На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 425 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Иноземцев
    Комментарий (см. скрин) к статье "Ореховый Урок не впрок" (https://dzen.ru/a/Z0WT6_oPf0PT2ZXD ).Внезапно! Что на ...
  • Александр Иноземцев
    Внезапно! Что на ...
  • Александр Иноземцев
    "...Впрочем, например, новые экономисты ТИПА Делягина есть и их "не убирают", просто потому, что надо же показать Зап...Мишустин выгнал с...

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

К 145-летию со дня рождения русского художника, графика, иллюстратора, мастера театрально-декорационной живописи И.Я. Билибина.

На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с серым надгробным камнем. Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». И далее мелким шрифтом внизу выгравировано около десятка фамилий.

Среди них первое - имя Ивана Яковлевича Билибина, выдающегося русского художника, умершего от истощения в блокадном Ленинграде.

А в сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но она так и не состоялась: началась Великая Отечественная война. Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда, он ответил наркому просвещения: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают».

До последнего дня он работал в Ленинграде над иллюстрациями к русским народным былинам, больной, голодный, умирающий, свято веря, что его Родина выстоит в войне. «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…», - говорил великий художник. 

Судьба этого удивительного мастера и его изысканное наследие в искусстве неизменно остаются в центре внимания современного культурного человека. Время, в которое довелось жить Билибину, было трудное и противоречивое: Первая мировая война, революции, эмиграция, возвращение, а с картинок художника встает незамутненная, прекраснодушная и бесконфликтная Русь. Эти работы восхищают прозрачностью красок, красотой узорного рисунка, изысканной декоративностью цветовых сочетаний и яркой сказочностью.

Петербургский эстет, страстный коллекционер предметов старины и искусства, любимец женщин, человек артистичный по натуре, общительный и остроумный, Иван Яковлевич обрел славу книжного иллюстратора не только у взыскательной художественной элиты, но и у не очень разбирающегося в тонкостях живописи обывателя. Зритель был покорен эффектной подачей образов и красочной мощью художника.

Билибин был молод, хорош собой и изобретателен на всяческие проделки, впрочем вполне безобидные. Во время учебы в Петербургском университете он познакомился с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. Компания сложилась превеселая. Писали ядовитые стишки, отрабатывали технику рисунка, размышляли над способами оформления сцены и, судя по дневнику Бенуа, регулярно устраивали застолья с крепкими напитками.

«Он был забавный остроумный собеседник и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке» - пишет о Билибине один из его соратников объединения «Мир искусства» Мстислав Добужинский.

«Я увидел молодого, жизнерадостного, черноватого, с большой бородой для его лет студентика с курьезной подпрыгивающей походкой», - вспоминал художник-график Владимир Левитский, - «Вначале я отнесся к нему как-то недоброжелательно, потому что когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием был Иван Яковлевич, работающий так, что как будто рисование у него между прочим; случалось, что болтал больше с Марией Чемберс (будущая жена), чем рисовал, а результаты же были неплохи в рисунке. Это был милейший человек, очень веселый, общительный»

Очаровательный портрет молодого художника рисует близко знавшая его Анна Петровна Остроумова-Лебедева: «Его появления были внезапны. Он был очень красив. При бледноматовой смуглой коже у него были синевато-черные волосы и красивые темные глаза. Билибин знал, что он хорош, и своими неожиданными нарядами удивлял товарищей. Он мне очень запомнился, когда приходил в ярко-синем сюртуке»

Кустодиев Б.М. «Портрет И. Я. Билибина» 1901 Государственный Русский музей СПб

Иван Яковлевич родился в Петербурге 4 (16) августа 1876 года. Мать - Варвара Александровна урожденная Бубнова, из семьи морского инженера Балтийского флота, ученица композитора А. Г. Рубинштейна.

Отец Яков Иванович Билибин, потомок древнего славянского рода, был главным врачом военно-морского госпиталя в Либаве. Но сын по пути военного врача не пошел. Рисовать он начал еще в гимназии. «Насколько я себя помню, — вспоминал Билибин впоследствии, — я рисовал всегда».

Азы изобразительного мастерства юный художник постигал в Рисовальной школе поощрения художеств, которую начал посещать в 1895 году. Но законченного художественного образования не получил. После гимназии он, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, прилежно учился и успешно окончил полный курс в 1900 году.

Все симпатии интеллигентной семьи были на стороне почтенного реализма. Иван Билибин полностью разделял их. В альбоме одного из друзей он записал: «Я, нижеподписавшийся, даю торжественное обещание, что никогда не уподоблюсь художникам в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал — Семирадский, Репин (в молодости), Шишкин»

Впрочем, со временем взгляды Ивана Билибина начинали меняться. Не последнюю роль сыграла поездка в Германию и Швейцарию летом 1898 года. В Мюнхене он посещал художественную студию А.Ашбе, по происхождению словенца, через которую в свое время прошли многие русские — Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Дмитрий Кардовский.

Вернувшись в Петербург, Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую, где преподавал Илья Ефимович Репин. Путь к новому искусству не был прямым и легким. Следует, однако, признать, что школу, техническую сторону мастерства учеба у Репина давала превосходную.

Сам Билибин говорил о своем учителе: «Бывают художественные группы, грозди цветов, где каждый отдельный художник является отдельным цветком, но, чтобы иметь представление обо всей грозди, надо взять всю совокупность. Бывают и отдельные крупные цветки, говорящие сами о себе, и таким цветком был Репин».

Вскоре Иван Яковлевич пробует себя в иллюстрации, интересуют его русские сказки. Тогда-то постепенно и происходит зарождение «билибинского» стиля. Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова, но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути.

Зимой 1898 года Иван Билибин посетил выставку Виктора Васнецова в Академии художеств. Главным экспонатом была только что законченная картина «Богатыри». Он вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа».

Под впечатлением от картины Билибин создал акварельные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке».

Иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка»

Получилось так, что ими заинтересовалась лучшая русская типография «Экспедиция заготовления государственных бумаг», основанная в 1818 году. Экспедиция печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала

Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь Борис Борисович Голицын, известный ученый, академик, инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони устали от однообразия официальной продукции и пригласили Билибина для оформления книг по русским народным сказкам.

Художник делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной», выполненные хромолитографией.

Книги, изданные Экспедицией заготовления государственных бумаг, разошлись по всей России, имели колоссальный успех и сделали имя художника знаменитым.

Обычных читателей и знающих искусствоведов восхищают работы Билибина, книги, иллюстрированные художником, похожи на расписанные шкатулки, художник придумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы.

В это же время Билибин стал одним из участников объединения «Мир искусства», начал оформлять полосы в журнале и участвовать в выставках издания. «Мир искусства» – творческое движение и одноименный ежемесячный журнал, выпускавшийся символистами с 1898 по 1904 год. Среди тех, кто работал над журналом, нет ни одной проходной или малоизвестной фамилии: Илья Репин, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и многие-многие другие.

Б. М. Кустодиев Портрет художников сообщества «Мир искусств»

Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали Ивана Билибина в лидера. И он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

Но Билибин в своих сказочных сюжетах тщательно прорабатывал каждую деталь, стремясь к правдоподобию. Если Иван изображал избу, значит, это была именно та изба, в которой взаправду жили крестьяне — с резным фасадом, кровельным декором и кружевным узором на крыльце.

«Заслуги Ивана Билибина перед русской культурой велики, – пишет С. Голынец. – В начале XX века, когда яркие проявления таланта и новаторства соседствовали с безвкусицей, творчество Билибина служило примером добросовестной и тщательной работы по освоению национальной художественной традиции».

В 1902 году Билибин женится на Марии Чемберс. Девушка тоже была художницей и оформляла книги: они вместе ходили в мастерскую на занятия к Репину. В браке родилось двое детей.

Во время работы над иллюстрациями Билибин задумал поездку на Север. Летом 1902 года он поехал в Вологодскую и Архангельскую губернии. В своем эссе «Народное творчество Севера» художник писал: «Это — край бесконечных лесов и больших и спокойных рек, катящих свои воды на север».

Иван Билибин повторил свою экспедицию в 1903 и 1904 году, но уже с заданием от Русского музея: собрать для этнографической коллекции старинные вещи и национальную одежду.

В поездках иллюстратор не расставался с бумагой и карандашом. Рисовал и снимал деревянные строения, одежду, изучал орнаменты и писал теоретические статьи. Иван Яковлевич был человеком работоспособным, он трудился по 10−12 часов день. В Петербург вернулся с богатым «уловом»: сундуками, посудой, рушниками, платками и сарафанами.

После поездок художник стал документально точно относиться к деталям — терема, костюмы теперь выписывались им с опорой на исторические книги. Под впечатлением от Севера он взялся за иллюстрации к былине «Вольга». 

Иллюстрация к русской былине «Вольга» Сокол 

Одновременно выполнял небольшие заказы от частных издательств: рисовал открытки с видами Архангельской губернии, русских князей, девушек в национальных костюмах. 

Постепенно сложился характерный стиль иллюстратора: обрамление фигур темными линиями, использование ритмичных орнаментов, затейливое оформление букв. Таковы иллюстрации к «Руслану и Людмиле», «Сказке о царе Салтане», «Сестрице Алёнушке и братцу Иванушке».

И. Билибин. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 Билибинская графика пользовалась невероятным успехом — так, например, цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковка.

Иллюстрации «Сказка о золотом петушке», 1906 годИллюстрации «Сказка о золотом петушке», 1906 годИллюстрации «Сказка о золотом петушке», Рать царя Дадона 1906 год

Сумрачный лес для художника символизировал темную, иррациональную силу. Этот образ стал лейтмотивом его работ:

Василиса и белый всадник
Сказочный лес.

Сакральная значительность соседствовала с забавными шутками в народном духе. Русская природа при всей узнаваемости обретала монументальность и многозначительность. Почитатели подмечали в композициях «хрустальную чистоту» визуальных решений и напевность фольклорных мотивов, тщательность отделки и любовь к деталям. «Все работы Ивана Яковлевича Билибина — будь то самая маленькая концовка — всегда сделаны с любовью, умом, культурой и с большим художественным подъемом и мастерством», — отзывалась о товарище по искусству Остроумова-Лебедева.

«Царь Горох»

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессиональной жизни Билибина. С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, прежде всего русского.

Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром, Билибин участвовал в антерпризе С. Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и других.

Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги Фуэнте Овехуна. 1911. Старинный театр

Перед Первой мировой войной талант Билибина с блеском проявился в декорациях опер «Аскольдова могила», «Руслан и Людмила», «Садко», в оформлении журналов «Солнце России» и «Лукоморье», в интерьерной росписи Нижегородского отделения Госбанка к 300-летию Дома Романовых, и в начале 1917 года на заседании Академии Художеств Билибин был представлен к званию академика .

«Хоромы Новгородской братчины» для оперы "Садко" .
Эскиз декорации для оперы «Садко»
Декорации оперы «Аскольдова могила»
Оформление оперы «Садко»Иван Билибин. Эскиз декорации к опере «Руслан и Людмила». 1901

«Имя Билибина достаточно говорит за себя. Фантастический характер оперы нашел в талантливом художнике действительно тонкого и смелого интерпретатора. Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма, порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищенного зрителя в настоящее волшебное царство» (Журнал «Обозрение театров» об опере «Руслан и Людмила»)

Эскиз к спектаклю Ф. Л. Соллогуба «Честь и Месть»

Художнику удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода «Новая Бавария». Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: «Золотое Руно», «Шиповник», «Московское Издательство».

Билибин создавал театральные афиши, эскизы для почтовых марок, бланки меню, открытки и другое.

 Его работы с удовольствием печатали, продукция с картинками Билибина была нарасхват. Завод братьев Корниловых начал выпуск посуды по мотивам работ Билибина. Затем посуду с рисунками Билибина стал Выпускать ЛФЗ.

 

Иван Яковлевич успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками, преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги. 

Вторая жена — Рене а О’Коннель-Михайловская Художник по фарфору, график.

Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику.

Как почти вся русская интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го, а с 1992 года в РФ этот орёл вновь стал официальным русским символом, он изображается на всех российских банкнотах. 

Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» .

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. В 1923 г. к нему в Каир приехала художница по фарфору Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, его бывшая ученица.

В эти годы сложилась семейная жизнь художника. В феврале 1923 года он женился на Александре Щекатихиной-Потоцкой. Шурочка приехала к нему в Египет со своим сыном и привезла в подарок из холодной России полотняный мешочек с гречкой, выменяв его на свою лучшую картину. К.И. Чуковский вспоминал в своем дневнике: «Вчера вечером был у Замирайло. Я поговорил с ним о Щекатихиной: «Да ей Билибин присылает такие теплые письма и телеграммы, что в Питере становится оттепель: все начинает таять!»

«Портрет Билибина в восточном стиле» Щекатихина-Потоцкая А.В. 1924

Портрет Билибина создан Шурочкой в период влюбленности, начала совместной жизни, радости освобождения от голода и холода в Петрограде. Билибин изображен в виде восточного факира, который волшебно изменил жизнь Шурочки и ее маленького сына.

Александра Васильевна – третья жена И.Я. Билибина. Так случилось, что все его жены — художницы. От первого супружества с М.Я. Чемберс у Билибина два сына: Александр и Иван, отношения с которыми он поддерживал, особенно с Александром, будущим художником театра и кино. Гражданский брак со второй женой, красавицей Р.Р. О’Коннель, также оказался непрочным. А вот с А.В. Щекатихиной-Потоцкой художник не расставался до конца жизни. 

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая

В эмиграции он сумел не просто выжить, но обрел «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко.

Билибин Эскиз декорации к балету Н. Черепнина «Роман мумии» 

В Египте судьба свела Ивана Яковлевича со знаменитой балериной Анной Павловой, то был 1923 год. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова», — писал Мстислав Потоцкий (приёмный сын Ивана Яковлевича), — «Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича.

Знаменитая балерина заказала Ивану Яковлевичу эскизы декораций и костюмов к балету «Роман мумии», а в 1924 году в репертуаре Анны Павловой был и ещё один балет – «Русская сказка».

 Здесь художник проявил свой непревзойдённый талант не только декоратора, но и либреттиста.

Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно. В 1925 году Билибин с семьей переезжает из Египта во Францию, где работает художником-оформителем, 

Билибин стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. В Праге выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии. 

Во Франции И.Я. Билибин работал над постановками сезонов русских опер в театре Елисейских полей. «Сказка о царе Салтане», «Сказаниe о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Садко». В них художнику удалось выразить ярче других представителей русского модерна мир старинной России. Богатое оформление всех спектаклей, причудливые и звериные орнаменты, восходящие к росписи старопечатных книг, а часто и лубочность декораций, игрушечность дворцов и картонажность гор и деревьев, как это случилось в постановке «Золотого петушка», являлись неповторимым и отличительным почерком художника.

И.Билибин Иллюстрации к опере «Сказка о царе Салтане»
Град Китеж Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 

«Мы были в царстве иконы, мы вошли в икону. Билибин сообщил иконе третье измерение, к ширине и высоте прибавил глубину…Да, мы любим этот мир иконы. Эти вверх громоздящиеся терема, колокольни, купола, кончающиеся там где-то крестами, эти раскрывающиеся ворота, из которых выходят старцы и угодники, истовые, как будто ветхозаветные патриархи, суровые и благостные, молчаливые и повелительные»,– так писал о декорациях И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» русский театральный деятель Сергей Михайлович Волконский.

Журнал «Русская опера в Париже» 1930 г.

В Париже художник нашел себя в театральной жизни. Здесь он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, создает оформление к балету Стравинского «Жар-птица». 

«Чего-чего только Билибин не знает и в области русского костюма, и в области русской стройки, и в смысле русских уборов и украшений! И этих знаний в нем столько, что он рассыпает их с почти чрезмерной щедростью» - вспоминал А.Н. Бенуа.

Эскиз костюма к балету «Жар-Птица».

Балет был создан по заказу Дягилева для его «русских сезонов». Волшебная птица, фольклорные мотивы — неудивительно, что к работе над декорациями Дягилев привлек своего старого приятеля и единомышленника по журналу «Мир искусства».

В 1929 году певица Мария Кузнецова-Бенуа заказала у Билибина эскизы декораций для оперы — она недавно основала «Частную парижскую оперу» и планировала провести сезон. За год художник оформил три постановки: «Сказку о царе Салтане», «Снегурочку» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

И.Билибин Декорации к опере «Сказка о царе Салтане»
«Сказание о невидимом граде Китеже»И.Билибин Оформление балета «Жар-птица» Эскизы костюмов 

Билибин создавал стиль русской оперы по всему миру. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке. Балет Стравинского «Жар-птица» в оформлении Билибина имели успех в Буэнос-Айресе, оперы - в Брно и Праге. Билибин успешен и востребован.

Афиша русского балета в Монте-Карло, Библиотека Австрали На фото: Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского "Жар-птица".

В 1933 году художник выпустил иллюстрированное издание «Сказки о рыбаке и рыбке». Александр Бенуа писал: «Издание является желанным подарком для наших детей, особенно для тех, которые уже совершенно офранцузились так, что и с русской поэзией их приходится знакомить во французском переводе». 

И. Билибин Иллюстрации «Сказки о рыбаке и рыбке».

В 1936 году Билибин впервые взялся за иностранную литературу — оформил «Русалочку» Ханса Кристиана Андерсена. 

«Русалочка у берега». Иллюстрация к сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» 

Это сразу заинтересовало зарубежных издателей: вскоре иллюстратор подписал контракты на выпуск французских и немецких народных сказок.

Билибинские работы пользовались успехом у художественной богемы Парижа. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи».

Иллюстрации к сказке "Аладдин и волшебная лампа"
Иллюстрации к сказке "Тысяча и одна ночь"

Французские друзья даже упрашивали иллюстратора взять в качестве псевдонима аристократическую фамилию, но Билибин только отшучивался.

В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин: «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства мне больше всего не хватало моей страны».

И, когда до него дошли слухи о том, что в СССР литература и театр - в почете, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал думать о возвращении.

В Париже Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным — советским дипломатом во Франции. Они близко общались, и в 1935 году Иван Билибин получил заказ на роспись в здании посольства СССР. В 1935-м он украсил вестибюль советского посольства в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович», написал письмо Сталину и получил гражданство СССР. Через год 60-летний художник вместе с Шурочкой и Мстиславом вернулся в Петербург, который уже стал Ленинградом.

«Микула Селянинович»

Вот некоторые строчки из письма Билибина с просьбой о возвращении, в котором Билибин называет свой отъезд нелепостью и выражает искреннюю надежду быть полезным новой России: «Хотя я и живу уже десять лет во Франции, я не натурализовался, не будучи в состоянии ассимилироваться не с моим народом. Мы были бы счастливы, если бы Вы могли содействовать нашему возвращению на Родину. Ведь мы работники по своей специальности: всегда таковыми были и таковыми останемся до смерти». На документе пометка, сделанная, видимо, рукой И. Сталина: «Разрешить въезд в СССР художнику Билибину И. Я. и Щекотихиной-Потоцкой с сыном. Принять». 9 сентября 1935 г. (из Архива Президента Российской Федерации)

Приняли его в Ленинграде радушно. В Советском Союзе Билибин оказался чрезвычайно востребован. Все его ипостаси как художника нашли себе применение: это и педагогическая деятельность, и книжные иллюстрации, и работа в театре.

Иван Яковлевич стал профессором и всё последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской Академии художеств. Параллельно Иван Билибин сотрудничал с театрами: он создаёт и костюмы декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина. 

Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «Князь Игорь».

Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». В 1939 году Билибин стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А.Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939).

И.Билибин Иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939).И.Билибин Иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939).И.Билибин Иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939).

Самой выдающейся декорационной работой для Ивана Билибина стало оформление оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, над которой мастер работал с удовольствием, поскольку опера принадлежала его любимому композитору.

Эскиз костюма скомороха к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой Петушок»
Эскиз декорации к опере «Золотой петушок» 

Однако театр не отвлек художника от работы в области книжной графики. Иван Яковлевич Билибин продолжает иллюстрировать книги классиков мировой литературы, своих современников, много работает для журналов, оформляет учебники и книги по архитектуре. Параллельно с этим художник работал в сфере рекламы. И.Я. Билибин создавал рекламные плакаты, бланки меню, афиши, эскизы почтовых марок и открытки. 

Билибин Открытка «Пречюдный богатырь Бога Кор»

Вспоминаем прекрасные иллюстрации художника Ивана Яковлевича  Билибина

Иллюстрация к сказке «Финист Ясный сокол».. 1903Иллюстрации «Сказка об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»Издательство «Экспедиция заготовления государственных бумаг», СПб. 1899 годИван Царевич на распутьеИван Царевич и Елена ПрекраснаяИллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», Красный всадник 1900 годБаба ЯгаСказка «Соль», 1931Сказка «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», 1935Святой князь Владимир Великий, 1925

 

Феерический, фантастический Иван Яковлевич Билибин - истинно русский художник, судьба его была сложной и насыщенной, но всю свою жизнь художник посвятил сказке, он создал свой, неповторимый стиль графики.

Особый «билибинский» стиль узнаваем сегодня с первого взгляда: это и совершенное владение искусством книжной графики, когда и обложка, и текст, и шрифт, и рисунки, и орнаменты подчинены одной общей идее книги, и виртуозная прорисовка старинной русской одежды и предметов быта, и возвращение к традициям древнерусского и народного искусства с их узорностью и декоративностью, и своеобразная трактовка былинных и сказочных образов. 

Через созданные кистью Билибина образы и взрослым людям и детям открывался таинственный, заманчивый мир сказки. Одновременно реалистичные и сказочные, жесткие, откровенные и источающие добро иллюстрации увлекали за собой, вдохновляли, становились самым благодатным топливом для воображения. .

Трудно ожидать подобного от современных детей, воображение и творческое мышление которых убивается ущербными, уродливыми смешариками, всякими губками бобами. Вряд вся эта графическая халтура способна побудить в ребенке фантазию и тягу к творчеству, познанию, экспериментам.

Думаю, что великие прорывы в науке и технике в 20 веке совершили люди, чей живой ум воспитывался в том числе на русских сказках, проиллюстрированных Иваном Яковлевичем.

Творчество Ивана Яковлевича Билибина сыграло значительную роль в формировании интереса к русскому наследию. Его иллюстрации к былинам и сказкам, благодаря полиграфии получили широкое распространение, открыли многим в начале ХХ века красоту русской старины и продолжают удивлять и радовать наших современников сегодня.

Автор-составитель книги «Билибин - гений русского образа», искусствовед, профессор Института им И.Е. Репина Российской Академии художеств Т.Ф.Верижникова пишет: «Иван Билибин – составная часть отечественного художественно-культурного менталитета. И дело здесь не столько в стиле Билибина, а в ощущении неразрывного единства с русской землёй. Этот импульс художник чувствует сквозь тысячелетия, сквозь эпохи, умеет видеть, что хранится и произрастает в культурном пласте. Без сомнения, Иван Яковлевич из плеяды больших национальных художников России, различных по творческому регистру, по атмосфере своего искусства, однако равных по ощущению святой, духовной принадлежности к Родине».

Материалы 

1 РУССКИЙ ХУДОЖНИК, КНИЖНЫЙ ИЛЛЮСТРАТОР, УЧАСТНИК ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА» ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН https://www.liveinternet.ru/us...

2 «Большой билибинский» стиль https://tatlin.ru/articles/bol... 

3 Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) из цикла «Художники – юбиляры» http://romii.ru/calendar/index...

4 И.Я. Билибин Биография http://www.web-gallery.org/Bil...

5 АЛЕКСАНДР ПОЛЯКОВ Иван Билибин. Жажда сказки

6 ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА https://allpainters.ru/bilibin...

7 Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.

8 Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.

9 И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы Русский путь 2009.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх