Большинство историков, описывая внешность Феликса Дзержинского, в первую очередь отмечают худобу революционера. А между тем, если взглянуть на ранние фотографии Дзержинского, можно заметить, что такой фигурой он отличался не всегда. Согласно распространенной версии, Феликс Эдмундович работал буквально на износ, благодаря чему и лишился некоторой части веса. Но так ли это на самом деле?
По тюрьмам и каторгам
Феликс Эдмундович Дзержинский вступил в литовскую социал-демократическую партию еще будучи учеником гимназии. За это, как писал сам Дзержинский в своей автобиографии, приведенной в книге Александра Плеханова «Дзержинский: первый чекист России», он был вскоре арестован и, спустя год заключения, выслан в Вятскую губернию. Из ссылки Феликс бежал в Варшаву, где снова был схвачен и откуда снова выслан. Впрочем, Дзержинский и на этот раз сбежал. Аресты и последующие побеги продолжались почти без перерывов до сентября 1912 года. Именно тогда Дзержинского арестовали в Варшаве в последний раз.
Как утверждает В. А. Савченко, автор книги «100 знаменитых анархистов и революционеров», Феликса Эдмундовича приговорили к каторжным работам сроком на 3 года и отправили в Орловский централ. Чуть позже за революционную деятельность 1910-1912 годов Дзержинскому прибавили еще 6 лет каторги. Он находился в Бутырской тюрьме, когда грянул Февральский переворот. Благодаря этому событию Дзержинский и оказался на свободе. Таким образом всю свою молодость «Железный Феликс» провел за решеткой, в бегах или на каторге.
Болезни «Железного Феликса»
Леонид Млечин, автор издания «КГБ. Председатели органов госбезопасности», уверен в том, что именно тюрьма и каторга подорвали здоровье Феликса Дзержинского. Действительно, по словам бывшей сотрудницы ВЧК, Е. П. Матенковой, (Бореслав Скляревский «1937»), Дзержинский страдал туберкулезом легких и бронхиальной астмой. Кроме того, если верить Сильвии Фролов, автору издания «Дзержинский. Любовь и революция», однажды «Железный Феликс» поведал своему другу Анджею Гульбиновичу о том, что врачи выявили у него еще и сердечную недостаточность и отмерили ему всего около 7 лет жизни.
Анджей Гульбинович тогда попросил Дзержинского беречь себя. Однако Гульбинович был далеко не единственным человеком, кого беспокоило состояние здоровья Феликса Дзержинского.
Даже Владимир Ленин требовал отправить Дзержинского в отпуск. Дело в том, что при наличии упомянутых выше заболеваний основателю ВЧК требовались улучшение условий жизни, а также усиленное питание.
Вот только Дзержинский, которого за аскетизм и прозвали «Железным Феликсом», не желал ничего менять. Сергей Кредов в своей книге «Феликс Дзержинский» пишет о том, что в голодные для страны годы сестра испекла Феликсу Эдмундовичу оладьи, которые тут же полетели в окно.
Отсутствие отдыха?
Вообще Дзержинский ел очень мало и нерегулярно, что, безусловно, не способствовало улучшению здоровья. Дипломат Николай Равич, слова которого приведены в книге Ильи Ратьковского «Дзержинский. От «Астронома» до «Железного Феликса»», в своих воспоминаниях отмечал, как его поразила худоба Феликса Эдмундовича, его бледность и постоянный кашель. Однако в то время на фронтах шли решающие бои, а потому любое упоминание о необходимости отдыха приводило Дзержинского в бешенство. «Железный Феликс», обращаясь в Центральный комитет в июне 1920 года, даже называл информацию об ухудшении своего здоровья и перегрузках в работе враньем.
Аналогичного мнения придерживается и Николай Непомнящий, автор книги «100 великих загадок русской истории». Так упомянутый разговор между Равичем и Дзержинским произошел тогда, когда они оба проходили лечение в санатории.
Вообще, по утверждению Непомнящего, Феликс Эдмундович регулярно бывал в санаториях и ежедневно проходил осмотр у кремлевских докторов.
В одном из протоколов врачебного консилиума, состоявшегося 22 октября 1925 года, наряду с рекомендацией «умерить страстность в работе» имеется и запись о том, что Дзержинский «должен работать и не считать себя чересчур больным».
Тем не менее нельзя не принять во внимание тот факт, что Феликс Эдмундович был действительно болен и скончался в возрасте 48 лет от сердечного приступа.
Юлия Попова
© Русская Семерка
Свежие комментарии