
В понедельник Росатом ввёл в опытную эксплуатацию первые промышленные объекты уникального центра ядерных исследований и технологий в г. Эль-Альто в Боливии. Почему российская экспансия в этой стране всерьёз тревожит западный мир, и какой главный приз там ещё предстоит разыграть – разберём в этом выпуске. А также расскажем о других позитивных новостях, истории одного спасения и сделаем новый анонс.
Ядерный центр
Росатом запустил первые объекты центра ядерных исследований и технологий в Боливии. Построенный здесь российский ускоритель частиц обеспечит местную медицину радиофармпрепаратами для проведения клинических исследований более 5 тыс. пациентов в год. Ещё один объект центра – это гамма-установка, которая способна обрабатывать свыше 70 тонн сельскохозяйственной продукции в сутки с целью сохранения её качества и потребительских свойств. Для Боливии это первый и единственный объект такого рода и настоящая национальная гордость.
Подобные центры существуют и активно строятся и в России, но центр в г. Эль-Альто является единственным в мире, построенным на высоте 4100 метров над уровнем моря. И это не только экономическая, но и дипломатическая победа России. Хотя договор о строительстве был подписан при бывшем президенте социалисте Эво Моралесе, после его ухода в 2019 году стройка была заморожена, и возникла угроза расторжения контракта. По понятным причинам американцам не нужно было усиление влияния России в Латинской Америке. Но вернувшиеся в конце 2020 года к власти социалисты настояли на сохранении проекта.
И это очень важно, потому что на кону главный приз – запасы крупнейшего на планете месторождения лития в Боливии, за который сейчас сражаются США, Россия и Китай.
Продолжим после сводки позитивных новостей.
Время новостей
Ракета-носитель «Союз-2.1б» успешно стартовала с космодрома Байконур и вывела на орбиту один иранский и 16 российских малых спутников.
В Ростове-на-Дону запущено производство компьютерной периферии.
На Кубани – новый комплекс Северо-Кавказского завода металлоконструкций.
В Великом Новгороде – производство минеральных удобрений за 1,5 млрд рублей.
В Подмосковье – производство медицинских изделий.
В Оренбургской области – импортозамещающее производство пиросульфита.
В Липецкой – маслоэкстракционный завод за 10 млрд рублей и два новых элеватора.
В Саратовской – элеватор.
В Адыгее – молочно-товарный комплекс.
В Череповце открыто движение по новому мосту длиной 1132 метра через реку Шексна.
Новый мост открыт в Нижнем Тагиле.
Главная интрига
Любой крупный промышленный, научный или военный объект – это всегда звено, скрепляющее отношения двух стран. Россия продемонстрировала Боливии, что способна реализовывать технологичные проекты мирового уровня. Теперь наши специалисты продолжат его обслуживание, обучение боливийского персонала, расширятся взаимные научные контакты. И это весьма своевременно, ведь главная интрига состоит в том, кто получит доступ к крупнейшему в мире месторождению лития в Боливии.
Литий главным образом используется в производстве аккумуляторов, но также необходим для ядерной энергетики, микроэлектроники и некоторых других сфер. Из-за роста производства электрокаров спрос на него подскочил, а цены с начала 2021 года выросли на 750%. Россия хоть и обладает собственными крупными запасами лития, использовать их не спешит и стремится захватить мировой рынок за счёт участия в иностранных проектах. Но сталкивается с таким же стремлением других держав – США, Китая, Германии.
Весной американцы одержали крупную победу, продавив запрет на поставки лития в Россию из Аргентины и Чили. А вот Боливия на давление со стороны США не подалась и продолжила поставки в нашу страну. В Боливии много лития, но своими силами разработать крупнейшее месторождение с запасом 21 млн тонн сырья она не в состоянии – нет ни денег, ни технологий. Поэтому в 2021 году был объявлен тендер по прямому извлечению лития на месторождении Салар-де-Уюни. Заявки на участие в конкурсе подали двадцать претендентов, включая «Росатом». И тут началось самое интересное.
Охота на литий
Из 20 участников в финал тендера вышли шесть претендентов – «Росатом», американская и четыре китайские компании. Китай сам является одним из крупнейших поставщиков лития, но тоже стремится получить максимальный контроль над рынком, однако это не так-то просто. Например, после того, как китайский электромобильный гигант BYD выиграл аналогичный тендер на добычу в Чили, откуда не возьмись, появились коренные народы с требованием остановить добычу ради спасения экологии, и Верховный суд Чили встал на их сторону.
Результаты тендера в Боливии должны были быть уже давно объявлены, но этого пока что не произошло. При этом немцы утверждают, что именно Россия имеет наибольшие шансы на победу. По этому случаю в немецкой газете Die Welt даже вышла примечательная статья о том, что Путин готовит Западу новую сырьевую ловушку, и «зелёная энергетика» может попасть в литиевую зависимость от России в случае нашего успеха в Боливии. В общем, борьба идёт нешуточная, хоть до широкой публики и доносятся лишь её отголоски. Поэтому строительство Росатомом Центра ядерных технологий следует рассматривать как один из элементов этой борьбы. Тем более что и сам Росатом в литии весьма заинтересован.
Большие планы
Литий необходим Росатому для подавления коррозии конструкционных материалов в реакторных установках, но не только. У корпорации большие планы по производству аккумуляторов. Совсем скоро в Калининграде начнётся возведение первой в стране фабрики по производству литиевых аккумуляторов. В перспективе она будет обеспечивать элементами питания 200 тысяч электромобилей в год, а также поставлять продукцию для использования в промышленных системах накопления энергии. Это амбициозный и очень важный для страны проект.
Но что будет, если мы не выиграем тендер в Боливии? Откуда тогда стране брать литий хотя бы для собственных нужд, не говоря уже о мировой экспансии?
Мы уже рассказывали, что Россия занимает третье место по запасам лития в мире, но добыча его практически не ведётся. Даже в СССР добыча производилась только на одном месторождении, ввиду невысокого внутреннего спроса.
Однако в наши дни ситуация начала меняться. В 2019 году «Газпром» приступил к разработке проекта по добыче лития из гидроминеральных рассолов Ковыктинского месторождения в Иркутской области. В текущем году должна была начаться добыча соединений лития из углеводородного сырья силами «Иркутской нефтяной компании». Есть и другие проекты. Поэтому без сырья мы не останемся, но и тендер в Боливии выиграть нам бы не мешало. О его судьбе мы расскажем в следующих выпусках.
Теперь о героях.
Время Человека
В Перми 29-летний Иван Ошев возвращался с пляжа и услышал крики на воде. Там тонула 15-летняя девочка, но на помощь ей уже плыл молодой человек по имени Сарван. Он смог доплыть до места происшествия и пытался вытолкать девочку, но из-за сильного течения сам выбился из сил. Поняв, что ситуация критическая, и сейчас ко дну пойдут уже два человека, Иван бросился им на помощь. Быстро доплыв, он подхватил девочку и освободил первого спасителя, который погрёб к берегу. Однако и Иван попал в ловушку. Девочка совсем не умела плавать, и их начало тянуть ко дну. Парень сменил тактику и начал выталкивать её вперёд, а потом подплывать и толкать снова. Сил уже не было, но он смог дотолкать её до мелководья, где на помощь пришли очевидцы. Тридцать минут Иван лежал на песке, приходя в себя. Девочку забрала Скорая помощь, и сейчас она в безопасности.
Иван говорит, что сориентироваться в экстренной ситуации ему помог опыт: в школе он был кадетом МЧС. Благодарим его за подвиг и желаем успеха!
Свежие комментарии