Парадокс Бонини гласит, что чем полнее модель сложной системы, тем менее понятной она становится.
Уверен, что из этого определения, вы мало что поняли, но не расстраивайтесь, читайте дальше и вы всё поймёте.
И начнём мы с афоризмов
Афоризмы призваны нам упростить громоздкие рассуждения, заменив их лаконичными и краткими выражениями. Их задача упрощать... или нет?
Возьмём, к примеру, фразу «честность — лучшая политика». Она краткая и легко запоминаемая. Однако исключает ряд нюансов каждый из которых может указать на ситуацию, в которой не следует быть честным.
По сути, афоризм должен звучать примерно так: «честность — лучшая политика, за исключением случаев, когда цена правды настолько велика, что было бы лучше, если бы другая сторона была в неведении».
И я думаю, вы со мной согласитесь, что подобная точность важна!
Подобная точность — это своего рода карта, в соотношении 1:1. С её помощью максимально просто будет разобраться на местности и найти нужный объект, но она крайне неудобна в использовании. Это и есть Парадокс Бонини.
Парадокс Бонини
Парадокс Бонини — не первая формулировка этой идеи. Британский статистик Джордж Бокс ранее писал:
«Помните, что все модели неверны; практический вопрос заключается в том, насколько они должны быть неправильными, чтобы перестать приносить пользу».
Вот, так мы и получаем ментальные модели, рекомендации и афоризмы, которые кажутся противоречащими друг другу.
Рассмотрим некоторые из них:
- Простота: Бритва Оккама учит нас, что самое простое объяснение является наиболее вероятным. У Джона Хикама был очевидный контраргумент (в области медицины): «Человек может иметь столько болезней, сколько ему заблагорассудится». То есть, если переводит на человеческий язык, то фактический процесс, который происходит при диагностике пациента, представляет собой непрерывный поток гипотез и проверки этих гипотез. А значит бритва Оккама, в области медицины, одновременно применима и не применима.
- Риск: «Вы НЕ сможете выиграть в лотерею, если не купите билет» звучит здраво, пока вы не осознаете, что, купив билет, вы с высокой долей вероятности также не выиграете в лотерею и скорее всего потеряете деньги.
- Обратная связь: Джефф Безос каждый год заставляет десятки руководителей и менеджеров Amazon проводить два дня в колл-центре для клиентов. Для него важно получать обратную связь, чтобы понимать, чего хотят его клиенты. У Генри Форда было другое мнение на этот счёт: «Если бы я спросил у людей, что им нужно, они бы попросили более быструю лошадь» (от ред. вместо машины).
- Общение: Парадокс Поппера говорит нам, что должен быть предел тому, какую речь и тон разговора мы готовы терпеть, в противном случае дискуссия может закончиться ничем. Однако тут не уточняется, что попытка контроля тона и речи собеседника, также может стать причиной того, что дискуссия закончится ничем.
- Бизнес: у первопроходца в бизнесе есть преимущество, ведь он получает фору и имеет возможность создать прочную основу для конкуренции. Но тот, кто затевает бизнес последним, имеет возможность избежать ошибок, допущенных первопроходцами.
Как вы поняли, все вышеперечисленные идеи верны. Но при этом противоречат друг другу.
Свежие комментарии