Что произойдет с экономиками мировых гегемонов, если их поставить в такие же жесткие условия, в каких уже 1000 лет прекрасно работает экономика Руси-России? В статье точного, научно выверенного ответа на этот вопрос нет, но и так ясно, что в случае, если на Земле климатические условия ухудшатся, то выживет только экономика России, которая давно уже перешла на рельсы экстремального существования и развития.

Однажды мой студент спросил меня – почему в России такой ужасный климат, а люди в стране живут получше, чем в теплой Европе и такой же тропической Америке?
Ну, на это я ему, не совсем сведущий в отечественной истории, возразил, что у нас есть места, где климат не хуже, чем в Европе и Америке. На это студент задал другой вопрос – почему же почти все главные экономические центры России размещены именно в плохом климате, а не в хорошем? Как пример он привел мне Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск, а также многие северные области страны, в которых люди живут испокон веков в условиях просто отвратительной сельскохозяйственной обстановки. Да и промышленность в тех местах несет огромные издержки, но люди там живут, размножаются, творят, и вообще радуются, что они живы и здоровы, и даже пломбир зимой кушают.
Мало того, ходят упорные слухи о переносе столицы России из Москвы в Новосибирск, где средняя температура зимой не поднимается выше 15-20 градусов мороза в самые «теплые» дни. И идея эта совсем не критикуется вообще никем, то есть, русские прекрасно себя чувствуют в таких условиях, где европейцы или американцы давно бы померли. И столица государстве отлично впишется и в сибирские морозы и метели, и будет функционировать даже лучше, чем где-то в Ялте или Сочи.
И вот, мой студент хотел знать, почему русские, имея точно такие же антропологические данные, как европейцы и американцы, не только не вымерли в таких ужасных условиях, а сделали свою страну чуть ли не самой авторитетной в мире.
На это я ему ответил, что чукчи и якуты тоже не вымирают в еще более ужасных условиях, на что последовал контрвопрос – а имеется ли у чукчей или якутов такая мощная экономика, которой русские пугают весь мир? Ведь, по сути, пугать мир без мощной экономики нельзя, и все слухи о том, что экономика России слабая - разбиваются о вполне очевидные реалии. Вот, например, у Китая или Индии экономики, как утверждается, гораздо мощнее, но их никто не боится.
А Россию боятся даже США, мощность экономики которых вне всяких сомнений. Таким образом, чтобы там ни говорили, а мощность экономики ничего не значит, самое главное – ее эффективность и способность не зависеть от внешних условий. Если брать в пример сферу спорта, то боксера-тяжеловеса всегда сможет вырубить хиленький мастер каратэ, и никакая мощь боксеру не поможет.
Таким образом студент сделал вывод, что даже если экономика у России и слабая, то она настолько эффективная, что может поспорить с любой самой мощной экономикой мира, а в случае форс-мажорных обстоятельств способна их даже завалить. Ну, например, ударом «орешника» прямо в центр чьего-то экономического организма – и не обязательно в сердце, можно вмазать по глазам, и то и просто сломать руку или ногу.
А кто России может сломать руку или ногу? Куда бить, чтобы это сделать?
Но моего студента в итоге интересовало не это. Его интересовало то, как русские выживают в таких условиях, в которых даже чукчи не выживут?
Я немного подумал, и сказал, что если он имеет нацию, то он сильно ошибается, потому что экономику России в ужасных условиях двигают не только русские, но и другие народы, которые живут в стране. Например, российские евреи или армяне, которые живут в ужасных климатах в одной куче с русскими, и строят вместе с ними общее государство уже 1000 лет. Да и множество других тоже.
Но нет, мой студент вообще не имел в виду какую-то одну нацию, а соображение отсутствия у чукчей и якутов собственной тяжелой экономики привел только в качестве примера к теме проблем существования развитой экономик в тяжелых условиях вообще. В Европе и Америке таких проблем у экономики не существует, а в России они есть, и немалые, но вот экономика России почему-то не только не загибается, а еще и развивается, причем конкуренцию самым мощным экономикам мира составляет очень значительную.
Так вот, проблема в том – как вообще люди могут развивать экономику в климате, в котором ни европейская, ни американская экономики просто развиваться не могут. При этом он предостерег меня упоминать о том, что якобы российская экономика - сырьевая, обосновав это тем, что сырьевая экономика не может пугать весь мир своими «орешниками». Он привел мне в пример Саудовскую Аравию, которая зарабатывает на своем сырье гигантские деньги, но до сих пор не смогла произвести даже дохленького автомобиля наподобие «Лады», который мог бы легко кататься не только по сибирским дебрям, а хотя бы по прекрасным европейским автобанам.
Ну, я подумал, и сказал, что не знаю. Американцы, например, или европейцы могли бы тоже понастроить себе промышленность за северным полярным кругом, но они почему-то этого не сделали, а предпочли оседать в теплых регионах. Наверное, у русских просто не получается свою экономику разместить в теплых регионах, которых у нее мало. Ведь не строить же какой-нибудь металлургический комбинат в Ялте или тракторный завод в Сочи? Поэтому и приходилось нашим людям 1000 лет привыкать к плохому климату, и эта многовековая акклиматизация дала свои плоды.
Но тут опять появилось возражение. Люди, сказал студент, могут акклиматизироваться путем коренных антропологических изменений организма, а как акклиматизировать фабрику или завод? Не смогут станки и прочие механизмы работать в ужасном климате, надо их хорошо защищать от морозов и снежных метелей в долгую зимнюю пору. Американцам и европейцам гораздо проще – они могут завод разместить прямо в поле, защитив его от дождя легким навесом, а для того, чтобы заставить завод работать где-нибудь а Чите, Красноярске или даже в Москве, его надо обязательно утеплять и хорошо обогревать. На это тратятся огромные мощности, которые просто выпадают из производственного процесса.
А люди, которые обеспечивают подобную экономику, должны очень тепло одеваться и очень хорошо питаться, да и жилье их должно обогреваться практически круглосуточно, на что тоже расходуются средства поистине гигантские. В Америке или Европе таких проблем нет – там люди даже зимой ходят по улице в спортивных костюмах, жрут они всякую гадость типа дешевых пластмассовых гамбургеров, а их жилища зимой вообще не имеют центрального отопления.
И вот каким же таким образом русские, терпя такие огромные издержки в ужасной климатической обстановке, умудряются содержать свою экономику в достаточно нормальном виде?
Короче, я снова повторил, что не знаю, этот вопрос пока еще не изучал, а навскидку ответить что-то определенно не могу. Однако в солидарность со своим студентом я признал, что если бы в Европе вдруг закончился Гольфстрим, который обеспечивает этот континент чуть ли не тропическим теплом, а в Америке вдруг наступило глобальное похолодание, то экономики всех этих стран рухнули бы в мгновение ока.
Правда, они, не будь дураками, в предчувствии будущих климатических катаклизмов уже давно перевели значительную часть своих экономик в Китай, Мексику и другие тропические страны, и поэтому в случае похолодания потери будут не такими уж и большими.
Ну, если вдруг похолодание наступит вообще на всей Земле? – спросил студент. И в Китае, и в Мексике, и везде?
Ну, тогда, сказал я, единственная экономика, которая прекрасно переживет это похолодание – это российская. Российская экономика давно уже переведена в аврально-экстремальный режим работы, и выдержит любые похолодания. А сумеет ли весь мир перестроиться до того, как его экономика не рухнет?
В общем, полностью заморочил меня студент, и я ему сказал, что в этом вопросе надо разбираться – что произойдет с мировыми экономиками, если вдруг они попадут в такие же условия, в которых экономика России прекрасно работает вот уже 1000 лет подряд. С кондачка такие проблемы не обсуждаются, нужно иметь хотя бы какую-то аналитическую базу. Студент согласился со мной и пошел собирать свою базу, а я – свою.
И вот мне интересно, а какие же мнения по этому вопросу у моих читателей?
Свежие комментарии