На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 630 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Анатольев
    Вот тебе и на!!!!!!! И ОНО еще помогает украинцам, теперь понятно почему УКР самоуничтожается!!!!!! Попутного!Лондон — всё.
  • Александр Симаков
    Ваня, в статье написано, что их уже 14 миллионов в России! Это всей стране надо приготовиться. 😀О перспективах
  • Александр Симаков
    И не добавляйте, а то добавите, да не то.Кавказский фронт ...

Ложь во спасение. Всегда ли нужна правда?

А кто не врёт? Найдется ли хоть один человек во всем мире, который ни разу не соврал? Вряд ли. Ложь сопровождает человека, можно предположить, с начала его существования как вида. Естественно, что все сказки, все мифы — затейливое переплетение правды и лжи.

Антонио Темпеста, иллюстрация «Метаморфозы. Лигд говорит Телетузе о потомстве», 1606 г.

Антонио Темпеста, иллюстрация «Метаморфозы.

Лигд говорит Телетузе о потомстве», 1606 г.Фото: cavevo.ru

Несомненно, что чаще всего ложь преследует корыстные цели. Но иногда случается то, что называется «ложью во спасение». Такой древнегреческий миф описывает Овидий в девятой книге «Метаморфоз».

…Жил да был на острове Крит простой человек по имени Лигд с женой Телетузой. Ничем не выделялся: ни богатством, ни благородством (надо полагать — происхождением), проще сказать — бедняк. Детей у него не было, здоровьем он похвастаться не мог.

Судя по всему, супруги были довольно пожилыми, и детей у них не было. И вдруг жена забеременела. Подошел срок родить, и этот благочестивый человек говорит жене:

«Если ребенка родишь мне женского пола, хоть против Воли, но все ж прикажу: — прости, благочестье! — пусть гибнет!»

Вся благочестивая предыдущая жизнь побоку: муж просит жену умертвить ребенка! Жена взмолилась, но он остался непреклонным! Тяжелейшая ноша! Как быть? Что делать? Лишить ребенка жизни — ей это просто не под силу! Кто ей пришел на помощь — египетские боги. Они пришли к ней во сне:

Анубис, что лает по-песьи,

Апис, с окраской двойной,

Бубастида святая и Озирис

Вместе с ползучей змеей, смертоносного полною яда.

Они сказали, что не надо ничего бояться, надо обмануть мужа!

Криспин ван де Пассе Младший, «Исида приходит во сне к Телетузе», 1636 г.

Криспин ван де Пассе Младший, «Исида приходит во сне к Телетузе», 1636 г. Фото: ru.wikipedia.org

Телетуза родила девочку, муж при родах не присутствовал, младенца на руки не брал, а мать отдала дочь кормилице. Ребенка называют Ифис. Его одевают мальчиком, благо лицо остается нежным.

«Мальчика был на ребенке наряд, а лицо — безразлично, Девочки было б оно или мальчика — было прекрасно».

Время бежит, мальчику пошел тринадцатый год. Отец ему уже и невесту подобрал. И случилось так, что дети полюбили друг друга.

Девочка несчастна, она чувствует какую-то несправедливость в том, что происходит:

«коровы коров и кобылы кобыл не желают,

Любят бараны овец, и олень за подругою ходит;

Тот же союз и у птиц; не бывало вовек у животных

Так, чтобы самка у них запылала желанием к самке».

А мать жениха Телетуза под разными предлогами откладывает свадьбу:

«То на притворный недуг ссылается; то ей приметы

Доводом служат, то сны»

Все мыслимые и немыслимые предлоги кончились! Завтра свадьба! Завтра откроется обман! Что будет с дочкой? Что будет с ней самой?

Телетуза

С дочки своей и с себя головные срывает повязки

И, распустив волоса, обнимает алтарь, — «О Изида, —

Чьи Паретоний, Фарос и поля Мареотики, — молит, —

Вместе с великим, на семь рукавов разделяемым Нилом!»

Она обращается ко всем богам Египта:

«Если она родилась, если я не стыдилась обмана, —

Твой то совет, поощренье твое! Над обеими сжалься,

Помощью нас поддержи!» — слова тут сменились слезами".

И тут ей почудилось, что алтарь заколебался!

«Врата задрожали у храма; зарделись

Лунным сияньем рога; зазвучали гремящие систры»

(Систры — трещотки)

Николас де Леней по рисунку Жан-Мишеля Моро, «Молитва о превращении Ифиса в мальчика у алтаря Исиды», до 1792 г.

Николас де Леней по рисунку Жан-Мишеля Моро, «Молитва о превращении Ифиса в мальчика у алтаря Исиды», до 1792 г. Фото: ru.wikipedia.org

Телетуза вышла из храма, а за ней — ее сын, Ифис, который начал меняться на ходу: походка, черты лица, телосложение.

Волшебная сказка, волшебный конец: девочка стала мальчиком, любящие соединились, мать была счастлива. Материнский грех не был раскрыт, ложь спасла жизнь, избавила мать от детоубийства, осчастливила новобрачных…

Так ложь во спасение — плохо или хорошо?

Автор: Борис Рохленко

Ссылка на первоисточник
наверх