На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 621 подписчик

Свежие комментарии

  • Хамид Ибрагимов
    Еще и журнашлюшки изо всех сил стараются.Вот это вот вечно...
  • Хамид Ибрагимов
    10% дерьма не мешает видеть правду, но раздражает это нытье, и часто они суки рядом.Вот это вот вечно...
  • Александр Симаков
    Головко́ — украинская фамилия. Старинный дворянский род, восходящий ко второй половине XVII века и записанный в VI ча...Атака украинских ...

Крупнейшая в современной истории единовременная потеря военных кораблей.

19 ноября 1918 года из Вильгельмсхафена вышел германский флот открытого моря под командованием контр-адмирала Людвига фон Ройтера,

состоявший из девяти линкоров, пяти линейных крейсеров, семи крейсеров и 49 эсминцев. Германский флот направился через Северное море на встречу с огромной армадой, ожидавшей его у залива Ферт-оф-Форт в Шотландии.

Те, кто в своё время не искурил учебник истории, сразу обратят внимание, что война к тому времени уже закончилась, да, хотя бы это было и не так, шансов у немцев против более 40 линкоров и крейсеров Королевского флота, пяти линкоров из Шестой боевой эскадры ВМС США, трёх французских военных кораблей и более 150 крейсеров и эсминцев из флотов Антанты не было.

Всё было проще. До тех пор разоружение и конфискация кораблей противника производилась на его же территории и не было необходимости перемещать его флот на родину победителя. Однако в данном случае было налицо дополнительно наказать и унизить немцев.

А кроме того, англичане стремились оставаться мощнейшей морской державой и во время Версальских переговоров всячески противились стремлению союзников (за исключением США) урвать себе часть немецкого флота в качестве репараций. Желательно было иметь его под рукой и в нужный момент просто уничтожить его, типа "так не доставайся же ты никому!".

Вечером 21 ноября немецкие военно-морские флаги должны были быть спущены и больше никогда не развеваться над этим флотом. И их действительно спустили, но вот насчёт "никогда" просвещённые мореплаватели просчитались.

21 ноября 1918 года. «Зейдлиц» возглавляет колонну германских кораблей, идущих на интернирование в Скапа-Флоу. За ним видны «Мольтке», «Дерфлингер», «Гинденбург» и «Фон дер Танн»

На следующий день, следуя указаниям своих захватчиков, немецкие корабли двинулись в путь и сквозь сгущающийся туман направились к огромной якорной стоянке в Скапа-Флоу в сопровождении эсминцев Королевского флота. Этот обширный водоем площадью 125 квадратных миль на самом севере Шотландии защищен Оркнейским архипелагом, что делает его подходящей базой для операций Королевского флота во время войны. Теперь он должен был служить фактической тюрьмой для побежденного немецкого флота

Решение об окончательной судьбе этого флота всё оттягивалось, и немецкие моряки приспосабливались к новым обстоятельствам. Продовольственные пайки не предоставлялись, и немцам приходилось полагаться на поставки продовольствия из Вильгельмсхафена. Но сама Германия была полуголодной, а продовольствие, которое выделялось для флота, было в лучшем случае скудным, поэтому моряки начали ловить чаек и рыбу, чтобы пополнить свой рацион.

Кроме того, с кораблей сгрузили основное топливо и боеприпасы, как вспоминал энсин Руге, мазута, который мы получали для всей эскадры, хватало, чтобы поддерживать один котел в рабочем состоянии с 8 утра до 11 вечера. В это время пар и электричество отключались, и «пора идти спать, потому что консервные банки» очень быстро остывали. Утром все с нетерпением ждали, пока пар снова не зашипит в потрескивающих трубах нашей довольно примитивной отопительной установки.

Однако, на кораблях не было английских "надзирателей", а командиры продолжали выполнять приказы фон Ройтера.

Месяцами эти виртуальные военнопленные томились на своих стоящих на бочках кораблях, и монотонность жизни только время от времени нарушалась штормовыми ветрами, из-за которых некоторые корабли начинали врезаться друг в друга. Менее жестоким развлечением были игры; Руге вспоминал, что «игра в салки или прятки на верхних палубах... двух эсминцев может быть довольно веселой».

Связь между кораблями была ограничена британцами, но немцам удавалось обмениваться некоторой информацией с помощью семафоров и сообщений, переправляемых на борту так называемых «дрифтеров» (небольших британских лодок, которые совершали периодические обходы кораблей для доставки почты и газет, а также для перемещения немногих имевшихся немецких врачей).

В годовщину Ютландской битвы, победителями в которой немцы считали себя, корабли вывесили флаги расцвечивания на своих мостиках и дымовых трубах, пока им не приказал снять их адмирал фон Ройтер, который беспокоился о том, что британцы получат повод для абордажа и захвата кораблей, которые нарушали их приказы.

Меж тем, переговоры в Версале продолжались. И Статья 214 предстоящего договора предписывала репатриацию всех заключенных, но не содержала конкретного упоминания об интернированных кораблях, что привело большинство наблюдателей к выводу, что корабли должны были быть либо всё же распределены, либо сданы на слом для переработки металла и других подлежащих утилизации частей, либо уничтожены в ходе учебной стрельбы.

Поэтому фон Рейтер решил сделать единственное, что ему оставалось, чтобы помешать намерениям союзников. Используя их несанкционированную, но эффективную сеть связи, он сообщил своим подчиненным командирам, что намерен потопить свой флот, а не оставить его «на усмотрение врагов», и приказал им соответствующим образом подготовиться.

К счастью для фон Рейтера, в преддверии предстоящей репатриации британцы начали разрешать кораблям отправлять части своих экипажей домой. Они также разрешили фон Рейтеру отправить почти 3000 человек, которых он описал как «коммунистических революционеров» и потенциальных смутьянов. Это сократило количество людей, которым нужно было сесть в спасательные шлюпки, когда корабли начали бы тонуть.

Из воспоминаний Руге: "21 июня мы увидели суматоху на борту линейного крейсера Seydlitz,  ближайшего большого корабля. Там люди действительно бегали по палубе, чего никогда раньше не случалось в Скапе. С помощью биноклей мы могли различить сигнал затопления флота".

Примерно через 40 минут британцы заметили немецкий флаг, развевающийся на каждой из главных мачт немецких кораблей (вот тебе и никогда), а флагман фон Рейтера начал явно крениться на правый борт. Как только они поняли, что происходит, британцы ответили, отправив корабли, чтобы попытаться отбуксировать некоторые из тонущих на мелководье и вытащить их на берег — задача, осложненная отсутствием сотрудничества со стороны немецких моряков. В некоторых случаях британцы открывали огонь по немцам, пытаясь заставить их принять буксирные канаты и не покидать корабли на спасательных шлюпках. При этом было убито 9 немецких моряков.

Руге вспоминал: "...На своем эсминце мы открыли кингстоны и другие клапаны приёма забортной воды в системы охлаждения, а наш самый сильный кочегар разбил ранее помеченные трубы и трубки кувалдой...". Когда его корабль начал крениться на левый борт, «было время переодеться в чистое нижнее белье и лучшую форму и закончить упаковку того, что было приготовлено заранее». Осмотрев каждый отсек корабля и «услышав журчание воды во всех из них», он «отвел последних людей и их вещи... в шлюпку».

Линейный крейсер "Гинденбург"

Эсминцы

То, чего Королевский флот не смог сделать за четыре года войны, немцы сделали за один день. Пятьдесят два из 74 интернированных кораблей пошли ко дну Скапа-Флоу, что сделало это крупнейшей единовременной потерей военных кораблей в истории. Было потеряно девять из 11 линкоров, все пять линейных крейсеров, пять из восьми легких крейсеров и 32 из 50 эсминцев. Остальные 22 корабля были либо выброшены на берег британцами, либо затонули на мелководье и позже были спасены.

Бывший командующий Флотом открытого моря Рейнхард Шеер заявил в то время, что затопление стерло «пятно капитуляции» с немецкого флота. Но попытка Шеера вернуть себе хоть каплю чести была всего лишь бальзамом на открытую рану.

Унижение, нанесенное немецкому флоту, было частью более масштабной проблемы: весь тон Версальских мирных переговоров был возмездием и наказанием со стороны союзников. Мир был достигнут — вынужденно — в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочной перспективе суровость Версальского договора стала одной из главных причин новой мировой войны, когда немецкий народ отреагировал на то, как с ним обращались, обратившись к ненормальному демагогу, стремящемуся к мировому господству.

В 1920-е и 1930-е годы многие из 52 кораблей были подняты со дна моря коммерческими подрядчиками и разобраны.

В 2019 году, около 100-й годовщины затопления, четыре из спасенных кораблей были выставлены на продажу на eBay и были куплены, но так и не были извлечены со дна Скапа-Флоу. Эти четыре и три других, которые остались, теперь классифицируются как охраняемые памятники, археологические объекты национального значения, защищенные от несанкционированного изменения.

_______________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх