каждом проданном электромобиле. Компания сокращает инвестиции в электромобили.

Ford пытался сопротивляться падению спроса и росту убытков, но безуспешно. Компании пришлось отказаться от цели в 2 млн электромобилей в 2026 году. Инвестиции в сегмент электромобилей были снижены сразу на $12 млрд, более того, строительство второго завода по производству аккумуляторов было остановлено.

Второй американский гигант − General Motors − констатировал снижение прибыли на $1,5 млрд в текущем году из-за проблем со сбытом электромобилей.

Кумир фанатов электромобилей − "Tesla" − в третьем квартале текущего года произвела более 430 тыс. авто. Производство выросло на 18%, но выручка в два раза меньше − только на 9%.

Илон Маск между потерей доли рынка и потерей прибыли выбрал последнее, снизив цены на свои модели.

В результате операционная прибыль в третьем квартале составила $1,8 млрд, а чистая прибыль − $1,85 млрд, что, соответственно, на 52% и 44% меньше результатов прошлого года. Рентабельность упала до 7,6% (!) против 17,2% годом ранее. Ко всему компания приостановила строительство нового завода в Мексике.

О проблемах со сбытом электромобилей и о снижении рентабельности сообщили практически все производители.

Но почему забастовали покупатели электрокаров?

Причины для обвала продаж электробусов компании Proterra, да и остальных производителей, были.

Электробус примерно в два раза дороже дизельного автобуса (цифры для США $1,1 млн и $500 тыс.).

Заряда аккумуляторов хватает для движения летом, зимой уже проблемы, а для обогрева салона и в США, и в Москве, и во всех остальных городах электробусы оборудуют дизельными печками, которые потребляют до половины расхода топлива обычного автобуса.

В Париже в апреле прошлого года после второго за месяц возгорания на "ровном месте" с маршрутов были сняты все электробусы Bollore Bluebus 5SE.

В Германии в 2021 году, после того, как пожары электробусов на стоянках в Штутгарте и Дюссельдорфе привели к уничтожению десятков машин, города отказались от их эксплуатации.

Потом, правда, под давлением "зелёного" правительства снова стали их использовать.

Частных покупателей от покупки электромобилей удерживает комплекс причин.

  • Первая − цена. В Европе самый дешевый электромобиль более чем на 18 тыс. евро дороже самого дешевого сопоставимого по классу автомобиля с ДВС. В США разрыв в цене − более 15 тыс. долларов.
  • Второе − дальность поездки на одной заправке, у электромобили она на 30-50% меньше, чем у авто с ДВС.
  • Третье − время зарядки. В частном доме можно подключить электромобиль на ночь (если ночью никуда не надо ехать), а зарядок на трассах пока не хватает.

Самая быстрая зарядка для лучших электрокаров занимает около 15 минут. Немного, но бензин заливается за 3 минуты. На зарядках попроще можно провести 30-40 минут, если есть свободное место.

На форумах некоторые владельцы возмущаются, что вынуждены вставать в 4 утра, чтобы зарядить свою колымагу.
Другие решают проблему креативно....
  • Четвертое − цена электроэнергии при зарядке. На трассе киловатт может стоить в 3-4 раза больше, чем в домашней сети. Бензин уже получается дешевле.
  • Пятое – кошмар ограничения мощности домашней сети. Ветер не дует по приказу, а тучи ходят сами по себе. Поэтому после уровня порядка 30% энергоснабжения электросетей от ВИЭ энергетики не могут в часы пик обеспечить всех нужной энергией.

 

Например в Калифорнии, пользоваться электричеством нужно по расписанию. Оператор электросети оповещает своих пользователей, что сегодня нельзя выставлять кондиционер на охлаждение ниже 25 градусов Цельсия, а про использование мощных электрических приборов и освещения нужно забыть.
А вот сегодня можно и свой электромобиль заряжать.

Для решения проблемы был найден современный выход − «умные» электросчетчики. Если сеть не справляется с потреблением, на счетчик подается команда, и он ограничивает мощность, подаваемую потребителю. Первым под отключение естественно попадают самые прожорливые потребители − электрокары и тепловые насосы.

  • Шестое − никто не хочет покупать старые электромобили. Рынок уверен, что 8 лет, максимум 10 – предел для батареи, которая стоит до половины автомобиля.

Качественные автомобили на бензине и дизеле без особых проблем могут служить 15-20 лет. Для сравнения: рынок подержанных автомобилей составляет в США 73% общего числа проданных автомобилей.

Сейчас производители пытаются выйти из положения, предлагая автомобили без аккумулятора, а аккумулятор к нему вы можете взять напрокат. Старые аккумуляторы предполагается использовать в системах накопления электроэнергии для сглаживания пиков генерации ветряков и солнечных панелей.

Как результат, в Великобритании, например, 75% электрокаров покупают владельцы таксопарков и коммерческие фирмы − им за это доплачивает правительство. Частники приобрели только четверть проданных электромобилей.
  • Седьмое − страховка. Страховые компании не хотят судебных процессов по обвинению в непредумышленном убийстве и заставляют менять батареи при любом повреждении. Кто его знает, что там могло испортиться при ударе?

Надежной диагностики нет, вдруг загорится? В результате средняя стоимость страховки, например, в Великобритании за год выросла в три раза, а некоторые компании отказываются от полного покрытия.

Tesla Model Y вообще отказывались страховать. А там где согласились страховка выросла с 1200 до 5000 фунтов стерлингов (564 570 рублей).
  • Восьмое − насильно мил не будешь. Жесткое давление властей на потребителей вызывает естественное нежелание ему подчиняться.

Так, в Лондоне из 14 690 лицензированных такси половина, 7 972, являются электромобилями. Причина «энтузиазма» − с 2018 года власти города требуют, чтобы все новые такси имели нулевые выбросы, а с 2020 года со всех такси с ДВС за проезд в центре города (зона сверхнизких выбросов) ежедневно сдирают 12,5 фунтов стерлингов.

Можно представить «счастливые лица» лондонских таксистов.

Последняя новость − в Германии в начале декабря на дорогах застряли сотни электромобилей. Аккумуляторы стали быстро разряжаться, и машины останавливались прямо на шоссе, хотя мороз был не таким уж и сильным − от минус 2 до минус 12 °С.

Неудивительно, что водители все меньше мечтают об электромобилях. В конце ноября генеральный директор бренда Volkswagen Томас Шефер заявил, что в своём нынешнем состоянии компания является «неконкурентоспособной».

Немалую долю в эту «неконкурентоспособность» внесли электромобили. Ещё летом производителю пришлось временно остановить несколько заводов из-за слабого спроса на машины − на 30% меньше планируемого.

Был остановлено производство электрокроссовера Volkswagen ID.4VW и хэтчбека ID.3.

Однако истерические заявления Шеффера имели более глубокую причину − по опросам компании, только 2% водителей купили бы электромобиль в ближайшее время.

Цифры сильно разнятся от опроса к опросу. Например, в Испании по опросу 2023 года желание купить электромобиль выразили 67% респондентов. Прекрасная цифра скажите вы, вот только вот в 2021 году таких было 86%.

Рыночек порешал...

Главный показатель всегда и везде − продажи на рынке. Мировые аналитические агентства (Bloomberg, Rystad Energy) пишут о средней доле электромобилей в общих мировых продажах в 15-16%. В разных странах эта доля сильно разная. По данным Международного энергетического агентства, в Китае чистые электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEN) занимают около 30% рынка, в Европе − чуть более 20%, а в США − крупнейшем мировом автомобильном рынке − около 8%.

Рынок электрокаров и подключаемых гибридов в Китае, Европе и США.
Кстати, в США электромобили покупают в голубых штатах, где всем заправляют демократы. А в красных республиканских штатах продажи около нуля.

Доля продаж электромобилей по штатам

Вот еще забавная картинка с Японией. Вся в цветущей сакуре и озабоченная экологией Япония не хочет покупать электромобили. В Японии доля собственной экологически чистой электроэнергии 24% (ВИЭ, атомная и гидроэнергия).

Чтобы им не закачивать ее в электромобили? Так нет же − заливают в бак бензин и дизель, 100% которых импортируется. Чудеса!

Продажи электромобилей, от общего объема продаж в странах.

Еще пара замечаний об электромобилях. Исследование показало, что электромобили в США покупают состоятельные потребители как вторую машину в семье − "жене в магазин ездить".

Данные за 2016-2022 годы дали цифры: электромобили проезжали 11531 км в год, а автомобили с бензиновым двигателем − 18736 км в год. То есть бензиновые авто были основными рабочими лошадками в семье.
Еще круче пример Норвегии, где продажи электромобилей составляют 80-90% всех продаж.

Синяя линия на графике − потребление топлива.

С ростом продаж электромобилей потребление топлива должно резко падать, а оно почти не падает.

Это как так? Очень просто: электромобиль для близких поездок и для социального статуса. А старенькая бензиновая машина − для нормальных поездок.

Блумберг по-своему прав в оптимистичной оценке будущего электромобилей. Мировые продажи электромобилей выросли на 34% с начала года. Самый значительный вклад в совокупный рост продаж внес Китай, где за последние девять месяцев рынок электромобилей увеличился на 29%. Вот прогноз Блумберга продаж электромобилей на 2023 год − 57% всех электромобилей будет продано в Китае!

Продажи электромобилей в 2023 году по странам

«Сильно» преувеличены сообщения о замедлении продаж электромобилей, или «несильно» − вопрос философский, но сам факт замедления налицо. Вот график того же Блумберга продаж электромобилей.

Выделенный столбец − продажи за год между всемирными климатическими саммитами "СОР27" и "СОР28".
  • Но почему?

В тексте перечислено много объективных и субъективных причин замедления продаж электромобилей. И все-таки, как могли не предвидеть этого замедления маркетологи мировых автомобильных брендов, которые знают абсолютно все про автомобильный рынок?

Увы, они тоже только люди, и могли поддаться всеобщей безуглеродной истерии.

Но вам, дорогие читатели, хочется напомнить: если вас силой толкают к «светлому будущему», любому − безуглеродному, безрыночному, безклассовому, безмясному, безгендерному, безденежному − проблемы неизбежны. Если будущее такое «светлое», как его рисуют, наоборот, надо ставить барьеры, что толпа жаждущих счастья не затоптала друг друга.

Всемирная электромобилизация факт неизбежный, это да, но бежать впереди паровоза можно лишь в том случаи, когда паровоз находится на запасном пути.

Более подробно в видео ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх