Сегодня мы расскажем про когда-то глубоко секретный проект малых подводных лодок специального назначения знаменитого проекта 865 "Пиранья", которых было построено всего две единицы, утилизированные в 1999 г., но вопреки повторяемой всеми информации в интернете, утилизированы они были не полностью.
Более того, отличный макет одной из этих подлодок с использованием элементов и рубки оригинального внешнего корпуса подлодки всё-таки сохранился до наших дней в Истринском водохранилище недалеко от Москвы.
История создания МС ПЛ "Пиранья":
В первой половине 1970-х гг. в связи с непрерывным наращиванием НАТО у границ Советского Союза своего флота и большой вероятности войны, командование ВМФ СССР озаботилось созданием малых диверсионных и разведывательных подводных лодок, способных действовать на мелководье в сложных для навигации районах и даже в реках в близи баз противника в условиях развитой противолодочной обороны.
Так ещё до составления технического задания, уже в 1974 г. под руководством конструктора С. М. Бавилина начались первые проектные работы по созданию такой лодки, а спустя два года после начала работ в 1976 г. Ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" было поручено подробное техническое задание по разработке проекта новой малозаметной Малой Специальной подводной лодки водоизмещением до 80 тонн, способной действовать в пределах глубин от 10 до 200 метров для решения задач разведки и противодействия противнику при помощи как минно-торпедного, так и радиоэлектронного вооружения, а также иметь водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров.
Главным конструктором проекта новой МС, получившего номер 865, был назначен Л. В, Чернопятов. Конструкторские работы велись под наблюдением представителя ВМФ капитана 2-го ранга А. Е. Михайловского.
В 1984 г. главным конструктором был назначен Ю. К. Минаев и 15 июля того же года на Ленинградском Адмиралтейском Объединении "2+1" состоялась закладка опытной подводной лодки МС-520 проекта 865, получившего шифр "Пиранья" с заводским номером 01465, которая была спущена на воду 20 августа 1986 г. и 30 декабря 1988 г. принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации.
1 декабря 1987 г. состоялась закладка второй головной МС-521 с заводским номером 01466, которая была спущена на воду 31 мая 1990 г. и 25 декабря того же года принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации.
Также в 1988 г. была заложена третья в серии МС-518 с заводским номером 01468, но из за начавшегося глубокого кризиса перед распадом СССР от её достройки отказались и 31 января 1991 г. она была снята с производства.
Устройство и технические характеристики МС ПЛ "Пиранья":
МС "Пиранья" была построена по двухкорпусной схеме. Основной внутренний корпус был построен из немагнитного титанового сплава, а внешний корпус из композитных материалов с шумопоглощающим покрытием. Габариты подлодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра со средней осадкой 3,9 метров. Водоизмещение в надводном положении 218 тонн, а в подводном 319 тонн.
Лодка имела развитую надстройку, в которой располагалось вооружение и другое специальное оборудование. Так на лодке был установлен современный на то время малогабаритный комплекс радиоэлектронного вооружения со средствами связи, навигации, радиолокационного и гидроакустического наблюдения, а также автоматизированная система наблюдения, что позволило сократить численность основного экипажа подлодки всего до трёх человек, состоявшего из командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению.
На центральном посту располагались основные органы управления основными системами, пульт оператора с приборными стойками и средствами отображения информации. Так приборный комплекс включал в свой состав радиолокатор, гидролокатор и средства звукоподводной связи.
В нише под центральным постом располагался аккумуляторный отсек, в котором устанавливалась либо свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей ёмкостью в 1200 кВт/ч , либо серебряно-цинковая батарея общей ёмкостью в 2400 кВт/ч.
В передней части центрального поста перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС и входной люк.
В носовой переборке располагался выход в шлюзовую декомпрессионную камеру с приборами управления системой шлюзования и небольшой дополнительный шлюз для передачи различных предметов.
В кормовой части находился необитаемый электромеханический отсек, в котором на специальной платформе, расположенной на амортизаторах, была установлена главная дизель-электрическая энергетическая установка с полным электродвижением, включавшая в себя дизель-генератор мощностью 160 кВт. Здесь же располагался запас топлива 6,5 тонн, тихоходный всережимный гребной электродвигатель постоянного тока мощностью 60 кВт, различные насосы, компрессоры, вентиляция и т.д. Автономность лодки составляла до 10 суток.
Для обеспечения повышенной маневренности на малых глубинах установка движительного комплекса с гребным винтом располагалась в кольцевой поворотной насадке, также выполнявшей функции вертикального руля. Скорость в надводном и подводном положении в различных источниках колеблется, но в среднем в обоих случаях она составляет около 6-6,5 узлов, а в экономном режиме около 4 узлов. Глубина погружения до 200 метров, а дальность хода в надводном положении и режиме РПД до 1000 миль. В подводном положении непрерывным ходом МС могла преодолеть до 260 миль.
Вооружение МС ПЛ "Пиранья":
Основным вооружением МС принято считать принимаемую на борт диверсионно-разведывательную группу из шести легководолазов, для чего подлодка была оснащена специальным водолазным комплексом, включавшим два забортных герметичных автоматизированных контейнера длиной 12 м и диаметром 62 см, предназначавшихся для хранения как водолазного снаряжения, так и индивидуальных средств передвижения водолазов (либо два транспортировщика типа "Сирена-УМЭ", либо четыре буксировщика типа "Протон"), а также камеру сухого шлюза для выхода диверсантов-подводников в подводном положении на глубины до 60 метров, которые имели возможность использовать подаваемую с лодки по проводам электроэнергию и пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Кроме того лодка была оснащена двумя забортными проницаемыми устройствами диаметром 537 мм.
Также в забортных контейнерах размещались устройства минной постановки, состоящие из двух пусковых проницаемых решёток с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, на которых размещались по две донные мины большой мощности типа ПМТ в каждом, в том числе и с ядерным зарядом, или по одной 400-мм торпеды "Латуш". Для крепления водолазного снаряжения и погрузки был предусмотрен выдвижной лоток, приводы и органы управления которого размещались внутри корпуса подлодки.
Эксплуатация и утилизация МС ПЛ "Пиранья":
Для каждой МС были сформированы по два сменяемых экипажа, а также один технический экипаж для обслуживания обеих подлодок.
Заводские ходовые и позже государственные испытания первой опытной МС-520 проекта 865 "Пиранья" проходили на Балтике с базированием в Эстонии в г. Палдиски, а с 1989 г. она дислоцировалась в Латвии в г. Лиепая, находясь в подчинении командира 22-й бригады подводных лодок, но из за сложности в эксплуатации и подготовке экипажа, лодка редко выходила в море. После достройки вторая лодка также базировалась в Латвии.
После распада СССР начался вывод Российского флота из Латвии и "Пираньи" были передислоцированы в Кронштадт.
В феврале 1993 г. чертежи и макеты малых специальных подводных лодок были представлены на выставке вооружений в Абу-Даби, проходившей в Объединённых Арабских Эмиратах, но покупателей на них не нашлось.
На отечественном флоте эти подводные лодки не прижились из за множества недостатков и сложности в эксплуатации, а также недостатка финансирования. Кроме того, отношения с западом улучшались и для них попросту не было боевых задач, поэтому уже в 1994 г. обе лодки встали на консервацию у пирса в Зимней Гавани в Кронштадте.
В 1997 г. обе лодки принимали участие в съёмках известного отечественного фильма "Особенности национальной рыбалки" во время съёмок сцен снаружи, а вот внутри них снимать не могли из за сильно стеснённых условий, поэтому для съёмок изнутри использовали подводную лодку Б-307 проекта 641Б "Сом", которая сейчас установлена в качестве экспоната в музейно-паковом комплексе истории техники им. Г. К. Сахарова в Тольятти и о которой мы кстати тоже ранее уже писали.
Также ходит ничем не подтверждённый слух о том, что якобы одну из МС пытался купить наркобарон Пабло Эмилио Эскобар. Насколько это правда остаётся только гадать, но мы в это не верим.
В 1998 г. обе лодки были выведены из состава ВМФ (по другим данным одна в 1998 г., а вторая в 2001 г.) и в марте 1999 г. (по другим данным в 2000 г.) отбуксированы в цех Кронштадтского морского завода, где были утилизированы.
При разделе лодок было добыто около 200 тонн дорогостоящего титана, о чём все пишут в интернете, но никто не пишет о том, что от этих лодок каким-то чудом сохранились элементы внешнего композитного корпуса, которые раздобыли неравнодушные морские офицеры и и историки флота из ассоциации "Клуб Русская морская традиция", благодаря которым мы теперь можем увидеть точную копию с множеством оригинальных частей корпуса одной из "Пираний", которая с 2022 г. стоит пришвартованной в Истринском водохранилище в экспозиции ВМФ на территории гостиничного комплекса "Мистраль".
Узнав о её существовании, я без раздумий купил билет на самолёт до Москвы, конечно же попутно обозначив для себя ещё ряд интересных музеев, о которых мы тоже потом напишем.
Попасть к ней оказалось крайне сложно и даже не из за расстояния в почти 9000 км, которое мне пришлось преодолеть ради неё. Территория гостиничного комплекса закрыта для посещения посторонних, а по пути расположено два поста охраны. Поискав информацию в интернете, мне удалось узнать, что в определённый день можно попасть в группу, которую водят на экскурсию к экспозиции ВМФ. Записаться на экскурсию я не смог, т.к. делать это было необходимо сильно заранее, а в Москве я был не на долго и поэтому решил пойти наобум.
Но почему-то в нужный мне день никакой экскурсией не пахло. Тем не менее, узнав о моём настырном фанатизме, охранник на первом КПП разрешил дойти до второго КПП и обратиться к охране самой территории комплекса. Там охрана удивилась мне ещё больше, но благо на месте был начальник охраны, который меня сразу понял и выдал разовый пропуск на проход под номером 006 со словами "У тебя ровно час", после чего я как пацан с радостью поскакал к экспозиции ВМФ. :)
О самой экспозиции мы напишем в других статьях, а эту я хочу посвятить именно "Пиранье".
И вот она - моя цель и предмет возжелания.
Стоит у причала.
Увидев её в отрывке репортажа о подводных лодках на телеканале Звезда я даже не мог подумать, что она настолько копийная, т.к. даже не знал на тот момент, что в ней использовались оригинальные части корпуса.
Жаль только взойти на её борт простым людям нельзя.
Но она всё равно шикарна и радует глаз любого ценителя подводного флота. Да и не только.
И конечно я её сфотографировал со всех доступных ракурсов, которые были возможны с суши.
Но как оказалось, помимо основной экспозиции ВМФ, о которой мы тоже скоро расскажем, на территории меня ждал просто шикарный сюрприз. На суше в одном из отворотов стоял "скелет" с оригинальной рубкой и элементами частей корпуса второй "Пираньи"! Но о ней мы расскажем в следующей статье.
А на этом всё.
Свежие комментарии