
Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Похоже, что времена праздников щедрости и бескорыстной помощи соседям безвозвратно прошли. Россия в очередной раз прикрывает калитку возможностей для поляков, которые, используя природную смекалку и выгодное территориальное расположение, научились на нас зарабатывать. Многие годы поляки зарабатывали на бензине из России. Выглядело это так:
Польский "бензиновоз" (поляки их называют "мрувка", а по нашему муравей) на небольших автомобилях типа "Фольксваген Транспортёр или Пассат" заезжали на территорию Калининградской области, под завязку заправляли свои автомобили, жадно хватая сотни литров топлива и вывозили к себе в Польшу. И так в течении дня они совершали несколько ходок.

Да, там были частники, но начиная с середины прошлого десятилетия, они поставили схему на промышленные рельсы, когда этим начали промышлять крупные польские компании (транспортно-логистическая компания нанимала водителей для доставки топлива из России на своих автомобилях). Ну, а как только топливо оказывалось в Польше, они сливали его в ёмкости и быстренько обратно. Поэтому эта схема и называлась "муравьиной", когда сотни машин день и ночь таскали топливо к себе в страну. Экономика простая, бензин в российском городе Мамоново стоит 56 рублей за литр, а в польском Бранёво 145 рублей. Сотни машин умудрялись заработать для своей транспортной компании миллиарды злотых в месяц.

А далее российский бензин использовался для польских логистических компаний, которые отправляли свой транспорт по всей Восточной Европе. Наши долгое время их не трогали, с одной стороны, учитывая вынужденное соседство, а с другой, определённую зависимость от польского импорта. Но после того, как Россия увеличила пропускную способность паромной переправы из Усть Луги (Ленинградская область) в Балтийск (Калининградская область), и зависимость от импорта стала не такой критичной, наши быстренько прикрыли полякам аттракцион русской щедрости.
Теперь поляки въезжают в Россию однократно и по электронной визе, за 52 доллара. Таким образом, каждая поездка теперь у них платная и виза фактически стала однократной (электронная виза даётся на один въезд, а дальше нужно снова платить). Емкость бака того же Пассата, в зависимости от комплектации, составляет 60-80 литров. Таким образом, с учётом стоимости визы, литр русского бензина по такой схеме составляет не 56 рублей, а почти 90 рублей, что резко сокращает выгоду, поскольку есть обязательные расходы на оплату водителей и обслуживание автопарка. То есть наши почти вдвое срезали доходность этой схемы.
А теперь немного цифр. За прошлый год Польша импортировала топлива и продуктов глубокой переработки нефти на сумму 37,6 миллиардов долларов (из всех стран). То есть это второй по значимости товар в структуре польского импорта. При этом импорт из России составил почти 17 миллиардов долларов, из которых четверть - это топливо и продукты переработки. И около 23% от всего российского топлива было завезено в Польшу по схемам описанным выше, с шастающими туда-сюда польскими "мрувками".


Нормально поляки устроились, не правда ли? Так что наши им доходность этого канала обогащения сильно урезали и правильно сделали. И когда Правительство России говорит об ответе в отношении Прибалтики и Польши, то нужно понимать, что самое уязвимое их место - это транспортно-логистический сектор, который во многом построен на взаимодействии с Россией. И приведённый пример - это всего лишь одна из мер. Чем больше Польша и Прибалтика нагнетают - тем больше подобных ограничений мы будем видеть в их отношении. Пока наши только ограничили возможность по топливу и въезду польских фур в Россию, что нанесло Польше финансовый ущерб, измеряемый миллиардами долларов. И нужно сказать, что в рукаве у нас ещё много козырей.
Свежие комментарии