В истории авиации и военно-морского флота есть множество случаев отваги, мастерства и хитрости. Но некоторые эпизоды остаются в памяти не из-за своего стратегического значения, а благодаря непревзойденному чувству юмора и стальным нервам экипажей. Одна такая история, ставшая уже легендой, произошла в период тесного сотрудничества СССР и Кубы, когда советская авиация активно работала вблизи американских военных кораблей.

Это был обычный патрульный полет дальнего стратегического бомбардировщика Ту-95, прозванного на Западе «Медведем». Этот самолет - не просто летательный аппарат, а настоящая летающая крепость. С размахом крыльев под 85 метров (больше, чем палуба многих авианосцев того времени) и четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями с восемью трехметровыми винтами, он и сегодня внушает уважение.
В тот день «Медведь» спокойно выполнял свои задачи, когда на горизонте появился американский палубный истребитель. Маневрируя рядом, пилот ВМС США на своем скоростном перехватчике жестами предложил советскому экипажу показать, что находится в бомбовом отсеке. Экипаж Ту-95 пошел навстречу и открыл створки. Осмотр показал, что вместо смертоносного груза внутри установлены лишь аэрофотоаппараты. Казалось бы, инцидент исчерпан.
Но американский летчик, видимо, решил продемонстрировать свое превосходство. Он поравнялся с советским гигантом, улыбнулся, подмигнул, а затем эффектно показал подвешенные под крыльями своего самолета ракеты «воздух-воздух». Это был классический жест «посмотри, что у меня есть». Ответ советских летчиков был немедленным и столь же красноречивым: они демонстративно повертели башнями своих кормовых пушек, давая понять, что «Медведь» тоже не беззубый.
Казалось, на этом «обмен любезностями» был завершен. Однако американец, не унимаясь, решил поднять ставки. Он показал отточенный рукой жест, означавший команду: «Следуй за мной на посадку!»
Радиообмен между экипажами, если бы он велся открыто, мог бы выглядеть так:
Американец (жестами): «Садись!»
Советский экипаж (в недоумении): «Садиться?!»
Американец: «Да!»
Советский экипаж (смотря в сторону авианосца): «На авианосец?!»
Американец (самоуверенно): «Да!»
Советский экипаж (после короткой паузы): «Ок».
И тут началось самое интересное. Экипаж Ту-95, известный своим хладнокровием и чувством юмора, принял «приглашение». Гигантский бомбардировщик, который по размерам превосходил саму палубу, развернулся и с невозмутимым видом начал заход на посадку. Но не как обычно садятся палубные самолеты - резко и быстро, а так, как садился бы он сам: с полным соблюдением всех процедур.
Была сброшена скорость, выпущены закрылки и предкрылки, задрал нос для гашения скорости, и, как кульминация этого грандиозного спектакля, с грохотом выпустились стойки шасси. Зрелище огромных колес, нависших над палубой, где суетилась команда авианосца, было поистине сюрреалистичным.
На палубе корабля началась настоящая паника. Осознание того, что сейчас на них приземлится 150-тонная махина, способная смести все на своем пути - самолеты, палубные надстройки и, возможно, даже часть команды, - заставило многих моряков инстинктивно прыгать за борт. Высота, с которой они прыгали, была сопоставима с падением с девятиэтажного дома.
В самый последний момент, когда до палубы оставались считанные метры, экипаж Ту-95 убрал шасси, дал полную мощность двигателям и, с ревом пройдя на минимальной высоте над самым авианосцем, ушел в сторону. Этот маневр позволил им не только избежать инцидента, но и скрыться от локаторов, уйдя на бреющем полете.
По воспоминаниям очевидцев, после посадки на своем аэродроме советские летчики буквально вываливались из кабины, не в силах сдержать смех. Эта история стала ярким примером того, что в холодной войне порой самым эффективным оружием оказывались хладнокровие, остроумие и готовность пойти на остроумный и абсолютно безобидный розыгрыш.
_____________________________
Свежие комментарии