Бомбардировка территории США
Ошибаются те, кто считает, что на территорию США в годы ВМВ не упала ни одна бомба. 9 сентября 1942 года вблизи западного побережья США всплыла японская подлодка I-25, с её палубы взлетел гидроплан, который пилотировал Нобуо Фудзита. Он сбросил две мощные зажигательные бомбы на гору Эмили в штате Орегон. Японцы надеялись, что бомбы вызовут сильный лесной пожар. Только пожарные сработали оперативно, да, и подвела погода. Ветер был слабый, поэтому американцы быстро потушили огонь.
29 сентября Фудзита повторил попытку и вновь неудачно, пожар не разгорелся. Но в целом эксперимент прошёл успешно, а японское командование утвердилось в желании создать флотилию авианосцев. На каждом из них должно было находиться несколько самолетов, чтобы наносить массовые удары по территории США. А использование надводных кораблей для этих целей слишком опасно. Самураям были нужны бомбардировки. Они яро стремились отомстить американцам за налеты на Токио, Киото и другие японские города.
Подводные авианосцы "Сентоку"

Проект получил название "Сентоку". Всего планировали создать 18 подводных авианосцев. Головной корабль I-400 заложили 18 января 1943 года на верфи в Курэ. На его палубе находился цилиндрический герметичный ангар длиной 38 и шириной 3.5 м, куда в частично разобранном виде (без крыльев) поместили 3 гидросамолета "Аити М6А Сэйран". Бомбардировщики могли доставить бомбы общей массой 800 килограмм (или торпеду 850 кг) на расстояние до 1200 километров. В надводном положении самолет выкатывали из ангара и собирали, после чего с помощью стартовой катапульты производили его запуск.
При возвращении "Сэйраны" (см фото ниже) приземлялись на воду, используя поплавки. На палубу их поднимали с помощью подъемного крана. Экипаж насчитывал 170 человек, в том числе 25 офицеров. Длина субмарины была рекордной – 122 метра. Долгие годы, до появления атомных подлодок "Сентоку" оставались самыми большими в мире. Максимальная ширина корпуса – 12 метров, водоизмещение – 6.5 тыс. тонн.
Естественно, что подлодка таких огромных размеров нуждалась в мощной силовой установке. Она включала четыре дизеля, которые имели суммарную мощность 7700 л.с., два электромотора общей мощностью 2400 л.с. и два винта. Это позволяло развивать скорость: надводную – 19, а подводную – 6.5 узлов. Солидно! Автономность плавания составляла 90 дней или 65 тыс. км, "Сентоку" могли достичь любой точки мирового океана. Полное погружение под воду происходило за 57 сек., дальность плавания под водой без всплытия – 110 км.

Вооружение на субмарине впечатляло – восемь торпедных аппаратов в двух носовых отсеках, по четыре в каждом. Общий запас состоял из 20 торпед 533 калибра. В кормовой части на палубе за рубкой была установлена 140-мм пушка. Для борьбы с самолетами противника имелись: одно одноствольное и три трёхствольных зенитных орудия калибром 25 мм.
Судьба проекта
К сентябрю 1943 г. самураи заложили 6 чудо-авианосцев (нумерация с I-400 по I-405). К тому времени США создали японцам проблемы с поставками полезных ископаемых из колоний, поэтому план строительства "Сентоку" сократили до девяти, затем до шести, а летом 1944 года – до трех. I-400 и I-401 успешно прошли испытания и их ввели в строй в январе 1945 г. Третью субмарину (I-402) переоборудовали в подводный танкер. Но бомбардировка территории США уже не имела смысла. Это стало невозможно, так как американцы построили на своем западном побережье мощную ПВО.

Поэтому японцы решили силами I-400 и I-401 атаковать Панамский канал со стороны Атлантического океана, откуда их не ждали. Они планировали уничтожить ворота первого шлюза с помощью камикадзе и торпед. Операцию назначили на июнь 1945 г. Однако к тому времени возникла угроза самой Японии и самураи направили подводные авианосцы к атоллу Улити. Они должны были пустить ко дну корабли американцев. Там концентрировались основные силы вторжения в "Страну Восходящего Солнца".
Когда субмарины подошли к атоллу, Япония капитулировала и тогда самураи гордо сдались тем, кого собирались бомбить. Правда, предварительно они уничтожили самолеты и боеприпасы. Подвиг японских конструкторов и ученых восхищает! Они сумели совместить несовместимое: подлодку и авианосец.

Только гора родила мышь. Субмарины дольше строили, чем они служили в японском флоте. Их ни разу не использовали в реальном деле. К тому же подводные авианосцы получились слишком громоздкими, неуклюжими и медленными. Произвели их недостаточно, да и три самолета на борту – это несерьезно. В итоге "Сентоку" оказались самыми большими и самыми бесполезными субмаринами ВМВ.
Стоит сказать, что американские специалисты тщательно изучили I-400 и многие ноу-хау использовали при строительстве своих атомных подводных лодок. Затем они затопили их в районе Гавайских островов, когда СССР потребовал, чтобы на трофейные авианосцы допустили советских ученых.
______________________________
Свежие комментарии